Справка по итогам тематического контроля "Состояние адаптации первоклассников"

Разделы: Администрирование школы


В соответствии с планом ВШК в I полугодии 2010-2011 учебного года осуществлялся тематический контроль за состоянием адаптации учащихся 1-х классов.

Цель контроля:

  • диагностика состояния адаптации учащихся 1-х классов;
  • выявление уровня школьной готовности первоклассников;
  • знакомство с новыми классными коллективами.

Методы контроля: посещение уроков и внеклассных мероприятий, наблюдение, контроль режимных моментов; собеседование с учителями и родителями; диагностика стартовых возможностей учащихся по методике Н.В. Нечаевой "Знакомься, школа, твой ученик!".

В ходе контроля выяснено следующее:

Для смягчения периода адаптации учителями 1-х классов был использован курс Г. Цукерман "Введение в школьную жизнь", физкультминутки на уроках, игровые паузы, релаксационные пятиминутки.

В течение I четверти ежедневно проводилось по 3 урока в традиционной классно-урочной системе и 1 урок нетрадиционный: урок-сказка, урок-экскурсия, урок-путешествие и т. п.

Для родителей первоклассников проведены общешкольные и классные родительские собрания, посвященные вопросам возрастных и психологических особенностей учащихся 1-х классов в период адаптации".

Для специалистов дошкольных образовательных учреждений Советского района был проведен День открытых дверей для выявления причин, вызывающих проблемы в адаптации, с целью ликвидации их в последующем.

Посещенные уроки показали, что учителя знают требования письма Минобразования России от 25 сентября 2000г. № 20021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы", планируют четвёртые уроки в первой четверти учебного года в нетрадиционной форме для лучшей адаптации учащихся к школьному обучению, что находит свое отражение как в тематическом планировании, так и в записях тем уроков в классных журналах.

На посещенных уроках учителей Шестопаловой Е.А., Яковлевой Е.А. использовались визуальная и предметная наглядность. Учителя Ильина Н.Н., Андреева Е.В. применяли ИКТ.

На уроках учителя Шестопаловой Е.А. эффективно применяются различные формы и методы работы, активизирующие учащихся для восприятия учебного материала. Учитель использует методы опережающего обучения, сопутствующего повторения, межпредметные связи, предлагает задания на развитие логики, догадки, разумно использует принцип научности с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, большое внимание уделяет воспитанию патриотизма. Форма общения на уроке представляет собой учебный полилог. Атмосфера в классе спокойная, доверительная. Требования, предъявленные учителем, учащимися выполняются. Уроки проходят в высоком темпе. Проблемы с адаптацией в плане психологической готовности возникает лишь у Чаусова Д.

Уроки учителя Ильиной Н.Н. планируются в соответствии с календарно-тематическим планированием, с учетом дифференцированного подхода к обучению. Дети четко выполняют требования учителя, с удовольствием участвуют в ролевых играх, проводимых на уроке. Однако, учитель испытывает некоторые затруднения в методике развивающего обучения: недостаточно создаваемых проблемных ситуаций, коллизий, требующих деятельностного способа обучения, темп работы учащихся невысок, содержательная наполненность урока недостаточна. Проблемы с адаптацией испытывают учащиеся Сидельников Н. (отсутствие произвольности), Ковешников Д. (социальная адаптация).

Учитель Яковлева Е.А. использовала на своих уроках игровые технологии: загадки, ребусы, кроссворды, ролевые игры (герои сказок, театр, актеры), предлагала задания на развитие фонематического слуха, речи, объёма внимания и памяти, работала с интонацией. Применяла фронтальные и индивидуальные формы работы. Однако, в применении методики развивающего обучения учитель испытывает затруднения: на уроке преобладает речь учителя, изобилующая частными вопросами в зоне актуального развития учащихся, ситуации учебного полилога не возникает, недостаточно четко даются инструкции по выполнению заданий. Остаются вопросы по социальной готовности и сформированности произвольности поведения у Асламова Е., Кривоконева Р., Степанищева Д.

Учитель Андреева Е.В. на посещенных уроках использовала яркую наглядность, обращалась к личностному опыту учащихся, предлагала задания на классификацию, анализ и синтез, задачи на развитие логики. Однако, учитель испытывает затруднения при постановке общих вопросов, не использует ошибки детей в качестве проблемных ситуаций, неоправданно применяет традиционные методы обучения, недостаточно владеет методами организации учебного процесса, что зачастую приводит к нарушениям дисциплины и общей неорганизованности. Проблемы с адаптацией возникают у Тельных А., Колесник Г. (отсутствие произвольности).

В период адаптации в 1-х классах продолжительность урока составляет 35 минут, при этом 5 минут используются на проведение динамических занятий, минуток релаксации и отдыха.

На посещенных уроках у учителей Андреевой Е.В., Ильиной Н.Н. зафиксирована продолжительность урока в 40 минут. Физкультурные минутки проводились в каждом классе в основном двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Первая включала в себя подвижные игры, комплекс физических упражнений, вторая гимнастику для глаз.

Однако, перемены для учащихся 1-х классов должным образом не организованы, часто проходят в пределах кабинетов или в форме неорганизованной подвижности в рекреации.

Для изучения уровня школьной готовности традиционно применялась методика Н.В. Нечаевой "Знакомься, школа, твой ученик!", которая помогает обнаружить стартовые возможности первоклассников к продуктивной учебной деятельности и выявить индивидуальные различия между детьми. В связи с тем, что диагностика имеет мониторинговый характер, исследования проводились 2 раза в год: в сентябре и декабре 2010 года.

По результатам диагностики выявлено следующее:

- в 1 а классе, учитель Шестопалова Е.А.

На начало обучения 64 % учащихся имели высокий уровень школьной готовности, 28% - хороший, 8% - средний, учащихся с низким уровнем школьной готовности выявлено не было.

В декабре количество учащихся со средним уровнем готовности сократилось на 4% и составило 4%, с хорошим - на 7% и составило 21%, а с высоким увеличилось на 11% и составило 75%.

При этом у 18 учащихся из 25 показатели уровня школьной готовности повысились, у 3 чел. не изменились, но остались высокими (Козлова О., Мануковская О., Якубова Р.), у 3 чел. Произошло некоторое снижение (Зубкова Е.: с 54 до 52 баллов, Чуриков П.: с 56 до 52 баллов, Михалкин Д.: с 51 до 46 баллов).

Средний уровень школьной готовности в целом по классу повысился на 3 балла и составил 53 балла, что соответствует высокому уровню школьной готовности.

- в 1 б классе, учитель Яковлева Е.А.

На начало обучения 23 % учащихся имели высокий уровень школьной готовности, 35% - хороший, 42% - средний, учащихся с низким уровнем школьной готовности выявлено не было.

В результате диагностики в декабре учащихся со средним уровнем готовности не оказалось, с хорошим - 29%, а с высоким уровнем школьной готовности увеличилось на 48% (самый высокий показатель в параллели) и составило 71%.

В случае с 1б классом можно говорить о некотором занижении результатов входной диагностики, причинами которого могут быть завышенные требования учителя Яковлевой Е.А., не сумевшей своевременно перестроиться с требований, предъявляемых к выпускникам начальной школы (её учащихся 4б класса прошлого года) к требованиям к младшим школьникам, только начавшим школьное обучение.

Лишь 1 ученик из 26 (Тадевосян Г.) продемонстрировал снижение уровня школьной готовности, у 4 уч-ся (Асламов Е., Климова А., Кривоконев Р., Шишикин Н.) значительно повысились результаты (рост от 15 до 21 балла).

О недостаточной объективности входной диагностики говорит и тот факт, что средний уровень школьной готовности в целом по классу резко вырос (на 10 баллов!) и составил 51 балл, что соответствует высокому уровню школьной готовности.

- в 1 в классе, учитель Ильина Н.Н.

На начало обучения 15 % учащихся класса имели высокий уровень школьной готовности, 54% - хороший, 27% - средний, 4% - низкий.

В декабре количество учащихся с низким уровнем готовности не оказалось,учащихся со средним уровнем сократилось на 9% и составило 18%, с хорошим - на 31% и составило 23%, а с высоким увеличилось на 44% и составило 59%.

Стабильно высокий уровень школьной готовности продемонстрировал 1 уч. (Болгова В.), значительный рост - у 2 уч-ся (Ковешников Л.: с 24 до 39 б.; Красникова Я.: с 39 до 50 б.), у 2 чел. произошло некоторое снижение (Савинков М.: с 39 до 38 баллов, Сбаихи Д.: с 43 до 39 баллов).

Средний уровень школьной готовности в целом по классу вырос на 6 баллов и составил 49 баллов, что находится на границе между хорошим и высоким уровнем школьной готовности.

- в 1 г классе, учитель Андреева Е.В.

На начало обучения 8% учащихся класса имели высокий уровень школьной готовности, 88% - хороший, 4% - средний, учащихся с низким уровнем школьной готовности выявлено не было.

В декабре учащихся со средним уровнем готовности не оказалось,учащихся с высоким увеличилось на 33% и составило 41%, учащихся с хорошим уровнем стало 59%.

При этом не произошло изменений в показателях у 9 учащихся из 26, у 2 чел. произошло некоторое снижение (Истомина В.: с 49 до 45 баллов, Плохих А.: с 44 до 43 баллов).

В целом по классу средний уровень школьной готовности вырос на 4 балла и составил 48 баллов, что соответствует хорошему уровню школьной готовности.

Диаграмма 1
Уровень школьной готовности первоклассников, сентябрь 2010 г.

Диаграмма 2
Уровень школьной готовности первоклассников, декабрь 2010 г.

Таким образом, в конце адаптационного периода первоклассников в целом по параллели доля учащихся:

  • с высоким уровнем школьной готовности составила 61,5% , что на 34% выше, чем на начало обучения,
  • с хорошим уровнем школьной готовности составила 33%;
  • со средним уровнем - 5,5% (на 14,5% меньше, чем на старте);
  • с низким уровнем - не оказалось (на 1,5% меньше, чем на старте).

Анализ уровня выполнения заданий позволил сделать следующие выводы:

При выполнении заданий диагностики в начале обучения учащиеся 1-х классов лучше всего справились с заданиями 7 (на умение осуществлять звуковой синтез) и 8 (на определение уровня начальных математических представлений).

Наибольшие трудности при выполнении вызвали задания 2а и 2б (на развитие зрительного анализа, умение удерживать и переносить зрительный образ, устанавливать закономерность и способность к самоконтролю) и задание 3 (на классификацию геометричесского материала по самостоятельно найденному основанию).

Диаграмма 3
Качество выполнения заданий, сентябрь 2010 года

 

Рост показателей диагностики в декабре по заданиям 1аб, 2в, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10аб и особенно 2а (+1,2 балла!) свидетельствует о грамотно организованной работе по развитию учащихся.

Отсутствие роста показателей по заданию 7 (на умение осуществлять звуковой синтез) свидетельствует о необходимости более детального подхода к фонетическому разбору с привлечением методики М.М. Безруких по преодолению трудностей в обучении чтению.

Снижение показателей по заданию 2б (на определение уровня самоконтроля) свидетельствует о недостаточной работе учителей 1-х классов по формированию данного аспекта самоорганизационной компетентности.

Диаграмма 4
Качество выполнения заданий, декабрь 2010 года

В разрезе классов анализ динамики результатов выполнения заданий определяет перспективные задачи учителя.

Так, в 1а классе снижение результатов по заданию 9 (на уровень представлений о геометрических фигурах и счёте) требует от учителя Шестопаловой Е.А. включения в уроки математики дополнительных упражнений на развитие названных умений.

Рост показателей по всем заданиям в 1б классе свидетельствует о правильно организованном процессе обучения учителем Яковлевой Е.А.

Учителю Ильиной Н.Н. (1в класс) следует уделить внимание развитию звукового анализа.

Учителю Андреевой Е.В. (1г класс) необходимо уделить внимание формированию самоорганизационной компетентности.

Выводы и рекомендации:

  1. Период адаптации к школьному обучению у учащихся 1-х классов проходит в пределах нормы и, в основном, завершен.
  2. Включению в программу предшкольной подготовки психологических занятий и развивающих игр, а в сентябре 1-го класса курса "Введение в школьную жизнь" Г.Цукерман способствовало повышению уровня школьной готовности и учебной мотивации.
  3. Ведение мониторинговых исследований уровня школьной готовности позволило своевременно принимать меры по коррекции трудностей в обучении и адаптации.
  4. Анализ мониторинга школьной готовности свидетельствует о прогрессивном характере динамики продвижения учащихся 1-х классов в обучении и развитии и создании для этого вполне комфортных условий.
  5. Учителям 1-х классов продолжить работу по использованию диагностических методик для мониторинга уровня обученности и развития учащихся.
  6. Учителям 1-х классов обратить внимание на учащихся, снизивших показатели уровня школьной готовности, принять меры по коррекции адаптации и продуктивности учебной деятельности.
  7. Учителям Андреевой Е.В., Яковлевой Е.А., Ильиной Н.Н. строго следовать методике развивающего обучения при организации учебного процесса.
  8. Учителю Андреевой Е.В. провести комплекс мероприятий на формирование произвольности поведения учащихся.

Зам директора по УВР: ______________ Л.И. Коба

Приложение.