Изучение романа "Преступление и наказание" на уроках литературы. "В Петербурге Ф.М. Достоевского"

Разделы: Литература


Цель: показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает автор жизнь униженных и оскорбленных, подвести к осмыслению главного конфликта романа- конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

Ход урока

1. Беседа по первичному восприятию романа “Преступление и наказание”

  1. Вы попадаете в мир Ф.М. Достоевского. Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников?
  2. Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на этих улицах. Какое впечатление они произвели на вас и почему?
  3. Каково ваше самое сильное ощущение, когда вы, покидая улицы, входите с трактир, в комнату, где живут Мармеладовы?
  4. Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?

2. Оформление тетрадей

Роман “Преступление и наказание” (1866 год).

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Сказка, холод и гранит…

А.С. Пушкин
(Медный всадник)

3. Вступительное слово учителя

Задача урока – не просто увидеть Петербург Достоевского, хаотическую пестроту, скученность, удушающую тесноту человеческого существования и проникнуться сочувствием к страдающим людям. Но и привести к пониманию неразрешимости тех противоречий и тупиков, в которые попадают герои романа, к пониманию, что эта “неразрешенность” зависит не от воли людей, а от состояния общества. Общество, в котором живут герои романа, так устроено, что жизнь каждого из них возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью.

Необходимо рассмотреть, как изображает писатель гнетущую обстановку безысходности жизни человека, заставляя за судьбами людей увидеть образ преступного мира, где так безмерно унижен и придавлен человек, где человеку “некуда пойти”, и подойти к выявлению основной философской проблемы романа - к конфликту между человеком и миром.

4. Работа с текстом в форме беседы, чтение отрывков, пересказа сцен и комментирование их

К этому уроку студенты перечитали следующие эпизоды:

ч. I, гл. 1, 2 (первый день с Раскольниковым в Петербурге),

ч. I, гл. 3 (письмо матери Раскольникова),

ч. I, гл. 5 (сон Раскольникова),

ч. II, гл. 7 (сцена смерти Мармеладова),

ч. IV, гл. 4 (описание комнаты, в которой жила Соня),

ч. V, гл. 2, 3 (поминки у Мармеладовых, сцена с Лужиным),

ч. V, гл. 5 (Катерина Ивановна с детьми на улицах Петербурга).

Анализируем текст:

В 1-й и 2-й главах первой части мы отправляемся вместе с Раскольниковым по улицам Петербурга, трактирам, распивочным, каморкам. Видим, как придавлен, унижен, духовно одинок в этом мире человек, как удушливой скученности людей противостоит духовное одиночество человека в толпе. Люди здесь относятся друг к другу с презрением и взаимным недоверием, объединяет их, кажется, только злорадство и любопытство к несчастьям ближнего.

Исповедь Мармеладова, письмо-исповедь матери Раскольникова, изображение Сенной площади и прилегающей к ней “канавы” с многочисленными распивочными и “заведениями” - позволяют говорить о том, что судьбы героев романа обусловлены не какими-то случайными трагическими обстоятельствами или индивидуальными качествами личности, а законами устройства общества.

Наиболее типичные студенческие ответы: “Улица грязная. Всюду известка, кирпич, пыль. Стоит страшная жара, духота, вонь из распивочных. Мы чувствуем, что здесь можно задохнуться, и появляется желание поскорее убежать с этой улицы куда-нибудь подальше, подышать свежим воздухом”

“Мы на одной из “серединных” бедных улиц Петербурга Достоевского. Какое-то чувство страшной тесноты все время преследует меня. Тесноту на улице создают “непрерывно” попадающиеся пьяные, кучи мусора, кирпича. Кажется, что сама улица, ее дома надвигаются на прохожего. Все это пробуждает какое-то гнетущее чувство”.

Студенты не столько “рисуют” улицу, сколько говорят о том, чувстве, которое возникает у них, когда они попадают на одну из “серединных” улиц Петербурга. Образ улицы пробудил у них определенные мысли и чувства. Анализ этих мыслей и чувств помогает уяснить, что пейзаж в романе несет большую художественную нагрузку, что у Достоевского “пейзаж – это не только пейзаж впечатления, но и пейзаж выражения”. Он никогда не нацелен на простое описание обстановки, он создает настроение, усиливает и оттеняет социальную и психологическую характеристику героев, но и выражает то, что внутренне связано с изображением человеческим миром.

Пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен сквозь призму его восприятия. “Серединные улицы” Петербурга, где люди “так и кишат”, вызывают в душе Раскольникова “чувство глубочайшего омерзения”.

“В этом квартале, - говорит один из студентов, - встречаются самые бедные, обездоленные, несчастные люди. Все они похожи друг на друга. “Оборванец”, “лохмотник” очень часто пишет о них Ф.М. Достоевский. Все они серые и унылые, как и улица, по которой идут”. От встреч с людьми остается ощущение “чего-то грязного, жалкого, безобразного.

“Заходим в трактир. Та же вонь, грязь, духота, что и на улице. Чувствуешь себя каким-то придавленным. Самое сильное ощущение – нечем дышать”. “ Испытываешь чувство отвращения. О трактире хочется сказать словами Раскольникова: “Грязно, пакостно, гадко, гадко!” “Куда бы мы ни вошли: в трактир, в каморку героя или Мармеладовых, самое сильное ощущение: тесно, грязно, душно, давит. Страшно за людей, живущих в этих “каморках”, жалко их”

Делаем вывод, что мотив духоты, тесноты, толкучки, вони и грязи, чего-то неправильного, безобразного, рождаемый пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей и каморок, в которых они живут. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, “как в комнате без форточек”, его давит и в “густой толпе”, и в трактире, “битком набитом”, и в каморках. Все несет на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования.

Отправившись вместе с Раскольниковым по улицам, мы увидели Петербург Сенной площади, Екатерининского канала, распивочных и “заведений”, каморок и чердаков, услышали исповедь Мармеладова. Картины жизни униженных и оскорбленных произвели очень сильное впечатление и явились главными предметом размышлений.

Эпизоды о страшной нищете, надругательстве над человеком, о невыносимых страданиях униженных и обездоленных. “Сон Раскольникова о замученной кляче, которую секут по самим глазам и забивают до смерти, напоминает страдания людей, которые наблюдаются в течение всего романа.

“Нельзя спокойно читать эти страницы, странная горечь переполняет сердце. Каждая страница из жизни Мармеладовых – крик о помощи: надо немедленно спасать этих людей, что-то сделать для этого, чтобы вытащить их из этой трясины!”

Картины, рисующие трагизм нищеты и безмерных страданий людей, проникнуты тоской по гуманности и справедливости. Поэтому страшная жизнь людей пробуждает сочувствие, и возмущение, и мысль о том, что так жить человек не может.

Герои романа бессильны разрешить противоречия и “тупики”, в которые ставит их жизнь. За судьбами людей угадывается образ преступного мира, понять, что неразрешимость противоречий, безвыходность тупиков, в которых попадают герои, зависит не от воли людей, а от состояния общества.

Вдумываясь в положение Сонечки: не пойди Соня на улицу, умерли бы с голоду ее сестренки и братишка, чахоточная мачеха и пьяница - отец. Пойти на улицу – значит надругаться над собой, переступить закон морали и совести. Анализируя обстоятельства, в которые попадают Дуня Раскольникова, Катерина Ивановна, мы убеждаются, что они, в общем-то, аналогичны той ситуации, в которую поставлена жизнью Сонечка Мармеладовой.

Обобщая ответы, подчеркиваем следующие моменты: естественные человеческие отношения в обществе искажены: добро по отношению к людям требует зла - по отношению к себе (желание помочь голодным детям привело Соню к преступлению против совести), любовь к людям может проявиться только в форме самоотрицания, понятия “добра” и “зла” принципиально неразделимы.

Жизнь ставит героев Ф.М. Достоевского в такие ситуации, где безнравственным становится само неукоснительное требование нравственности. Люди вынуждены переступать моральные нормы, чтобы купить право на существование. Можно использовать глубокую мысль Д.И. Писарева о душном мироустройстве, в котором мечутся герои романа. В этом мире “оказываются неприменимыми правила и предписания общепринятой житейской нравственности. В таком положении точное соблюдение каждого из этих превосходных правил и предписаний приводит человека к какому-нибудь вопиющему абсурду. И не только сам человек, подавленный исключительным положением. Но даже и беспристрастный наблюдатель, вдумываясь в такое исключительное положение, останавливается в недоумении, и начинает испытывать такое ощущение, как будто бы он попал в новый, особенный, совершенно фантастический мир, где все делается навыворот и где наши обыкновенные понятия о добре и зле не могут иметь никакой обязательной силы”.

Человеку в этом мире “некуда не пойти”. Мармеладов сознает свою беспредельную вину перед семьей и особенно перед Соней. Он пропивает последние вещи, бесчеловечен по отношению к близким людям, обрекая их на голодное существование, а любимую дочь на проституцию. Но трагедия пьяницы - Мармеладова не только в его пороке. Суть дела останется без изменений, если Мармеладов будет не пьяницей, а смиренным титулярным советником. К такой жизни такие понятия, как честный труд, неприложимы (“Много ли может, по-вашему, бедная, но честная девица честным трудом заработать?..”). И на службе нет места человеку, там человек всего лишь “штифтик” бюрократической машины.

Слова Мармеладова: “Надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти”, - несут в себе не бытовой, а философский смысл. “Ему некуда пойти, как человеку, поднявшемуся над бессмысленным существованием штифтика в бюрократической “машине”. К неразрешимым противоречиям и тупикам приводят “бедных людей” беспощадно и неумолимо социальные обстоятельства, весь миропорядок.

“К горю людей здесь относятся не только равнодушно, но даже с усмешкой, со злорадством. Беда в доме Мармеладовых, а мы видим, как протягиваются “наглые смеющиеся головы”, слышится “пронзительный визг” хозяйки дома, которая хочет испугать бедную Катерину Ивановну, угрозой выгнать из комнаты. Дикие отношения!”

“Кругом шумно и многолюдно. Дома густо заселены людьми. Комната Мармеладовых проходная. В такой комнате человек не может остаться один на один со своими мыслями и думами. Каждый шаг его видят другие. Человек как бы раскрыт перед всеми. Но человек чувствует себя здесь одиноким, потому что никому нет дела до его несчастья, потому что кругом он видит лишь любопытные лица”.

Больше всего поражает в отношениях людей друг к другу равнодушие, всеобщее раздражение, злоба, злое любопытство, разъединенность. У студентов возникает мысль о духовном одиночестве человека в толпе, они делают первый шаг в понимании конфликта между личностью и обществом.

Текст, над которым работают студенты, позволяет раскрыть одну из важных особенностей художественной манеры Достоевского: в создании образа внешней обстановки и образа самого человека, прослеживается уклон к гротеску. Этот гротеск, усиливающий восприятие безобразия обстановки, мысли, чувства, есть своеобразное выражение патетики Достоевского, как и у Гоголя, - “враждебным словом отрицания”.

Достоевский в письме к Н.Н. Страхову писал: “ У меня свой особенный взгляд на действительность и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного”.

Делаем вывод: тот “жизненный тупик”, в котором “человеку некуда пойти”. “Сгущение красок” помогает держать читателя в страшном напряжении, “не давать отдыха”, заставляет его спросить себя: “А нет ли и в твоей душе стремления к душевной лени, к такому душевному спокойствию, которое означает твое прощение самому себе, безразличие к страданиям людей? Не слабеет ли в самом тебе голос совести? Не поддаешься ли ты соблазнам “жизни в свою утробу”? Нет ли в тебе самом жесткости, жива ли в тебе человеческая душа, не теряет ли она способность болеть за горе, за оскорбления унижения людей, живущих с тобой на этой грешной, стремящейся к счастью земле?”

Таким образом, с первых страниц романа капиталистический уклад жизни предстает как мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, как мир ненависти и вражды, распада моральных устоев.

Потрясающие своей грозной правдой картины нищеты и страданий городских низов 60-х годов века проникнуты болью о человеке. Данное в романе объяснение судеб людских позволяет говорить о преступном устройстве мира, закона которого обрекают человека жить “на аршине пространства”, в каморках, похожих “на гроб”, на невыносимые лишения и страдания. Это и есть конфликт между человеком и обществом.

Записываем в тетради: люди в Петербурге смотрят друг на друга “враждебно и с недоверчивостью”. Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. Пейзажные картины города, сцены его уличной жизни – создают общее впечатление Петербурга, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.

Домашнее задание.

1. Перечитать эпизоды: размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых, чтение письма матери (2–4-я главы первой части романа).

2. Подумать над вопросами:

  • Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили?
  • Как вы объясните эти противоречия?
  • Какие выводы о характере Раскольникова вы делаете на основании этих поступков?

3. Раскрыть смысл рассуждения Раскольникова после встречи с Мармеладовым.

4. Перечитать разговор студента с офицером в распивочной, о котором вспоминает Раскольников в главе шестой первой части.

Список литературы

1. Белкин А. “Роман Ф. Достоевского ”Преступление и наказание”. Русская классическая литература. Разборы и анализы. – М ., 1969.

2. Белов С.В. “Роман Ф. Достоевского ”Преступление и наказание”. Комментарий. Книга для учителя. Под редакцией Д.С. Лихачева. М., 1971.

3. Волкова Л.Д. “Роман Ф. Достоевского ”Преступление и наказание” в школьном изучении”. Пособие для учителя. Л., Просвещение, 1977.