Тема любви в поэзии А.С. Пушкина

Разделы: Литература


Цели:

  • воспитывать интерес к личности и творчеству великого русского поэта, научить учащихся видеть гениальность поэта не только в поэзии, но и в любви;
  • развитие навыков выразительного чтения стихотворений А.С. Пушкина, создание благоприятных условий для эстетического восприятия поэзии.

Оформление:

  • портреты А.С. Пушкина, Н.Н. Гончаровой, А. Керн, А. Олениной, Е.Бакулиной и т.д.
  • выставка книг, журналов, рисунки поэта.

ХОД УРОКА

Любви все возрасты покорны,
Её порывы благотворны…

А.С. Пушкин.

И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.

А.С. Пушкин.

I. Организационный момент

Сообщение темы урока, целей.

II. Вступительное слово учителя (чтение эпиграфов)

Любовь – источник поэзии. Любовь и поэзия – родные сёстры.
Все эти высказывания ёмко и точно характеризуют то единое чувство, которое объединяет поэзию А.С. Пушкина. Классический образ, применяемый к А.С. Пушкину – «солнце нашей поэзии». Что же движет Солнце?
«Любви все возрасты покорны, её порывы благотворны…» – утверждал поэт.
Любовь – вот что движет Солнце.

Одной из центральных в зрелой лирике А.С. Пушкина стала тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований. Поэта нельзя представить без любовной лирики. Любовь у поэта многолика: это безмятежное чувство, обманчивая мечта, прекрасная сказка.

Любовь – это источник поэзии. Любовь, как, и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все силы человека, вдохновляет его на самые лучшие поступки, вызывает самые лучшие побуждения, будоражит творческое воображение. А поэтому, не случайно у Пушкина любовь и поэзия – родные сёстры.

За свою недолгую жизнь поэт написал много красивейших стихотворений о любви. Среди шедевров пушкинской любовной лирики – «На холмах Грузии», «Я Вас любил», «Не пой красавица, при мне», «Мадонна» и ряд других замечательных произведений.

III. Выразительное чтение стихотворений, подготовленными учениками:

(«Я Вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Погасло дневное светило», «На холмах Грузии»).

IV. Анализ стихотворений

– Какое чувство осталось после прослушивания данных стихотворений?
– Есть ли описания возлюбленной поэта в этих стихотворениях?
– Кому же посвящал свои стихи А.С. Пушкин?
– Как воссоздана в произведениях духовная жизнь поэта?
– Какие музыкальные произведения на стихи Пушкина вам известны?

Прослушивание 1-2 музыкальных произведений.

Ознакомившись с этими стихотворениями можно увидеть предельную ясность мысли и силу чувства поэта. Здесь нет сложных метафор, развёрнутых сравнений, броских эпитетов. Они волнуют нас глубиной мысли и чувства, а не словесной красотой. Ещё Гоголь писал: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто, лаконично, слов немного, но они так точны. В каждом слове бездна пространства».

V. Выступление подготовленных учеников с сообщениями об адресатах лирики А.С. Пушкина:

1) сообщение на фоне видеосюжета «Тригорское». «Я помню чудное мгновенье», посвященное А.П. Керн.
2) послания Екатерине и Елене Ушаковым: «В отдалении от вас».
3) Е.К. Воронцовой: «Ненастные день потух».
4) Амалии Ризнич: «Простишь ли мне…».
5) Н.Н. Гончаровой: «Мадонна».

VI. Заключительное слово учителя

Чистейший образ А.С. Пушкин нашёл в своей жене – Н.Н. Гончаровой. Поэт познакомился с Натальей Николаевной в декабре 1829г., в Москве.

1830г. Пушкин создаёт сонет «Мадонна», появление которого чаще всего связывается с именем Натальи Гончаровой. В сонете две героини, образ небесной Мадонны, сопоставляется с образом земной женщины, которую поэт назвал «моя Мадонна». 18 февраля 1831 г., в церкви Вознесения, Пушкин и Натали обвенчались. Пушкин писал: «Я женат – и счастлив».

6 лет они прожили вместе, Наталья Николаевна родила четверых детей. Отношения между супругами установились сердечные и дружеские. Пушкин был счастлив. Он признавался в любви многим, но по-настоящему любил только одну женщину – свою музу
Н.Н. Гончарову. Высокое благородство, чистота любовного переживания – таков поэт в обращении ко всем любимым женщинам. Для А.С. Пушкина они были лишь мимолётным увлечением, а их имена остались в истории с его именем навечно.
В каждой развитой национальной литературе есть имена, являющиеся свидетельством её вершины, дающее на века этой литературе духовно-эстетический идеал. В Италии это Петрарка, в Германии – Гёте, в Англии – Шекспир, а у нас в России – Пушкин. Особенностью таких писателей, является их «вечная современность». Они воспринимаются как «начало всех начал». (Приложение 1 ).

VII. Итог урока.

VIII. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина (по выбору учащихся ).

Литература:

1. Кузнецов А. Моя Мадонна. Москва., 1996.
2. Маранцман В. Изучение творчества Пушкина в школе. Библиотека учителя-словесника. М.:ГИЦ «Владос», 1999.
3. Косивцова Л.И., Тропкина Л.А. Открытые уроки по литературе. Волгоград., 2002.

Приложение 1