Образовательная программа по бисероплетению "Бусинка"

Разделы: Технология


Пояснительная записка

Декоративно прикладное творчество-это чудесная страна. Помогая ребенку войти в нее, мы делаем жизнь маленького человека интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиции народных промыслов, овладение техническими приемами позволит постигнуть тайны художественного мастерства бисероплетения.

Бисерные работы - живое придание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шелк или шерсть, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далеком прошлом.

Бисер - один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером - работа очень тонкая, кропотливая, требующая особого терпения, бесконечной любви к этому делу. Осваивая технику нанизывания бисера, дети познают еще одну грань красоты мира искусств, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира. Поразительно, сколько разных вещей можно было изготовить из этого на первый взгляд не слишком изысканного материала.

Мода на украшения из бисера стремительно растет, все чаще голливудские звезды и музыкальные дивы предпочитают надеть легкое бисерное колье. В связи с этим актуальным становится организация кружка бисероплетения в рамках дополнительного образования.

В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций.

Образовательная программа "Бусинка", являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приемами бисероплетения. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Данная программа может быть использована как дополнение к основным урокам труда или как самостоятельный предмет, а также дает возможность проявить себя, как личность и раскрыть свой внутренний мир, пробуждая ребенка к дальнейшему освоению народного творчества.

Цель: Целью данной программы является создание условий для творческого развития личности, воспитание эмоциональной культуры ребенка через освоение им бисерного искусства, приобщение детей к ценностям прикладного творчества.

Активизация познавательной и творческой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.

Задачи:

  • Образовательные - углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирования знаний по основам композиции, цветоведения и освоении техники бисероплетения.
  • Воспитательные - привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работ, экономичного отношения к используемым материалам, привитие овнов культуры труда.
  • Развивающие - развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического художественного вкуса.

Основные идеи:

- Творчество не является уделом избранных;

- Творчеству можно учить;

- Творчество стимулирует детей к активности, вызывает повышенный интерес к занятиям.

Научно-теоретическое обоснование: В основе программы лежит систематизация и обобщение автора по энциклопедии по бисероплетению М.Я.Ануфриева (Культура и традиции).

Основные принципы программы:

  • Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
  • Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
  • Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
  • Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
  • Принцип культуросообразности: знакомство с историей бисера,с рукоделием разных народов,
  • Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей,
  • Принцип интеграции: разных форм и техники плетения,
  • Принцип целостности: соблюдение единства обучения и развития с одной стороны, системность с другой.

Срок реализации программы 3 года.

В творческой мастерской (Бусинка) занимаются дети от 6 до 18 лет.

При наборе детей принимаются все желающие. Коллектив делится на четыре возрастные группы - младшая, средняя, старшая, творческая. Занятия в группах проводятся:

  • в младшей группе (от 6 до 10 лет):
  • в средней группе (от 11 до 14 лет):
  • в старшей группе (от 15 до 18 лет):
  • Каждая групп занимается 2 раза в неделю по 2 часа.
  • Творческая группа (от14 до 18 лет): занимается 2 раза в неделю по 2-3 часа.
  • Состав учебной группы от 6 до 10 человек.

В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Также предусмотренные и дополнительные занятия в творческой группе.

Реализация программы осуществляется по трем ступеням образовательного процесса:

1 ступень - начальная:

- Знакомство с историей бисера, с рукоделием разных народов,

- Хранение бисера;

- Материалы и инструменты;

- Создание бисерного изделия;

- Умение подобрать цвет для изделия;

- Умение работать по схемам;

- Качество работы;

- Техника безопасности.

2 ступень - основная:

- Умение определять форму и размеры изделия;

- Уметь и продумывать в целом его конструкцию и художественное решение;

- Умение работать по схемам;

- Составлять простые схемы;

- Умение определять количество пропорций отдельных элементов и способы их соединения;

- Качество работы;

- Техника безопасности;

3 ступень - итоговая:

- Уметь разработать эскиз изделия и его элементов, обратить особое внимание на места их соединений;

- Умение составить схемы изделия и его элементов;

- Уметь выбрать или разработать орнамент;

- Умение нанести орнамент на схемы изделия и его элементов (в условных цветах);

- Умение подобрать цветовую гамму бисера ,стекляруса, рубки;

- Уметь проверить правильность выбранных решений, для чего сделать образцы плетения в выбранной технике и цветовой гамме в соответствии с составленной схемой;

- Качество работы;

- Техника безопасности.

Формы работы:

1. Беседы;

2. Занятия;

3. Объявления;

4. Индивидуальная работа;

5. Групповая работа;

6. Коллективно-творческая работа;

7. Экскурсия;

8. Игра;

9. Оформление (выставки);

Методы организации образовательного процесса:

1. Теоретический:запись в тетради всего материала.

2. Словесный: беседа, объяснения.

3. Наглядный: иллюстрация книг.

4. Практичесий.

Контрольная диагностика.

Важнейшим звеном деятельности является учет, проверка знаний, умений и навыков учащихся.

На занятиях по бисероплетению используются разные виды контроля:

- Текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

- Промежуточный - праздники в клубе, в школе, в округе (выставки);

- Итоговый - открытые и зачетные занятия, участие в городских и республиканских выставках- конкурсах.

Ожидаемые результаты:

В конце изучения курса (Бисероплетения) учащиеся, прошедшие все этапы обучения по программе, должны получить общие сведения о бисере.

Должны знать:

1. Правила техники безопасности;

2. Основы композиции и цветоведения;

3. Класивикацию и свойства бисера;

4. Основные приемы бисероплетения;

5. Условия обозначения;

6. Последовательность изготовления изделий из бисера;

7. Правила ухода и хранения изделий из бисера.

Должны уметь:

1. Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

2. Составлять композиции согласно правилам;

3. Классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам;

4. Правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками;

5. Четко выполнять основные приемы бисероплетения;

6. Свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно-техническими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно;

7. Изготовлять украшения, заколки для волос, салфетки, цветы, плоские и объемные фигурки животных из бисера на основе изученных приемов;

8. Выполнять отдельные элементы и сборку изделий;

9. Прикреплять застежки к украшениям;

10. Рассчитывать плотность плетения;

11. Хранить изделия из бисера согласно правилам.

Содержание образовательного процесса

1 год обучения

Основой занятий кружка первого года обучения является: ознакомление учащихся с бисерным рукоделием. Планом занятий. Демонстрацией изделий.

История развития бисероплетения. Использование бисера. Инструменты и материалы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности. Основные приемы бисероплетения. Зарисовка схем. После изготовление сказочных персонажей при организации работы бисером соединяем труд и обучение в игровую программу, что помогает обеспечить единое решение познавательных, практических задач.

2 год обучения

На втором году обучения добавляются сложнее приемы плетения. И зарисовки сложных колье, подвесок, ожерелье. Также идет повторение правил техники безопасности.

По итогам изучаемых тем проводятся выставки клубные, городские, окружные.

3 год обучения

На 3 год обучения большое внимание уделяется самостоятельному чтению и зарисовки схем плетения.

Плетение сложные колье, ожерелье, а также вышиванию картин.

Участие в выставках.

Методические рекомендации.

Овладение искусством бисероплетения начинается с изготовления изделий по образцу путем прямого повторения за учителем. Схемы дети зарисовывают себе в тетрадь и дома самостоятельно закрепляют материал, плетением зарисованной темы.

Не перегружать детей и создавать условия для самовыражения и развития конструктивной деятельности.

Эффективность обучения повышается при введении элементов проблемности.

Постановка и решение проблемных задач развивает творческие способности, делает труд более осмысленным. Очень важно озадачить ученика поиском самостоятельного решения, а не сразу давать готовый ответ.

Для этого учащимся предлагаются сетки-схемы, с помощью которых они сами создают варианты изделий. Когда навыки будут сформированы, можно предложить детям создавать различные композиции из отдельных элементов. Таким образом, комплексное использование методов обучения повышает надежность условия информации, делает учебный процесс более эффективным.

Упражнения, снимающие утомление глаз.

Работать с бисером рекомендуется не более 4-5 часов в день, несколько раз прерывая работу для выполнения упражнений, снимающих утомление глаз.

Первый комплекс:

1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить упражнение 5-6 раз с интервалом в 30 сек.

2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы.

3. Медленно вращать глазами: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

Второе и третье упражнения рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, с интервалом 1-2 минуты.

Второй комплекс:

Стоя, смотрите прямо, перед собой 2-3 сек. Затем поставьте палец на расстояние 25-30 см. от глаз, переведите взгляд на кончик пальца и смотрите на него 3-5 секунд. Опустите руку. Повторите 10-12 раз. Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками надо выполнять, не снимая их. Сидя, тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко, спустя 1-2 секунды уберите пальцы.

Повторите 3-4 раза.

Очень полезно на несколько секунд взглядом окинуть горизонт, посмотреть в даль.

Полезные советы:

  1. Можно надеть бусинки на нитку без иглы или использовать нить, кончик которой необходимо предварительно обработать клеем или лаком для ногтей.
  2. Кончик нити следует опустить в лак на 5 - 6 см., вынуть и подкрутить по направлению закрутки нити, снимаю излишний лак. Так повторить 2 - 3 раза.
  3. В процессе работы кончик нити размочаливается, поэтому операцию приходится периодически повторять, предварительно обрезав испорченный конец.
  4. Хранить бисер лучше в пузырьках и баночках с плотной крышкой.
  5. Не следует смешивать бисер разного цвета и вида.
  6. В процессе работы удобно насыпать немного бисера на ворсистую ткань, однотонную фланель, драп, сукно. С такой ткани легко поддевать бусинку иглой, бисеринки не будут раскатываться и подпрыгнуть.
  7. Нельзя использовать бракованные бисерины, лучше их сразу выбрасывать. В некоторых случаях бисер нужно тщательно калибровать.
  8. При работе бисер следует набирать иглой. В руки его берут в исключительных случаях. В рот бисер брать нельзя.
  9. У стекляруса очень острые края, которыми он может легко перерезать нить. Поэтому с двух сторон от трубочки стекляруса набирают по бисерине.
  10. Нить (Нити) во время работы необходимо все время подтягивать так, чтобы бисерины плотно прилегали друг к другу.
  11. Проходя иглой с нитью через бисеринку с уже ранее пропущенной через нее нитью, нужно стараться не проколоть эту нить.
  12. Чтобы нить была более прочной, перед началом работы ее следует обработать свечкой. Для этого нить протягивают через размягченный кусочек свечки. Ее излишки снимают, пропустив нить через ушко большой иглы.
  13. При работе с леской необходимо пользоваться иглой. Только в исключительных случаях иглу снимают и проходят в отверстие концом лески.
  14. Чтобы бисерины не соскальзывали с нити, перед началом работы их нужны закрепить. Для этого достаточно набрать 6 - 7 бисерин, потом через все, кроме последней из набранных, пройти иглой с нитью в обратном направлении. При этом необходимо оставить конец нити длинной 12 - 15 см. После окончания работы временной закрепление можно снять и нить закрепить окончательно.
  15. Для того чтобы закрепить нить в конце работы, нужно пройти назад в соответствии со схемой сначала 6 - 7 бисерин, завязать узелок, затем еще 6 - 7 бисерин, завязать узелок и еще несколько бисерин. Отрезать нить, оставить конец длинной 3 - 4 мм., быстро его оплавить. Леску закрепляют так же, как нить, но ее конец оплавляют.
  16. Изделия, сплетенные на леске, после окончания работы кладут под груз. В качестве груза можно использовать книги. Хранить так же изделия нужно расправленными.