"Научи меня рычать"

Разделы: Логопедия


Цель: автоматизация звука [Р] в словах, в предложении.

Задачи:

1. Образовательные:

- формировать слуховой и моторный образ звука [Р];

- автоматизировать звук [Р] изолированно, в слогах, в словах, предложениях;

- активизировать словарь детей по теме "Животные";

- уточнить название детенышей животных;

- закрепить деление слов на слоги;

- учить подбирать однокоренные слова к слову "рыба".

2. Коррекционные:

- развивать мимику, используя психогимнастику.

- развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать мелкую моторику, используя пальчиковую гимнастику;

- развивать внимание и мышление;

- развитие навыка звукового анализа и синтеза

3. Воспитательные:

- воспитывать желание говорить правильно и красиво;

- воспитывать у детей активность и внимательность на занятии.

Оборудование:

Щенок Мухтар - перчаточная кукла, мимический кубик, артикуляционный кубик, схема анализа артикуляции звука, схема характеристики звука, схема самомассажа языка, мяч, дид. игра "Телевизор", озеро, удочка, колокольчики, картинки (в траве гитара, в траве карандаш и т.д.), пособие "Зоопарк", зеркала, вата, макет города Красивой речи, цветовые фишки для звукового анализа слова, звуковички, элементы буквы Р.

Ход занятия

Орг. момент (дети стоят в кругу)

Ребята с каким настроением вы пришли в детский сад? (ответы детей)

Игра с мимическим кубиком (ловят кубик и выполняют психогимнастику)

"Нужно говорить всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Вспомнить обязательно,
Что учили на занятиях!"

Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима.)

Назовите признаки зимы (стало холодно, морозно, идет, снег, метет метель и т.д. В какие зимние забавы вы играете зимой?(играют в снежки, катаются на лыжах, санках, с горки, лепят снеговика и т.д.)

Давайте с вами выполним самомассаж "Снеговик"

2. Массаж биологических активных зон "Снеговик"

Раз, два, раз, два -
Лепим мы снеговика
Мы покатим снежный ком
Кувырком, кувырком.
Мы его слепили ловко
Вместо носа есть морковка
Вместо глазок -угольки,
Ручки - веточки нашли
А на голову - ведро.
Посмотрите, вот оно!
Имитируют лепку снежков
Поочередно проводят ладонями по шее справа и слева.
Проводят пальцами по щекам сверху вниз
Растирают указательными пальцами крылья носа.
Прикладывают ладони ко лбу "козырьком" и энергично растирают лоб.
Трут ладонями друг о друга.
Раздвигают указательный и средний пальцы "вилочкой" и растирают точки перед ушами и за ними.
Кладут обе ладони на макушку и покачивают головой.

3. Сообщение темы

Ребята к нам сегодня в гости пришел щенок, а зовут его - Мухтар. Он еще очень маленький, поэтому он не умеет рычать, но очень хочет научиться. А для этого ему надо попасть в город Красивой речи в гости к звуку, а к какому вы должны отгадать загадку и определить последний звук в отгадке:

Почему-то не до игр,
Если рядом бродит :. (тигр)

Правильно, Мухтар хочет отправится в гости к звуку [Р] и просит вас отправится с ним в дорогу. Но дорога в город Красивой речи очень трудная, Мухтару одному не справится. Поможем ему?

Но прежде, чем нам идти в город Красивой речи,

Мы должны показать, как умеем выполнять артикуляционную гимнастику.

4. Артикуляционная гимнастика (с использованием артикуляционного кубика)

Губы:

Улыбнемся мы лягушкам.
Губы тянем прямо к ушкам.
Угостили нас вареньем,
Все в хорошем настроенье.

Язык:

Упр. "Лопатка"

Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.

Самомассаж языка (с использованием схемы)

Упр. "Маляр"

Пригласили маляра,
Красить стены нам пора.

Упр. "Грибок"

Язык к небу поднимаем
И грибочек получаем.

Воздушная струя: упр. "Фокус"

5. Автоматизация звука [р] изолированно.

Давайте покажем Мухтару как мы с вами научились рычать: давайте покажем р-р-р

И расскажем, что мы уже знаем про звук Р

6. Анализ артикуляции звука и его характеристика (используя схемы)

Вы на схемы посмотрите,
Все о звуке расскажите.

Губы: в улыбке.

Зубы: разомкнуты.

Язык: язык поднят к верху, боковые края прижаты к верхним зубам, кончик дрожит.

Воздушная струя: прерывистая

Голосок: работает.

- Что еще можно сказать о звуке [р]?

- Звук [р] - согласный (воздух встречает преграду, не тянется), звонкий (голосок работают), твердый (как что :).

Дети из звуковичков.выбирают звук [Р].

7. Работа по развитию фонематического слуха.

Мухтар принес нам с вами колокольчики и просит поиграть с ним :

Как услышишь звук [р],

Колокольчиком звени.

р-м-н-р-к-г-р-м-н-б-р-к-н-р;

ра-ма-но-ро-ку-гу-ру-мы-ры-ка-ра;

Роза, мама, арбуз, нога, кукушка, гусь, труба.

8. Автоматизация звука в слогах (с опорой на схемы артикуляции гласных звуков)

Звук [р] сейчас возьмите

К гласным в гости заходите. (выбрать из звуковичков - звук [Р] )

ра-ра-ра ар-ар-ар
ро-ро-ро ор-ор-ор
ру-ру-ру ур-ур-ур
ры-ры-ры ыр-ыр-ыр

Чтобы в город Красивой речи попасть, давайте ребята вместе с Мухтаром немножко отдохнем и выполним физминутку.

9. Физминутка

Щенок смелый и веселый
Добрый, нежный и здоровый.
Любит, как волчок вертеться
И на солнышке погреться.
Перескакивать, сгибаться,
На коньках любит кататься,
Любит бегать и скакать,
Танцевать и крепко спать.

(имитация движений по тексту)

Звуковичок [Р ] приготовил для вас задания и пригласил нас в зоопарк:

10. Пальчиковая гимнастика "Зоопарк".

В зоопарк пойдем скорей
Много разных там зверей
("пройти" по столу указательным и средним пальцем обеих рук)
И колючие ежи
(растопырить пальцы как иголки ежей)
И клыкастые моржи
(опустить вниз мизинец и указательный пальцы, а все остальные пальцы зажать в кулачке)
и огромные слоны,
(зажать в кулачки все пальцы, кроме средних - это хоботы)
Уж невиданной длины
(делать волнообразные движения правой рукой)
Зайцы трусливые
(выставить указательный и средний пальцы обеих рук, остальные в кулачке)
Птицы красивые
(помахать кистями скрещенных рук)
Даже крокодилы есть :.
Впрочем, всех не перечесть!
(соединить основания ладоней, смыкать и размыкать кончики слегка согнутых пальцев - это "крокодилова пасть")

Задание 1. Давайте посмотрим, какие животные живут в зоопарке? Ребята, а только ли животные живут в зоопарке? (птицы,) Назовите всех животных и птиц каких вы видите?

(белка, жираф, носорог, обезьяна, кенгуру, крокодил, страус, крот, тигр, рысь, корова, ворона, рак, рыбы, ворона, слон, волк, лось и др.).

А теперь помогите Мухтару выбрать только тех животных, в названии которых есть звук [Р].

(жираф, носорог, кенгуру, крокодил, страус, крот, тигр, рысь, корова, ворона, рак, рыбы, ворона,)

Игра с мячом "Назовите детенышей животных" -

  • У кенгуру - кенгуренок
  • У тигра -
  • У зебры -
  • У крокодила -
  • У страуса-
  • У рыси -

11. Работа по развитию навыка звукового анализа

Задание 2. Игра "Телевизор" - деление слов на слоги (слова со звуком [р])

Выполните с помощью фишек схему слова - рак.

Выложите из элементов букву Р.

Андреева Ирина Анатольевна [231-913-102], учитель-логопед

Задание 3. Разминка (подбор слов-родственников к слову рыба).

Давайте закончим стихотворные строчки, подобрав слова в рифму:

Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали как : (рыбы).
Я б хвостом махала гибким
И резвилась, словно : (рыбка)
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая : (рыбешка)
Выплывает корм ища,
Пребольшая : (рыбища)
"Эх, сорвался мой улов! -
рассердился : (рыболов).-
рыба не клюет никак,
видно, я плохой : (рыбак)".
От обиды чуть не плачет,
Но сидит весь день : (рыбачит)
Рыбаку ужасно жалко,
Что не удалась : (рыбалка)

Давайте поможем Мухтару поймать рыбки из озера.

Игра "Рыбалка" (картинки - контуры)

В траве гитара. В траве карандаш и т.д.

Составьте предложение со словом ворона.

12. Итог занятия.

Спасибо ребята, что помогли Мухтару: он научился рычать, послушайте как звонко он рычит: р-р-р, а также он узнал что звук Р - согласный, твердый, звонкий.

Список литературы

  1. Ванюхина Г.А. Речецветик. Занимательное пособие по развитию речи и мышления. - Екатеринбург: Издательство "Сократ", 2000.
  2. Инновации - в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.Е. Громова. - М.:ЛИНКА - ПРЕСС, 2008
  3. Картушина М.Ю. Праздники для детей 6-7 лет. Сценарии для ДОУ. - М.:ТЦ Сфера, 2008 (серия "Вместе с детьми".)
  4. Лебедева И.Л Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь: Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М.: Вентана -Граф, 2004
  5. Ярош Е.А. Путешествие по городу Красивой речи. Учебно-методическое пособие. Научно-методический Центр Проблем детства. Лаборатория развития способностей детей и разработки технологий индивидуализации образовательного процесса. Екатеринбург: Издательство "Центр Проблем Детства", 2001