Программа "Летние каникулы"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цель реализации программы: активизация творческой, интеллектуальной, физической, духовной и трудовой деятельности детей в условиях временного детского коллектива.

Форма реализации программы: деятельность образовательного учреждения в летний период.

Направление деятельности программы: физкультурно-оздоровительное, досуговое, трудовое.

Место реализации: МОУ СОШ №10, город Татарск, ул. А.Матросова, 106.

Кадры: Начальники лагерей, воспитатели, вожатые (ТПУ, учащиеся старших классов - лидеры ученического самоуправления), классные руководители.

Общее количество участников программы: 246 человек.

Контингент участников:

Возраст детей Социальные категории Адресность
6-17 лет Сироты, опекаемые, на учёте в ПДН, ВШУ. Семьи: многодетные, полные, неполные, благополучные, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Детям от 6 до 17 лет

Условия участия в программе: при школе создана комбинированная детская площадка “Чудо-град”, медицинский кабинет, спортивный зал, классные комнаты, сухой бассейн, мягкие модули, спортивный инвентарь, настольные игры, игрушки, ТС (телевизор, магнитофон, ДВД, фотоаппарат, видеокамера, компьютер).

Краткое содержание программы.

1. Организационная работа.

2. Кадровое обеспечение.

3. Программа “Летние каникулы”: “Лидер”, “Отдых”, УПБ “Ритм”, рембригада “Юность”, РВО “Ровесник”.

4. Анализ деятельности пришкольного оздоровительного лагеря “Радуга”

5. Деятельность педагогического коллектива школы по реализации программы “Здоровье” 2007-2008 учебном году.

Контингент участников: учащиеся МОУ СОШ №10 (возраст с 6 лет до 17 лет).

В соответствии с Законом РФ “Об образовании” каждый ребёнок имеет право на организованный культурный отдых. Основные сферы деятельности организации летнего отдыха должны включать в себя то, что интересно и чем может проявить себя каждый участник летнего отдыха. Применяя технологию КТД личностно - ориентированного типа дети и взрослые становятся ближе друг к другу, а атмосфера в школе – родной и домашней.

Нормативно-правовой блок: Конституция РФ; Конвенция о правах ребёнка; Трудовой кодекс РФ; Устав МОУ СОШ №10; Положение об организации ученического самоуправления.

Программа “Летние каникулы”

Срок реализации - 3 года в период летних каникул.

Цель: активизация творческой, интеллектуальной, физической, духовной и трудовой деятельности детей в условиях временного детского коллектива.

Задачи.

1. Пропагандировать здоровый образ жизни через занятия физической культурой и спортом, беседы.

2. Формировать лидерские качества школьников и положительное отношение к труду.

3. Способствовать созданию единого воспитательно-образовательного пространства детей, педагогов, помогающего самовыражению личности.

4. Создать положительно-эмоциональный климат в коллективе, для комфортных взаимоотношений детей и взрослых.

Программа предполагает работу в трех направлениях:

  1. Летний пришкольный лагерь “Радуга”.
  2. Работа разновозрастных отрядов.
  3. Создание рембригады и УПБ (учебно-производственной бригады).

Формы: интеллектуальные игры, дискуссионные клубы, спортивные соревнования, работа в звеньях, шоу программы.

Предполагаемый результат

Получить:

- личность любознательную;

- творческую;

- коммуникабельную;

- физически здоровую;

- желающую помочь другим;

- обладающую качествами лидера;

- получившую навыки в организации сельхоз и ремонтных работ;

- воспитать лидерские качества.

Требования СаНПИНа:

1. Тепловой и световой режим соблюден.

2. Соблюдение чистоты и порядка в столовой, в местах общего пользования.

Медицинская служба

1. Ежедневный осмотр детей фельдшером.

2. Ежедневная витаминизация.

3. Водные и закаливающие процедуры.

4. Зарядка (ежедневно).

В период июня-августа в школе работали объединения:

  • “Журналист”
  • “Краеведение”
  • “Патриот”
  • “Ритмика”

Материально-техническое оснащение лагеря:

  1. Технические средства (телевизор, видеомагнитофон, микрофон, музыкальный центр).
  2. Спортивный инвентарь (обручи, скакалки, мячи, физкультурные маты).
  3. Настольные развивающие игры (лото, шахматы, шашки).
  4. Детские игрушки.

Пришкольный оздоровительный лагерь “Радуга”

Учащиеся (6-14 лет) в течение трех летних месяцев посещали лагерь дневного пребывания “Радуга”. Педагогами и вожатыми разработана программа деятельности лагеря “ОТДЫХ”.

Цель: Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся. Формы проведения мероприятий подбираются с учетом возрастных особенностей учащихся. Интеллектуальные мероприятия: “Поле чудес”, “Звездный час”; походы с целью сбора лекарственных трав, экскурсии, КВНы “Мистер и мисс Лето”; конкурсы: загадок, песен и сказок. Учителями физической культуры проведены мероприятия, способствующие повышению иммунитета, укрепляющие здоровье учащихся (босохождение, обливание, воздушные ванны, спортивные соревнования, эстафеты). Организованы встречи с командами лагерей других школ, посещение городских мероприятий. За летний период в лагере отдохнули 104 человека, что составляет 53%.

В школе создано добровольное объединение старшеклассников “ЛИДЕР”, включающее работу разновозрастных отрядов, УПБ, рембригады.

ПРОГРАММАЛидер”

добровольное объединение учащихся создано
по инициативе активистов детской организации “СВЕТ”

Тема: создание благоприятных условий, позволяющих детям и подросткам проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой проводить свободное время.

Объект исследования: детские объединения.

Цель: создать добровольное объединение подростков на основе общих интересов и их дальнейшей, успешной социализации.

Задачи.

  1. Воспитание коммуникативных навыков учащихся.
  2. Формирование системы нравственных качеств, основанных на общечеловеческих ценностях и идеалах.
  3. Нравственное воспитание и осознание смысла жизни в соответствии с социальным бытием.
  4. Формирование основных лидерских качеств учащихся.

Гипотеза: создать условия для развития активной жизненной позиции детей и её реализации в общественно – значимой деятельности.

Сроки эксперимента: 2008-2011.

Первый этап – 2008-2009 год.

Проектирование и содержание программы “Лидер”.

Изучение и прогнозирование социокультурных условий в микрорайоне.

Оценка влияния социальной среды на развитие личности ребёнка.

Второй этап – 2010-2011 год.

Разработка новых технологий по развитию личности ребёнка в социуме.

Активная деятельность детского объединения, направленная на развитие общественно – значимой жизненной позиции подростков.

Внедрение, отслеживание и корректировка содержания программы “Лидер”.

Анализ и подведение итогов программы “Лидер”.

Методы исследования: психолого-педагогические (информационные, наблюдения, опрос, анкетирование, эксперимент).

Основные заповеди членов объединения.

  1. Делай добро!
  2. Люби и цени окружающих!
  3. Не жди крика о помощи – протяни руку первым!
  4. Будь верен своему слову!

Только сохраняя эти правила, создаются условия для сотрудничества, сотворчества, взаимного доверия.

Направления:

  • пропаганда здорового образа жизни;
  • вовлечение в социально-значимую деятельность;
  • коллективно-творческие дела;
  • трудовая деятельность.

Основные направления деятельности:

  • организаторское - создание условий для обучения школьников навыкам организаторской деятельности;
  • информационное – повышение доступности информации о деятельности организации;
  • нравственное – формирование гуманистических отношений к окружающему миру, общечеловеческим ценностям;
  • гражданско-патриотическое – воспитание любви к отчему краю, формирование гражданского самосознания;
  • досугово-игровое – самореализация личности ребенка его деятельности и возможности.

Принципы деятельности:

  • принцип системного подхода;
  • принцип личностного подхода;
  • принцип деятельностного подхода;
  • принцип вариативности;
  • принцип демократичности.

Основные формы работы:

  • социально-значимые дела, полезные для детей и общества;
  • игры, имитирующие реальные, социальные отношения;
  • формы досуговой деятельности.

Программа направлена на формирование у детей лидерских качеств и навыков общения, на умение понимать и учитывать интересы других людей, на владение основами управления и самоуправления.

Механизм реализации программы “Лидер”:

  1. Формирование и работа штаба актива “ Ровесник-2008”, “Юность”, “Ритм”.
  2. Расширение творческих связей с учреждениями культуры и общеобразовательными учреждениями.

План мероприятий

Июнь.

Девиз: “Добро в каждый дом”

Операция “Чистый микрорайон”

Акция “Добро в каждый дом”

Июнь.

Девиз: “О, спорт, ты наша жизнь”

Товарищеская встреча по волейболу

Соревнования по л/а.

Август

Девиз:“Творчество, юность, счастье”

Праздник для жителей микрорайона “Юные таланты”

Конкурсная программа “Я самый активный”

Сентябрь.

Девиз: “Будем вежливы во всем”

День вежливости

Акция “Спеши делать добро”

Октябрь.

Девиз: “Дело мастера боится”

Выставка творческих работ

Акция "Подготовка к зиме – помощь ветеранам"

Ноябрь

Девиз: “Игра и творчество -молодым”

День открытых дверей (общежитие рабочего городка) школа

Игровая программа для жителей микрорайона

Декабрь

Девиз: “Подготовился к зиме – помоги ближнему”

Благоустройство микрорайона.

Соревнования по хоккею

Январь

Девиз: “Встретим праздник - Новый год”

Конкурс на “Лучшую ледяную фигуру”

Акция “Создадим снежный городок”

Предполагаемые результаты.

1. Благоприятный морально-психологический климат в школьном коллективе, включение всех участников в КТД, усиление трудовой и благотворительной направленности.

2. Активизация деятельности детских объединений, направленная на развитие общественно - значимой жизненной позиции детей и   подростков.

3. Устойчивое стремление к реализации творческих и интеллектуальных возможностей подростков.

Деятельность разновозрастных отрядов “Ровесник”

В течение трёх лет в летний период на площадках по месту жительства созданы и действуют разновозрастные отряды “Ровесник”. Руководителями отрядов назначены педагоги школы и вожатые – учащиеся школы.

Цель: создание условий для развития коммуникативных навыков, лидерских качеств, стремление к здоровому образу жизни.

Организация единого коллектива.

Задачи:

  • содействие формированию коммуникативных и лидерских качеств учащихся,
  • развивать любознательность, креативность.

Традиции:

“ Орлятский круг”, конкурсы: “ Мисс Лето – 2008”,

“ Мистер Лето-2008”; еженедельные сборы, проведение военно-патриотических игр: “Зарница”, “Захват крепости противника” и т.д.

Механизмы реализации программы “Лидер”:

1. Формирование и работа штаба актива “ Ровесник -2008”, “Юность”, “Ритм”.

2. Расширение творческих связей с учреждениями культуры и общеобразовательными учреждениями.

Предполагаемые результаты:

1. Активизация деятельности детских объединений, направленная на развитие общественно - значимой жизненной позиции детей и подростков.

2. Устойчивое стремление к реализации творческих, интеллектуальных возможностей подростков.

Рембригада “ Юность” (программа)

Цель: развитие коммуникативных навыков, закрепление знаний по строительно-отделочным, санитарно-техническим нормам, при работе с ручными инструментами.

Задачи.

1. Сплотить коллектив.

2. Помочь учащимся овладеть навыками строительных работ.

Традиции: Общий сбор, товарищеские встречи между звеньями.

Механизм реализации: создание штаба “Лето-2008”, определение фронта работ, составление плана совместных мероприятий.

Предполагаемые результаты: овладение навыками строительного мастерства, ремонтных наружных и внутренних работ, сплоченность коллектива.

УПБ “Ритм”

Цель: подкрепление на практике знаний, полученных на уроках биологии в течение года.

Задачи:

  • овладеть навыками учебно-опытнических работ,
  • научить учащихся правильно классифицировать растения,
  • освоить навыки исследовательской деятельности.

Традиции: выставки, участие в районном слете деятельности УПБ.

Механизм реализации программы: опытническая деятельность, создание штаба “Ритм-2008” (планирование и организация общих дел).

Результат.

Овладение основами селькохозяйственной деятельности, сплоченность коллектива.

Как показало анкетирование комфортно чувствуют себя в общении со сверстниками 81% учащихся, навыки трудового обучения по различным видам ремонтной деятельности приобрели 65% учащихся, 15% школьников занимались исследовательской деятельностью в летний период.

Индивидуально трудоустроены в летний период 2 человека. Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что разработанная и реализуемая нами программа “Каникулы” позволяет ребятам не только отдохнуть в летний период, но и проверить и подтвердить на практике приобретенные знания по отдельным предметам.

В течение летнего периода организованным трудом и отдыхом охвачено 246 человек, что составляет 97% учащихся школы.

Программа оздоравливания детей в летний период является неотъемлимой частью реализуемой в школе программы “Здоровье” (приложение 1).

Навыками ремонтных работ овладели - 23 человек (26%). В период каникул учащиеся 5-9 классов освоили навыки трудовой деятельности – 102 человека, что составляет 41%.Опытнической деятельности - 22 человека (24%). Для полноценного отдыха учащихся воплощен проект пришкольной площадки “Чудо-град”. (Приложение 2).