Интегрированный урок в 3–4-м классах малокомплектной школы по изобразительному искусству

Разделы: МХК и ИЗО


«Носит серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь кружат двадцать пар
И кричат: «кар, кар, кар».

«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

Анималистический жанр – изображение животных.
Художники – анималисты, изображающие животных.
Лети, лети лепесток…

3-й класс

Тема: Рисование с натуры вороны. Художники-анималисты.

Тип урока: интегрированный.

Цели урока: ознакомление с жанрами изобразительного искусства, творчеством художников-анималистов; учить рисовать ворону с натуры; формировать умения передавать анатомическое строение животных; развивать умения анализировать пропорции, очертания предметов, наблюдательность, внимание; обогащение и углубление знаний школьников о вороне: воспитание любви к животным.

Оборудование: Изобразительный ряд: чучело вороны, рисунок вороны, портреты художников-анималистов Репина, Серова, Ватагина и их репродукции картин; таблица последовательности рисования вороны.

Литературный ряд: загадки.

4-й класс

Тема: Иллюстрирование басни И. Крылова “Ворона и лисица”. Художники-анималисты.

Тип урока: интегрированный

Цели урока: продолжить знакомство с жанрами изобразительного искусства, творчеством художников-анималистов; формировать умения применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; формировать умения передавать анатомическое строение животных; развивать зрительское восприятие, наблюдательность, внимание, логическое мышление; обогащение и углубление знаний школьников о вороне: воспитание любви к животным.

Оборудование: Изобразительный ряд: рисунок детей к басне И. Крылова “Ворона и лисица”, портреты художников-анималистов Репина, Серова, Ватагина и их репродукции картин.

Литературный ряд: басня И. Крылова “Ворона и лисица”, загадки.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Поприветствуйте друг друга и пожелайте хорошего настроения и творческой плодотворной работы.

II. Постановка темы, целей урока

У.: Для того чтобы узнать, что мы будем рисовать, отгадайте загадку? (Показ слайда 1)

У.: Чему мы должны научиться на уроке? (Показ чучела вороны.)

– Расскажите, что вы знаете про эту птицу. (Ответы учащихся.)

– К какому произведению относится эта иллюстрация и кто автор этого произведения? (Показ иллюстрации из басни А.Крылова “Ворона и лисица”.)

– Кто может рассказать эту басню наизусть? (Ученик читает наизусть басню.)

– Какими чертами автор басни наделил ворону? (Ответы учащихся.)

III. Вводная беседа

У.: Изображения животных встречались ещё на стенах пещер, в рисунках и фресках на стенах строений древнейших времён. Этот жанр изобразительного искусства называют анималистическим, а художников, отдавших ему предпочтение, – анималистами (новые слова для запоминания вынести на доску в печатном варианте). Многие художники любили писать животных, восхищаясь их цветовой окраской, гибкими движениями, выразительностью силуэтов. Животных изображали карандашом, красками, углём такие знаменитые русские художники, как Илья Репин, Валентин Серов, Василий Ватагин.

(Показ портретов художников).

– Обратите внимание на экран: “Примеры анималистического жанра”.

(Показ рисунков росписи древних гробниц, наскальных рисунков, рисунки художников-анималистов).

IV. Педагогический рисунок

(Учитель объясняет последовательность рисования и показывает на образцах).

V. Самостоятельная работа учащихся на компьютерах в программе пейнд

Рисуют ворону с натуры

Рисуют иллострацию к басне “Ворона и лисица”

VI. Физминутка (упражнения для глаз)

Физминутка на экране. Следить глазами за движущимися предметами.

VII. Самостоятельная работа учащихся в альбоме (карандаш)

Рисуют ворону с натуры.

Рисуют иллюстрацию к басне “Ворона и лисица”.

VIII. Обобщение изученного материала

У.: С творчеством каких русских писателей познакомились?

– Как называется жанр изобразительного искусства, когда художники изображают животных?

– Как называют художников, которые изображают на своих рисунках животных?

IX. Выставка рисунков. Оценивание рисунков учащихся

(Учитель выставляет оценки)

X. Итог урока

– Составьте цветок из лепестков (красный лепесток – урок понравился, ко|ичневый лепесток – урок не понравился).