Интегрированное внеклассное мероприятие (граждановедение + литература) на тему "Если я чем-то на тебя не похож"

Разделы: Внеклассная работа


УЧАСТНИКИ: учащиеся 6-х классов, члены клуба "КРЕДО"

ЦЕЛИ: Обсуждение проблем подростковой толерантности в современном российском обществе на примере произведения В. Железникова "Чучело".

ЗАДАЧИ:

  • Проанализировать и закрепить понятие "толерантность", основные черты толерантной и интолерантной личности;
  • Формирование навыков толерантного поведения; способности адекватно и полно познавать себя и других людей;
  • Воспитание уважительного отношения к чужому мнению, другим людям; готовность прийти на помощь.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: "круглый стол" с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.

МЕТОДЫ:

  • дискуссия с элементами театрализации;
  • работа в группах;
  • психологический тренинг.

 ЭПИГРАФ К УРОКУ:

"Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди".
Б.ШОУ

Ход занятия

1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы занятия, которая посвящена отношениям между подростками.

Проблемное задание: в ходе занятия придумать свой вариант окончания известного высказывания Сент-Экзюпери.

Наше занятие проходит в форме круглого стола, где каждый может свободно высказать свою точку зрения, не боясь ошибиться. У нас с вами все как в настоящей школе - уроки и перемены. Итак, начинаем. Урок первый- урок истории.

2.УРОК ИСТОРИИ.

Беседа с учащимися по вопросам:

1) Что понятие "толерантность"?

2) Когда отмечается День толерантности?

3) Как слово толерантность определяется в разных странах?

4) Почему в разных странах определения различны? Что их всех объединяет?

5) Почему так актуальна толерантность в наше время?

Затем учащиеся вместе с учителем делают выводы по обсуждаемой теме.

ТВОРЧЕСТВО РЕБЯТ: ученик читает написанную им басню про мартышек; описанная в басне ситуация очень напоминает нам наши отношения.

3. УРОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Обсуждение произведения В.Железникова "Чучело".

Ребята отвечают на вопросы:

1) Каковы ваши впечатления от повести?

2) Что вам больше всего запомнилось? Почему?

3) Назовите главных героев повести, дайте им характеристики.

4) Как автор повести описывает отношения в классе?

5) Как связаны описываемые события с темой нашего разговора?

6) Как бы вы оценили отношение ребят к новой ученице?

7) Изменились ли ребята в конце повести? Какие перемены вы наблюдали?

8) Что заставило ребят измениться?

Какие качества толерантной и интолерантной личности мы можем назвать на примере повести "Чучело"?

ВЫВОДЫ по итогам обсуждения: Есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный.

Мы все разные, но у нас много общего.

УПРАЖНЕНИЕ: Учимся ценить индивидуальность.

Вопрос ребятам: Хорошо это или плохо, что мы все разные?

Вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Мы становимся интересны друг другу, учимся друг у друга.

4. УРОК ТЕАТРА. Инсценированная игра.

Группа учащихся представляет "Сказку о счастье". Затем следует обсуждение сказки:

- Как вы думаете, почему изменился король?

- Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

- Чему нас учит эта сказка?

ВЫВОД: Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону.

5. ТРЕНИНГ ТОЛЕРАНТНОСТИ.

Работа в группах: разбор психологических ситуаций. Каждая группа объясняет, как они поведут себя в данной ситуации. Другие дают свои рекомендации насчет поведения, как сделать его более толерантным.

6. УРОК РИСОВАНИЯ. Творческая работа: рисуем "Дерево толерантности".

На доске на ватмане изображено дерево; ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы вокруг нас было "пространство толерантности". Затем листья прикрепляются к дереву. Часть ребят озвучивает написанное.

7. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ЗАДАНИЯ, данного в начале мероприятия. Учитель снова обращается к эпиграфу урока. Выступление ребят, выслушиваются варианты ответов; их обсуждение. Затем учитель дает полный вариант эпиграфа: "Если я чем то на тебя не похож, этим я вовсе не оскорбляю, а одаряю тебя".

Это означает что мы должны ценить наши различия. В уважении и принятии другого человека со всеми его различиями проявляется наша культура. Мы должны позволить другим быть другими и ценить собственную индивидуальность.

Конечно, мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

8. РЕФЛЕКСИЯ. Ребята оценивают свою работу на семинаре.

Отвечают на вопрос: где в своей жизни смогут применить те принципы, знания, что приобрели на занятии?

9. УПРАЖНЕНИЕ. "Техасские объятия" - ребята становятся в круг, а затем тесно смыкают его.

Занятие заканчивается песней "Ты, да я, да мы с тобой".