Урок-игра по литературе

Разделы: Литература


Цели:

  • Обучающие:проверить знания учащимися биографии и  басен И.А.Крылова, повторить жанровые особенности басни;
  • Воспитательные: содействовать воспитанию у учащихся навыков, способствующих улучшению памяти;
  • Развивающие: развивать умение понимать иносказательный смысл басен и их мораль, различать человеческие достоинства и недостатки; развивать творческие способности учащихся.

К уроку потребуется: презентация (Приложение 1), карточки с заданиями для групп (Приложение 2).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Объявление целей урока.

– С произведениями какого автора мы познакомились в последнее время?
– Сколько лет исполнилось со дня рождения Крылова в этом году?
– Совершенно верно, в этом году мы отмечаем ____ лет со Дня рождения Крылова.

2. Разминка

– Прочитайте литературоведческие термины  и дайте им определения. (Аллегория, мораль, олицетворение, диалог).
– Какой рассказ  называется басней? (Краткий нравоучительный рассказ,  стихотворный или прозаический, с четко сформулированной моралью и  имеющий иносказательный смысл.)
– В чем отличие басни  от других жанров?

3. А сейчас помогите мне отличить стихотворение от басни!

а) Рыжая белочка с рыжим хвостом,
Маленький рыжик нашла под кустом
Маленький рыжик она засолила,
В банку большую его положила.
Белке теперь не страшны холода:
Есть у нее на всю зиму еда.

(Стихотворение)

б) В деревне, в праздник, под окном
Помещичьих хором,
Народ толпился.
На белку в колесе, зевал он и дивился.
Вблизи с березы ей дивился тоже Дрозд:
Так бегала она, что лапки лишь мелькали
И раздувался пышный хвост.

(Басня)

4.

а) Что за странный Олененок?
Он решил что он Осленок,
Повторял он целый день:
“Я осел, а не олень”.
И тогда сказала мама:
“До чего же ты упрямый,
Чуть с ума меня не свел,
Может, правда, ты осел”?

б) Осел увидел Соловья,
И говорит ему: “Послушай-ка, дружище!
Ты сказывают, петь великий мастерище:
Хотел бы очень я
Сам посудить твое услышав пенье,
Велико подлинно твое уменье?”

– Каких баснописцев вы еще знаете?
– Тогда вы, наверно, без труда справитесь и со следующим заданием.
– Знаешь ли ты баснописцев?

1 – Эзоп, 2 – Крылов, 3 – Сумароков, 4 – Хемницер, 5 – Лафонтен, 6 – Дмитриев.

С биографией Крылова мы с вами знакомились на уроках. Попробуйте сейчас вставить нужные слова в биографию писателя.
Недавно я попросила одного ученика вспомнить и записать басню И.А.Крылова. Вот, что он мне принес!!!
Я во всех изданиях ее искала, найти так и не смогла!!! Названия не было.

Басня-путаница

Кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался.                            «Ларец»
На тысячу ладов тянул, переливался.                                       «Осел и Соловей»
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться.                                                   «Слон и Моська»
Что это там за рожа?
Какие у неё ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа.                                  «Зеркало и Обезьяна»
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.                                                  «Мартышка и очки»

Я вижу, что  вы знаете немало  басен Крылова.
Попробуйте справиться  со следующим заданием.

Вставьте  пропущенное слово в название басни:

  • «……. и Лисица»; (Ворона)
  • «Мартышка и …»; (Очки)
  • «Волк на …»; (на псарне)
  • «… и Муравей»; (Стрекоза и муравей)
  • «Петух и … Зерно»; (Жемчужное)
  • «… и Моська»; (Слон)
  • «… уха»; (Демьянова)
  • «Кукушка и …»; (Петух)
  • «… и Обезьяна»; (Зеркало)
  • «Свинья под…»; (дубом)
  • «…, Рак и Щука». (Лебедь)
  • “Ворона и Лисица”;
  • “Ларчик”;
  • “Волк и Ягненок”;
  • “Мартышка и Очки”;
  • “Волк на псарне”;
  • “Стрекоза и Муравей”;
  • “Петух и Жемчужное Зерно”;
  • “Слон и Моська”;
  • “Квартет”;
  • “Демьянова уха”;
  • “Лисица и Виноград”;
  • “Кукушка и Петух”;
  • “Зеркало и Обезьяна”;
  • “Свинья под Дубом”;
  • “Лебедь, Рак и Щука”.

– Мы уже с вами говорили о том, что со Дня рождения Крылова прошло уже _____ лет?
– Когда вышел первый сборник басен Крылова?
– В 1809 году?
– Как вы думаете, это много или мало для русского языка? Конечно, много. Язык – это живой организм, который постоянно меняется. Какие-то слова выходят из употребления, какие-то появляются! За 200 лет язык изменился.
– Хорошо вы знаете   слова из басен Крылова?
Найди пару

«Словарь языка Крылова»

Альт – музыкальный смычковый инструмент, немного больше скрипки. 
Бас – контрабас или виолончель, музыкальный смычковый инструмент, формой похожий на скрипку, но значительно больше.
Квартет – ансамбль из четырех музыкантов, музыкально произведение для четырех исполнителей. («А, все-таки, квартет нейдет на лад», басня «Квартет»).
Лесть, льстить – угождать, хвалить, иногда незаслуженно и с целью угодить человеку, расположить его к себе. 
Мурава – молодая трава. 
Овчарня – хлев (помещение) для овец. 
Полдюжины – половина дюжины – 6, а дюжина – 12. 
Рделись, рдеть – резко выделяться красным цветом, отливать красным цветом, краснеть  
Яхонты – старинное название рубина и сапфира, рубин – красный, сапфир – синий или голубой.
Впрок – то, что может пойти на пользу.

– Многие фразы из басен И.А. Крылова стали крылатыми словами. Мы часто произносим «Ларчик просто открывался» или «А Васька слушает да ест», даже не думая, что слова эти произнесли впервые герои Крылова. Давайте продолжим  самые известные.

5. Инсценировка

6. Рефлексия

7. Продолжите фразу

– Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.