Урок по окружающему миру "Почему на Луне не живут люди". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Планируемые результаты

  • Учащиеся расширяют знания о Луне, осознают их важность и необходимость.

Цель урока:

  • формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся

Задачи урока:

  • расширить и углубить знания учащихся о Луне - естественном спутнике Земли;
  • содействовать формированию мировоззренческого понятия: познаваемость мира и природы
  • обогащение словарного запаса учеников;
  • работа над лексическим значением слов: Космос, космонавт
  • развитие речи учащихся.

План урока

  1. Психологический настрой.
  2. Организация восприятия и осмысление информации.
  3. Сообщение темы урока, постановка проблемного вопроса
  4. Актуализация знаний
  5. Физминутка
  6. Объяснение нового
  7. Физминутка
  8. Обобщение
  9. Итог урока. Рефлексия

Формы организации учебной деятельности

Урок-путешествие. Фронтальная работа в сочетании с самостоятельной работой.

Приемы деятельности учителя

Организация обсуждения проблемы, фронтальная работа, самостоятельная работа, подведение итогов.

Организация деятельности учащихся

Работают фронтально, отвечают на проблемный вопрос урока.

Развитие умений учащихся

Сотрудничать с товарищами, анализировать и обобщать информацию, делать вывод.

Развитие речи учащихся

Отгадывание загадки, чтение стихотворения, заучивание скороговорки

Основные понятия и термины урока

Космос, космонавт

Источники информации

Основные: учебник "Мир вокруг нас" 1 кл. Плешаков А.А. стр. 90-91, рабочая тетрадь к учебнику "Мир вокруг нас" для 1 класса

Дополнительные: Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (диск, видеофрагмент "Посадка на Луну"), слайдовая презентация к уроку по теме "Почему на луне не живут люди?"

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня у нас на уроке много гостей. Повернитесь. Поздоровайтесь.

Посмотрели на меня. Сели на свои места.

Итак, настроились, работаем четко, думаем и рассуждаем

II. Подготовка к восприятию нового материала.

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие, а куда, отгадайте загадку:

Когда все дети вечером ложатся спать,
На небе звёзды начинают в мяч играть.
Тот жёлтый мяч там скачет до утра.
Ну, отгадали? Этот мяч - ...(луна)

Молодцы! А отправляемся мы туда, чтобы узнать: "Почему на Луне не живут люди". Слайд 1

А на чем же мы полетим? (дети: ракета, космический корабль) Слайд 2

Ракета готова.

А нас как можно будет назвать? (космонавтами).

А кто такие космонавты?

Молодцы! Нам в путешествии будет помогать бортовой компьютер. Слайд 3

Уважаемый компьютер, что вы можете сказать о значении слов: космос, космонавт?

Компьютер: Знаете ли вы, что слово КОСМОС от греческого Kosmos - Вселенная, а КОСМОНАВТ (от космос и греч. nautes - мореплаватель) (астронавт), человек, испытывающий и эксплуатирующий космическую технику в космическом полете

Прежде, чем отправиться в путешествие, мне надо узнать: дружная ли у нас команда? готова ли наша команда к полету? Ведь космонавт должен знать ответы на многие-многие вопросы. Возьмитесь за руки и поднимите их вверх, кто готов лететь с товарищем.

Космонавты - люди дисциплинированные, никогда не выкрикивают с места, кто знает - руку поднимает. Договорились будущие космонавты?

Первый стартовый вопрос-загадка:

Желтая тарелка на небе висит.

Желтая тарелка всем тепло дарит.

(Солнце)

- А что знаете о Солнце?

- Послушаем, что говорит бортовой компьютер:

Справка: Наша планета Земля входит в состав большой и дружной семьи, главой которой является звезда по имени Солнце. Вокруг Солнца движутся планеты, У многих планет из них есть спутники. СПУТНИК космического объекта, тело (обычно меньшей массы), связанное с объектом силами тяготения. Спутники планет движутся вместе с планетами вокруг Солнца Слайд 4

- Второй стартовый вопрос: Земля больше Луны и притягивает ее к себе, кто кого вращает, кружит? (Луна кружится вокруг земли).

- Задание всем космонавтам. Откроем Бортовые тетради на стр.35 внизу, выполните задание.

- Команда почти готова! Нужно размяться перед полётом! Слайд 5 (физминутка)

Раз, два - стоит ракета (Руки вверх)
Три, четыре - самолет (Руки в стороны),
Раз, два - хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре -
Мы на месте походили.
Тик-так, Тик-так,

Целый день крутись вот так (Руки на пояс, наклоны в сторону).

- Начинаем отсчет.

- А с какого числа начнем? (10)

- Хором: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-пуск!

III. Объяснение нового материала.

- Мы летим на Луну. Слайд 6

С тех пор, как человек появился на Земле, Луна представляла для него загадку. В древние времена люди поклонялись Луне, считая ее богиней ночи. Сегодня мы знаем гораздо больше о тому что она представляет собой.

- Ребята, я сегодня вам
Вопросы хитрые задам.
Коль отрицательный ответ,
Прошу ответить словом "нет",
А утвердительный - тогда
Скажите громко слово "да".
Не сомневаюсь я, ребята,
У каждого ума палата,
Но у меня для вас совет:
Ответы "ДА", ответы "НЕТ"
Давать мгновенно не спешите,
Подумав крепко, говорите.

1.

В окошке утром - солнца свет,
НОЧЬ наступает, верно? ...

2.

А будет нам видна звезда,
Коль ночью небо в тучах? ...

3.

На небе много есть планет,
Луна - ПЛАНЕТА! Так ведь? ...
Вопросы кончились, друзья!
И всех хвалю, ребята, я.
Зачёту подошёл конец.
Кто не ошибся - молодец!
А кто ошибся хоть чуток,
Не молодец, а молоток!

- Давайте послушаем наш бортовой компьютер .

Компьютер: " Луна - не звезда и не планета. Луна - естественный спутник Земли. Так как создала природа. Она вращается вокруг Земли и вокруг своей оси. Но вращается медленнее. И лунный день равен двум нашим неделям. Лунная ночь тоже длится две наших недели. С Земли Луна кажется маленькой. Но на самом деле это не так. Если нарисовать Землю с арбуз, то Луна окажется яблоком (размером с яблоко). Луна в шесть раз меньше Земли.

Луна самое близкое к Земле небесное тело. Расстояние до нее 384 000 км

Учитель:

Когда с космодрома запускают на Луну ракету, ученые 3 дня и 3 ночи находятся в ожидании.

Именно столько времени нужно космическому кораблю, чтобы долететь до Луны. (3 суток - 3 дня и 3 ночи) Чтобы быстрее пролетели эти трое суток, прочитаем стихотворение. Оно нам поможет.

Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно на небо подняться
И до солнца долететь.
И всерьез, не понарошку,
Познакомиться с Луной.
Погулять по ней немножко
И вернуться вновь домой!

Учитель : Вот мы и приблизились к Луне. Еще несколько минут полета.

А что ты знаешь о луне ещё, компьютер?

Компьютер: Иногда, кажется, что у Луны есть лицо. Это впечатление создают горы,

отбрасывающие тень на ее поверхность. А светлые пятна - это лунные моря. Но на самом деле в этих морях нет ни капли воды. Но люди раньше этого не знали. Поэтому и назвали их морями. Учитель Давайте посмотрим на нашу Луну. Какая она? (большая, желтая)

Учитель: Включаю торможение! Держитесь крепче. Ура! Мы на Луне! Ничего не вижу! Ничего не вижу! Смотрите! Смотрите! Кто это?

Демонстрация видеофрагмента "Посадка на луну" (ДЭКМ, раздел "Мир увлечений, слово "Полёт на луну")

Учитель : Это американские космонавты. Они говорят, что днем на Луне жара до 130 градусов, а ночью 170 градусов мороза. Вчера был мороз минус 35, холодно было? Американские космонавты просили найти табличку, которую оставили во время первого полета.

Учитель: Уважаемый компьютер, а почему ничего не видно?

Компьютер: Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. Луна выглядит так, как будто на ней много лет не вытирали пыль.

Да, и разговаривайте только по радиотелефону (так как нет воздуха - ничего не услышишь) Не делайте больших шагов, а то будете сильно подпрыгивать.

И, самое главное на Луне нет ни воды, ни атмосферы. Там не бывает ни дождей, ни снега. На Луне нельзя жить.

Учитель: Ребята попробуем найти табличку? Поможем?

Сделали бинокли. Кто видит табличку, поднимите руку. Я выхожу на поверхность Луны. Одеваю скафандр. Освобождаю от пыли табличку. Возвращаюсь. Все замерли. А пыли сколько. Слайд 7 Делаю маленькие шаги. Теперь мы сможем прочитать. Слайд 8

МЫ ПРИБЫЛИ С МИРОМ ОТ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

И мы с вами тоже прибыли с миром. Итак, мы на Луне. Полет был долгим и надо размяться.

Физминутка: Слайд 9

Космонавт, вдруг, потянулся.
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в сторону развел
Шлем свой видно не нашел.
Чтобы шлем ему достать
Нужно на носочки встать,

(потянулись, сели.)

Ой, кто это? Лунатики. Давайте послушаем, о чем они говорят.

Разговор лунатиков: Слайд 10

1: Ох, как бы я хотела вдохнуть свежий воздух.

2: А я увидеть зеленые леса, услышать щебетание птиц.

1: Я слышала, все это есть на "Голубой" планете, вокруг которой вращается наша Луна.

2: А называется планета Земля.

1: Но представляешь, если мы туда попадем, наш вес будет в 6 раз тяжелее. Например: на Луне мой вес 10 кг, а на Земле я даже не знаю, сколько килограммов.

2 : Ладно, пойдем Лу, нам еще заниматься.

Учитель: Да, на луне лунатики не знают математики, вот и спорят по полгода, кто в пятнашках будет вода?

А на самом деле можем мы кого-нибудь встретить на Луне? (если да, то вспомним условия для жизни).

Давайте поработаем в бортовых журналах (стр90-91)

Луна светится? Что общего между зеркалом и Луной?

Какие существуют автоматические аппараты для изучения Луны.

Учитель:

Настроим свои зрительные аппараты; глаза вверх, вниз, влево. Я вам раздала луноходы, давайте раскрасим их.

IV. Обобщение

Учитель :Внимание! Проверка активности космонавтов перед посадкой! Ответьте на вопросы:

Куда мы сегодня совершили космическое путешествие? (Луна)

Что же такое Луна? (спутник)

Кем мы сегодня были? (космонавты)

Как называются автоматические машины, исследующие Луну? (луноход)

Летим домой.

Я говорю предложение, если вы согласны вставайте, если нет сидите. С каждым предложением мы ближе к дому.

На Луне нет воздуха (+)

Луна светится(-)

В Лунных морях много воды (-)

1 лунный день = 2 нашим неделям (+)

на Луне жизнь возможна (-)

Вы согласны с последними словами? Почему?

Вот мы и дома.

V. Итоги урока

Учитель:

Пристегнули ремни.
Сидим спокойно.
Включаю торможение.
Как перенесли полет?

  • О чем вы расскажете дома?
  • Что самое интересное вы узнали?

Тот, кто желает, может дома сам придумать свою модель лунохода, а на другом уроке поделиться своим открытием с классом.

Литература.

  1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (диск, статья "Луна")
  2. Поурочные разработки по предмету "Окружающий мир" к учебному комплекту А.А. Плешакова "Мир вокруг нас" 1 класс. Е.М. Тихомирова. Москва. "Экзамен"2007
  3. Урок учителя начальных классов МОУ "Гимназия имени Подольских курсантов" Квашенниковой Н.А.
  4. Учебник "Мир вокруг нас" 1 кл. Плешаков А.А. стр. 90-91