Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Многообразие растений Кемеровской области. 7-й класс

Разделы: Преподавание биологии


Цели урока:

  • расширить знания учащихся о многообразии растений Кемеровской области;
  • раскрыть их роль в природе и жизни человека;
  • продолжить формирование умений анализировать и обобщать изученный материал, систематизировать полученные знания, пользоваться дополнительной литературой, применять полученные знания на практике, развивать навыки самостоятельной работы; работать в коллективе, принимать совместные решения, оценивать работу товарищей, обращать внимание на правильность речи.

Образовательные:

  • диагностическая: выявить уровень усвоения учащимися системы знаний признаков классов и семейств цветковых растений, их многообразия и значения, а также умений узнавать растения из изученных семейств на рисунках;

Развивающие:

  • развивать у школьников интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление;
  • эмоциональную сферу: уверенность в себе;
  • мотивационную сферу: стремление добиться успеха.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию у учащихся положительного отношения к учебе, умения общаться и сотрудничать.

Каждая группа выполняет проектную работу о растениях нашей области выбранного ими семейства.

Цель проекта: создать презентацию о растениях Кемеровской области (для конкретного семейства).

Задачи проекта:

  • собрать материал о представителях данного семейства;
  • подобрать иллюстрации;
  • оформить презентацию .

Ход урока

I этап: Определение уровня информированности по теме «Растения»

Ребята, сейчас предлагаю вам разделиться на группы, вспоминая систематику растений. Я называю растение, а вы говорите, к какой систематической группе они относятся. Кто первый правильно отвечает, тот получает балл и эмблему. Правильно ответившие занимают места за столами с соответствующими табличками: «Покрытосеменные», «Голосеменные», «Мхи», «Водоросли». (Далее жирным шрифтом выделены правильные ответы)

Внимание, начали: Эвкалипт (Цветковые), Фукус (Водоросли), Сфагнум (Мхи), Гинго (Голосеменные), Шиповник (Цветковые),Сосна (Голосеменные), Дикран (Мхи), Эвглена (Водоросли), Лиственница (Голосеменные), Лещина (Цветковые), Гипн (Мхи), Ламинария (Водоросли), Пихта (Голосеменные), Тростник (Цветковые), Мний (Мхи), Спирогира (Водоросли), Кедр (Голосеменные), Вяз (Цветковые), Ягель (Мхи), Саргассум (Водоросли), Берёза (Цветковые), Кукушкин лён (Мхи), Секвойя (Голосеменные), Хламидомонада (Водоросли) и т.д.

Учитель: Что объединяет все растения? (Ответы…) Правильно, способность самостоятельно добывать себе питание.

Сейчас, в течение 2 минут, всем командам необходимо поработать над единым заданием, которое находится на столах в конвертах № 1.

Конверт №1

Дополните утверждения:

  1. По способу питания растения относят к ..., а точнее к ...
  2. Фотосинтез – это процесс создания ... веществ из ..., проходящий в ... под действием ...
  3. Вещества, необходимые для фотосинтеза: ...

Доказательно ответьте на вопросы:

  1. Содержит ли хлорофилл хлор?
  2. Какова космическая роль зелёных растений?
  3. Есть ли ещё организмы, способные самостоятельно создавать себе питательные вещества?

По истечении срока выступает докладчик от каждой группы – 30 сек.

Эксперты подводят итоги по выполнению общего задания, раздают баллы – 1 минута.

II этап: Формирующий по теме «Растения»

Приступаем к индивидуально-групповому заданию в конвертах под № 2. На размышления даётся всего 1 минута.

Конверт №2 для «Покрытосеменных»

Для леса характерно ярусное расположение растений. Вырубили растения верхнего яруса (полога леса). Назовите возможные последствия. Перечислите факторы, действие которых изменится.  

Конверт №2 для «Голосеменных»

Как-то в Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле, но очень самоуверенный ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:
– Это хвойный лес?
– Хвойный.
– А где хвоя?
– Опала.
– По чьей вине?
– Природы.
– Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы.

Вопрос: Придётся ли лесничему отвечать за гибель леса?

Конверт №2 для «Водорослей»

Считается, что пароход «Титаник» ночью 14 апреля 1912 г. Столкнулся с айсбергом, пропоровшим ему борт. Почему это произошло? Ведь, несмотря на ночь, на палубе было много пассажиров и членов экипажа, приближения белой громадины-айсберга они просто не могли не заметить. Возможно, айсберг был … тёмный.

Вопрос: Выдвиньте правдоподобную гипотезу происхождения «тёмного айсберга».

Конверт №2 для «Мхов»

В басне «Листья и корни» И.А. Крылова корни, споря с листьями, говорят:

– Мы те, которые здесь, роясь в темноте,
Питаем вас, ужель не узнаёте?
Мы корни дерева, на коем вы цветёте.
Красуйтесь, в добрый час! Да только
Помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится;
А если корень иссушится,
Не станет дерева, ни вас.

Вопрос: В чём была ошибка знаменитого баснописца?

Выступления докладчиков – по 30 сек.

Эксперты подводят итоги по выполнению общего задания (раздают баллы) – 30 сек.

III этап: Индивидуальный блиц-турнир

Учитель: Объявляю блиц- турнир и предлагаю вопросы для личного зачёта. (Ребята отвечают, получая за правильные ответы по 1 баллу)

  1. Из чего состоят тела растений и животных? (Из клеток)
  2. Представители какого Царства являются внутриклеточными паразитами? (Вирусы)
  3. Безъядерные одноклеточные организмы… (Бактерии)
  4. Наука о грибах … (Микология)
  5. Назовите организмы-симбионты, образующие лишайники…(Грибы и водоросли)
  6. Древнейшие фотосинтезирующие организмы на Земле…(Цианобактерии или синезелёные водоросли)
  7. Чем прикрепляются водоросли и мхи к субстрату? (Ризоидами)
  8. Как называют листья большинства голосеменных? (Хвоя)
  9. Основной признак двудольных растений … (Две семядоли)
  10. Мочковатую корневую систему имеют… (Однодольные растения)
  11. Орган, в котором происходит процесс фотосинтеза (Лист)
  12. Как называется плод у гороха? (Боб)
  13. К какому семейству относится Акация белая? (Бобовых)
  14. Как называют организмы, которые положительно друг для друга существуют сообща? (Симбионты)

IV этап: Путешествие по станциям.

Учитель: А теперь мы совершим небольшое путешествие. Итак, наш поезд тронулся в путь. Мы очень быстро доехали до станции «Водоросли». Нас встречает экскурсовод вам слово.

Первый экскурсовод: Мир водорослей огромен по численности и разнообразен по формам. Водоросли – самые древние растения на нашей планете. Преобладающее большинство из них живет в пресной и соленой воде, например в морях красные водоросли обитают на самых больших глубинах. Некоторые произрастают в наземно-воздушной среде, располагаясь на стволах деревьев, каменных стенах, на поверхности почвы и даже снега и льда.

Среди водорослей есть одноклеточные и многоклеточные организмы. Например, одноклеточные – это – хламидомонада, хлорелла; многоклеточные – спирогира, улотрикс; морские водоросли – бурые, красные. Тело водорослей представлено слоевищем или талломом; у них нет ни корня, ни стебля, ни листьев. Водоросли относятся к низшим растениям. Размножаются водоросли спорами и половым путем.

Водоросли являются гигантским источником кислорода, органических веществ, они содержат много ценных веществ, используемых в промышленности, сельском хозяйстве, медицине и в питании людей. Водоросли являются активными санитарами, очистителями загрязненных водоемов. Водоросль хлорелла даже летала в космос. Водоросли представляют большую ценность для нашей планеты.

А теперь проверьте себя, как вы усвоили услышанное.

Какие утверждения верны? Графический диктант. /чертим линию, делим ее на 5 отрезков; при правильном ответе продолжаем прямую, при неправильном – чертим крышу над линией/

  1. Размножается водоросль только спорами. –
  2. Тело водоросли называют слоевищем. +
  3. Зеленые водоросли с помощью хлорофилла осуществляют фотосинтез. +
  4. Все водоросли живут в морях и океанах. –
  5. Бурые водоросли самые глубоководные. –

Отправляемся дальше в путь. Перед нами станция «Мохообразные» Экскурсию по этой станции

Второй экскурсовод: Мохообразные – обширная группа растений, очень разнообразных по внешнему строению. Во всем мире их насчитывается около 27 тысяч видов. Мохообразные представляют собой очень древнюю группу в царстве растений. Почти все они многолетние растения. Они низкорослы, их высота колеблется от 3 мм до 5-7см.. Они всегда растут в местах с повышенной влажностью.

Все мохообразные делятся на два класса печёночников и листостебельных мхов. К листостебельным относятся кукушкин лен и сфагнум. Их тело имеет стебель, листья, но ещё не имеют корней. Размножаются мохообразные половым путем, вегетативно и спорами. Половое размножение происходит только при участии капельно-жидкой воды. Мхи участвуют в образовании болот, влияют на общую обеспеченность суши влагой. Сфагнум участвует в образовании торфа. Торф применяют как удобрение, топливо, подстилку для животных.

А теперь проведем цифровой диктант.

  1. Появление на почве этого мха – сигнал, предупреждающий о возможном заболачивании почвы.
  2. Участвует в образовании торфа.
  3. Размножаются половым путем, вегетативно и спорами.
  4. Растут всегда лишь в местах повышенного увлажнения.
  5. Это многолетние растения.

Ответы: 12000

  1. кукушкин лен и сфагнум;
  2. кукушкин лен;
  3. сфагнум.

Учитель: Ребята у нас получилось число 12000. Именно такое количество видов насчитывает следующий отдел Папоротникообразные, куда мы и отправляемся. Нас встречает экскурсовод

Третий экскурсов