Урок истории по теме "Право выбирать". 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Цели:

  • Образовательная: формирование представления о том, где полученные теоретические знания  могут быть применимы на практике и в каких формах эти знания могут быть представлены.
  • Воспитательная: способствовать формированию потребности социально-активного поведения личности.
  • Развивающая: продолжить работу по развитию умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, отстаивать свою точку зрения.

После изучения темы учащиеся должны:

  • знать, что понимается под избирательным правом и избирательной системой;
  • знать, какие существуют формы участия граждан в политической жизни страны;
  • понимать роль электората в выборах.
  • знать основные положения Конституции РФ о праве каждого гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
  • иметь представление об основных принципах участия граждан в выборах.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: деловая игра.

Основные понятия: выборы, референдум, электорат, избирательная система, избирательное право.

Оборудование: мультимедийная система, принадлежности для рисования.

ХОД УРОКА

При входе в кабинет учитель предлагает выбрать жетон любого цвета и занять место в группе, соответствующее цвету. Ребята разбиваются на три группы.

– В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки. Даже сейчас, войдя в класс, вы сделали свой выбор. Почему вы выбрали именно этот жетон? (Понравился цвет, форма, высказывание на нём…)
10 октября 2010 года ваши родители тоже сделали свой выбор. В Арзгирском районе состоялись выборы глав муниципальных образований и депутатов в Советы депутатов. Вот данные  избиркома:

  Отдано голосов %
С.Арзгир 2619 22,03
С.Родниковское 336 46,86
С.Серафимовское 859 55,38
С.Новоромановское 382 30,86
С.Чограйское 477 48,92
С.Садовое 606 51.88
С.Каменная Балка 426 65,64

Также на Ставрополье проводился и местный референдум – граждане с.Арзгир решали вопрос о самообложении. Но из-за низкой явки он признан несостоявшимся. (22,03%)
Какую вы видите проблему? По какому вопросу у граждан нет ответственной позиции? Люди не осознают, зачем это надо, а также не знают процедуры выборов

Ребята, хочу обратить ваше внимание на слова У.Черчиля  «Плохую власть выбирают хорошие люди, которые не ходят на выборы».
Как Вы их понимаете?
Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но ещё труднее выбирать, когда речь идёт о судьбе целого государства. Поэтому тема нашего занятия «Право выбирать». Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят, воспользоваться своим правом, избирать.  Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Попробуем разобраться в этих вопросах накануне Единого дня голосования края 13 марта 2011 года. Сегодня мы будем говорить об избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах; выясним, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов.
Приглашаю Вас поучаствовать в предвыборной кампании. У нас работают предвыборные штабы следующих молодёжных движений:
– Молодёжь Ставрополья.
– Юная гвардия.
– Смена.
Кроме этого присутствуют независимые наблюдатели, которые будут проводить мониторинг активности предвыборных штабов.
В ходе предвыборной гонки вы имеете право заработать как можно больше процентов для своего движения.

1. Я предлагаю экскурс в историю избирательного права. Послушайте мой рассказ и скажите:
– возьмёте ли вы что-нибудь в свою избирательную систему;
– что из избирательных систем дошло до наших дней.

Истоки нынешних выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме. Там свободные граждане обязаны были участвовать в политической жизни, заседая в народных собраниях. Воля народа, выраженная голосованием в собрании, приобретала силу закона. В Древней Греции применялось открытое голосование и тайная баллотировка с помощью жребия.  «Бюллетенем» был боб, «за» означал  белый боб, «против» – чёрный.
В Древнем Риме предвыборная  кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат заявлял органам власти о своём желании баллотироваться, начиналась предвыборная борьба. Кандидат облачался в белоснежную тогу, что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержки у избирателей. Сопровождал его раб – номенклатор, который подсказывал ему имена избирателей. В день голосования избиратель получал маленькую дощечку – избирательный бюллетень, писал на ней имя кандидата и опускал в урну.
Современная система тайного голосования – избирательная комиссия печатает избирательный бюллетень типографским способом, выдаёт его голосующему, тот делает отметку – была разработана и применена во второй половине XIX века в Австрии.
Беседа по истории избирательного права.

2. Избирательная система

– Перед вами на рабочих столах – схема. Внимательно изучите её и найдите недостающее звено в схеме. Группы называют. Схема высвечивается в презентации.

Вопросы:

  • Что такое избирательная система?
  • Из каких структурных элементов она состоит?
  • Что подразумевает избирательное право в широком смысле?
  • В узком?

Избирательное право: активное; пассивное

Активное избирательное право – это право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.

Пассивное избирательное право – право граждан быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

3. Принципы участия граждан в выборах

Работа от частного к общему: определяется каждый принцип, а затем – общая схема.

1. Этот принцип означает, что в выборах имеют право принимать участие все без исключения дееспособные граждане РФ, достигшие 18 лет, в том числе граждане, которые в день выборов находятся за пределами России – всеобщее

2. Этот принцип означает, что все граждане, несмотря на занимаемые должности, национальность, отношение к религии и т. д., равны и каждый гражданин имеет только один голос – равное

3. Этот принцип означает, что каждый гражданин должен принимать участие в выборах лично. Он имеет право голосовать только за себя. Голосовать за других лиц, даже если это очень близкие родственники, действующие законодательство запрещает – прямое.

4. Этот принцип означает, что никто не имеет права контролировать то, как проголосует каждый из нас. В кабинете для голосования не может находиться никто, кроме самого голосующего – с тайным голосование.

Избирательное право в РФ является:

– всеобщим;
– равным;
– прямым;
– с тайным голосование.

4. Стадии избирательного процесса:

Избирательный процесс включает определённый порядок действий. У Вас они расположены хаотично, определите их правильную последовательность (работа с рабочими листами)

– назначение выборов;
– определение избирательных округов и образование избирательных участков;
– формирование необходимых избирательных комиссий, составление списков избирателей;
– выдвижение и регистрацию кандидатов (списков кандидатов);
– предвыборную агитацию;
– голосование;
– установление итогов голосования и определение результатов выборов.

5. Нарушения в избирательной компании

– Поработайте юристами найдите нарушения. Разобрать ситуации, опираясь на текст Конституции и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Работа с кейсами

Люди по-разному относятся к выборам. В последнее время некоторые страны сталкиваются с проблемой неучастия в выборах большей половины населения страны. Неучастие граждан в выборах называется абсентеизмом.Участие в выборах, это, в первую очередь, конституционное право граждан. Вместе с тем, нельзя просто игнорировать то, что многие люди совсем отказываются от исполнения своего гражданского долга. Поэтому, во многих странах голосование на выборах рассматривается как гражданский долг. Например. В Австралии, Греции, Чили избиратели, которые не приняли участие в голосовании, подвергаются штрафам. В Италии, уклонение от выборов фиксируется в судебных органах на протяжении 5 лет, кроме того, мэр коммуны составляет списки граждан, которые вывешиваются для всеобщего обозрения. Это своего рода моральное наказание для несознательных граждан.

6. – В избирательном процессе большую роль играет агитация. К вам в штаб обратились представители крупной сотовой компании с просьбой придумать слоганы, которые бы призывали граждан к участию в выборах. (Варианты: “Мы выбираем новую жизнь, а ты?”, “Приходи на выборы, вместе мы сила!”, “Хочешь быть Президентом? Учись делать выбор!”, “Выбирая, думай, что будет потом”).
Ребята вы предложили замечательные слоганы, молодцы! Надеюсь, что вы их не забудете, когда придет время вам участвовать в выборах!

7. Теледебаты

– Представьте, что вашему кандидату нужно выступить перед электоратом по проблеме активности избирателей.

  • «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство». (Д. Адамс)
  • «Неучастие в политике не освободит вас от ее результатов» (О. Бисмарк)
  • «Часто человека подстерегает неудача не в случае ошибочного выбора, а при отказе от возможности его сделать»  (Э.Сервус)

– А теперь слово независимым наблюдателям.

– «Предвыборная борьба велась честно, избирательный процесс не был нарушен. Результаты мониторинга вы видите на табло…»

Учитель: Почему предвыборная борьба отражалась в процентах мы с вами узнаем на следующем уроке, когда будем говорить о видах избирательных систем (мы пользовались пропорциональной)
– Мы многое узнали об избирательном праве: прав ли был Черчилль?
– Какова ваша точка зрения сейчас, когда мы расширили наши знания об избирательной системе?
– Очевидно, что для страны важно, чтобы люди пришли и проголосовали, но это важно и для самих людей. Человек в жизни выбирает для себя определенную позицию: кто он – сторонний наблюдатель или активный участник любого процесса. Эта жизненная позиция определяет и гражданскую позицию. Я лично свою позицию сформировала в далеком 1981 году, когда я впервые пришла на выборы. Я очень волновалась, вопрос о том, чтобы не идти на выборы, у меня не стоял. С тех пор прошло почти 30 лет, и с гордостью говорю, что за эти годы я не пропустила ни одни выборы. Я голосую всегда и это моя гражданская позиция. Я очень надеюсь, что Вы будете участвовать в выборах, которые пройдут в 2011-2012 году, ну а сейчас за вас и для вас будут голосовать ваши родители. Я предлагаю Вам сейчас сделать снова свой выбор. (Идёт голосование жетонами, выбранными в начале урока)

Я буду ходить на выборы:

Да                    Нет                     Не знаю

Учитель:

Каждый выбирает для себя:
Женщину, религию, дорогу.
Дъяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.

(Ю. Левитанский)

– Ребята, у Вас на столах есть Памятки молодым избирателям. Я дарю их Вам и очень надеюсь, что они помогут сделать выбор.