Опыт внедрения курса "Основы православной культуры" в школе

Разделы: Общепедагогические технологии


Русский мыслитель Иван Аксаков более ста лет назад пророчески писал: «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, становится регрессом, цивилизация заканчивается одичанием».

И сегодня одна из главных проблем, которая несет угрозу национальной безопасности России,- духовное состояние общества, особенно подрастающего поколения. Все здравомыслящие люди ощущают ненормальность современной жизни: традиционные нормы нравственности представляются скучными, немодными, а зло наоборот привлекательным и современным. Ниша воспитанности подрастающего поколения совершенно не заполнена. Осознавая все это, наша школа не раздумывая, включилась в эксперимент по внедрению курса «Основы православной культуры».

Мы всегда пытались выйти за рамки преподавания традиционных предметов. В 90-ые годы вводили курс Этики и преподавание Народной словесности по программе Н. Костаньян. Все эти предметы, безусловно, оказывали положительное влияние на учащихся, но носили в большей степени ознакомительный, чем воспитательный характер.

А курс Основ православной культуры в полной мере способствует духовно- нравственному воспитанию школьников.

Понимая, что уже само название курса вызовет полемику среди родителей, мы провели родительские собрания, на которых познакомили с задачами курса ОПК. Мы объяснили, что это будет светский предмет, который будут вести светские учителя.

Не будет никакого навязывания религии, будет знакомство с культурой, главным достоянием которой является человек.

После этих разъяснений, мы провели анкетирование и получили согласие родителей на проведение этого курса. Нам повезло, все родители пожелали, чтобы их дети знакомились именно с ОПК. Для нас это оказалось полной неожиданностью, так как в наших классах обучаются и дети азербайджанцев. После собрания мы встретились с их родителями, и они сказали, что заинтересованы в том, чтобы их дети изучали культуру той страны, в которой живут, а основы мусульманской культуры они привьют им дома.

Заручившись поддержкой родителей, мы принялись за работу. Мы стали собираться вместе и вырабатывать единые требования к преподаванию. За основу взяли правила, разработанные диаконом А.Кураевым. Ознакомившись с ними, мы поняли, что нам предстоит многому учиться, многое усвоить и осознать. Мы стали реализовывать главное требование –«Не критиковать чужую святыню: о своем говорить с любовью, но при этом не ругать чужое».

Нам приходится ломать наши учительские стереотипы. Так, например, главный учительский постулат: «Полученные знания применяй на практике» совершенно не уместен на уроках ОПК, так как мы не имеем права призывать к религиозной практике.

На заседаниях нашей педлаборатории мы договорились работать над каждой деталью. По совету диакона А.Кураева, мы стараемся сделать нашу речь инклюзивной, а интонацию- интонацией экскурсовода, который смотрит на православие со стороны.

Успех преподавания этого курса, как никакого другого, зависит от личности учителя. Была создана педагогическая лаборатория из учителей, которым интересен этот предмет и которые имели опыт преподавания курса «Народная словесность».

Мы понимаем, что педагог должен прежде всего сам стремиться к собственному духовному росту, поэтому принимали участие в работе круглых столов, посещали всевозможные курсы и уроки коллег.

Неоценимую помощь нам оказали двухнедельные курсы при ТГПИ, на которых был прослушан курс лекций, проводимый преподавателями института, священнослужителями, учителями МОУСОШ №5, имеющими большой опыт в данном направлении.

Очень познавательной была экскурсия по святым местам г. Таганрога.

В связи с введением курса ОПК наши преподаватели впервые присутствовали на ежегодных Дмитриевских чтениях в г. Ростове-на-Дону.

Ну и конечно, кульминационным моментом была встреча с диаконом А.Кураевым, по учебнику которого мы работаем.

Наш путь к ОПК только начинается. Мы сталкиваемся с определенными трудностями, которые решаем методом проб и ошибок. Трудности представляет отбор материала к урокам, отсутствие методической литературы, рабочих тетрадей. Определенная сложность - безоценочная система преподавания. Ведь дети привыкли к тому, чтобы их поощряли, и мы пробуем разные формы: символические подарки в виде календариков или картинок, похвальные записи в дневниках. Во втором полугодии создана «Книга жизни», в которую делают записи ученики, высказавшие наиболее мудрые мысли.

Трудностей очень много, но мы видим и ощущаем то положительное, что несет данный курс. Мы рады тому, что этот урок с нетерпением ждут дети, что их глаза светятся добром и теплотой.

У нас есть надежда, что мы заложим в них определенный жизненный стержень, без которого человек не может состояться как личность. Ведь не зря говорят, что строить будущее без нравственных основ, все равно, что строить дом без фундамента.