Урок математики+экономики в 4-м классе по теме "Арифметические действия над числами. Экономика нашего города"

Разделы: Начальная школа


Цель: закрепление умения делить многозначные числа на однозначные.

Задачи:

  • Продолжить работу по закреплению приемов деления многозначных чисел на однозначные, экономические понятия.
  • Развивать мышление, вычислительные навыки, умение анализировать, делать выводы, оценивать результаты.
  • Воспитывать интерес к предмету экономика, целеустремленность, любовь к своему городу, району.

Оборудование:

  • учебник «Моя математика» Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких;
  • рабочая тетрадь;
  • мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент – Ребята, сегодня у нас непростой урок. В чем это будет заключаться, вы поймете через несколько минут. А пока, отправляемся в путь
2. Актуализация знаний – Давайте откроем тетради и напишем сегодняшнее число
– Запишите многозначные числа используя цифры 2, 4
(224, 242, 244, 422, 442, 424, 2.244, 2.222, 2.424, 4.444, 4.244, 4.422 и т. д.)
– Какие числа у вас получились?
– Посмотрите на экран. Что вы видите? (Достопримечательности Уфы) (Приложение 1. Слайды  4, 5, 6.)
– Бывали ли вы в этих местах? Где они располагаются? (Это достопримечательности Уфы)
– А что такое город? (Город – это населенный пункт, больший по численности жителей, чем в деревне)
– В каком городе живете вы? Какова численность нашего города?
На 1 января 2009 года численность граждан Уфы – 1.032.051 человек.
– Предположите, сколько детей в нашем городе? (165.000 человек)
– Какие еще районы города Уфы вы знаете? (Демский, Кировский, Советский, Орджонекидзовский, Октябрьский, Калининский, Ленинский)
– Рассмотрите диаграмму численности жителей 7 районов нашего города (Приложение 1. Слайды  8, 9)
– Что можете сказать населении в районах нашего города?
Демский

53254

Калининский

196798

Кировский

128214

Ленинский

74106

Октябрьский

229944

Орджоникидзовский

181349

Советский

166105

– Как вы считаете, почему в Демском районе меньшее число жителей? С чем это может быть связано?
– Что нужно сделать, чтобы в нашем районе стало больше жителей?    (Строить новые дома, предприятия)
– Более 60 лет назад площадь рабочего поселка Дёма составляла 17.000 квадратных метров и в нем жили 5000 человек. Посчитайте приблизительную площадь приходившуюся на одного жителя нашего района

17000 : 5000 = 3 м2

Теперь площадь Демского района составляет приблизительно 57 квадратных километров, сосчитайте, какая площадь теперь приходится на одного жителя в среднем?

57000 : 54000 = 1 м2

– Площадь нашего района увеличилась, а почему же на одного человека приходится меньшая площадь?
– Посоветуйте администрации нашего города и района, что нужно сделать, чтобы численность жителей увеличилась? (Сделать рекламу нашего района и жилья в нем)
– Как делать рекламу какому-либо товару вы умеете благодаря урокам экономики. Это будет творческим заданием для вас: сделать рекламу нашему району.
– Вспомните и назовите производственные предприятия нашего района?

  • Завод ЖБИ
  • Иммунопрепарат
  • Дорожно-строительный участок № 2 преобразован в СУ-820
  • предприятия Дёмского железнодорожного узла Куйбышевской железной дороги

– Вспомните, что влияет на цену товара? (Сырье, сезон, качество товара, реклама, погода, налоги, курс валют, место производства, спрос)
– Почти все мы живем в квартирах и платим квартплату. Как сложится сумма нашей квартплаты?

  • Газ
  • Свет
  • Вода
  • Отопление
  • Вывоз мусора
  • Пользование лифтом и т. д.

(Приложение 1. Слайд 15)

– Средняя стоимость квартплаты на сегодняшний день составляет 2980 рублей в месяц. Посчитайте и запишите в тетрадь, какую сумму мы заплатим за год?

2980 * 12 = 35.760 рублей

– Узнайте, какую сумму мы будем платить, если стоимость квартплаты увеличить на 1\4 часть от средней стоимости

2980 : 4 * 1 = 745 рублей – повысится стоимость
2980 + 745 = 3725 рублей стоимость после увеличения цены

– Молодцы!

3. Самостоятельное формулирование темы и целей урока – Итак, в чем же будет заключаться необычность нашего урока? (На уроке математики используем экономические знания)
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока
– Какова цель урока? Что мы с вами должны будем сделать в ходе урока?
4. Повторение и закрепление – Вспомните, на какие зоны можно условно разделить город? (Производственная, жилая, деловая)
– Почему выделяют так четко эти зоны? Может, следует их смешать?
– А как появляются дома? Кто строит их?
– Людей, каких строительных профессий вы знаете?
– Что нужно знать и уметь, чтобы дом не развалился, был прочным и уютным? (Вычислительные навыки)
– Выполним № 1(б)

1 строка – 1 вариант
2 строка – 2 вариант

2 человека работают возле доски

– Чему учились выполняя это задание?
– Оцените свою работу по алгоритму. Учащимся выставляется отметка.
– Ребята, у моих друзей возникла небольшая проблема. Они хотят приобрести квартиру, но как выяснилось, той суммы, которая у них есть, не хватает. Помогите им советом, что сделать моим друзьям? (Обратиться в банк и взять кредит)
– Что такое банк? Что будет, если мои друзья возьмут кредит в банке?
(Приложение 1. Слайд 19)
– Спасибо вам за совет.
– А теперь решим задачу № 3 (а)
– Прочитайте задачу. О чем она?
– Что известно из задачи?
– Из чего удобнее строить плот? Почему?
– Что нужно найти в задаче?
– Как оформим условие задачи? (Удобнее таблицей)

  Скорость Время Расстояние
1 день ? 7 24 км
2 день ? одинаков. 7 всего 31 час 20 км
3 день ? 7 18 км

– Посмотрите, сколько действий будет в задаче? (5)
– Построим алгоритм работы.
– Что найдем сначала?

1. Найдем все расстояние
2. Найдем общую скорость, так как она всегда была одинаковой.
3. Найдем время движения по дням.

1) 24 + 20 + 18 = 62 (км) – расстояние за 3 дня
2) 62 : 31 = 2 (км\ч) – скорость плота
3) 24 : 2= 12 (ч) – в 1 день
4) 20 : 2 = 10 (ч) – время во 2 день
5) 18 : 2 = 9 (ч) – время в 3 день

Ответ. В 1 день плот двигался 12 часов, во 2 день – 10 часов, в 3 день – 9 часов.

– Чему учились выполняя это задание?
– Есть ли необходимость в будущем решать подобные задачи? Почему?
– Сейчас, работая в парах выполните № 6. (Приложение 1. Слайд 22)
– Что нужно выполнить в этом задании?
– Чему учились, выполняя этот номер?

Если останется время № 7 и № 4
№4 выполняется с помощью направленного графа (Приложение 1. Слайд 23)

И – П – К – С – А

Допустим, Игорю 20 лет, тогда Коле 23 года, Андрею 27 лет, Петру 21 год, Саше 25 лет

5. Итог урока – Итак, что мы делали сегодня на уроке?
– Что вспомнили?
– Чему учились на уроке?
6. Домашнее задание 1. Творческое – сделать рекламу нашему району, чтобы люди захотели переселиться;
2. Стр. 81 № 8.