Организация оздоровления детей и подростков средствами активного отдыха и туризма в летний период

Разделы: Внеклассная работа


ВВЕДЕНИЕ

Высокий потенциал человека, его здоровый образ жизни - не самоцель,
а естественная необходимость, на базе которой растет могущество и безопасность страны.

В 2010/2011 учебном году в муниципальном общеобразовательном учреждении – Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В.Архангельского обучается 616 детей. Школа обучает детей, проживающих на территории сельского поселения Мужевское (п. Мужи, Анжигорт, Ханты-Мужи, Киеват и др.).

Ежегодно мониторинг состояния социального статуса семей детей, обучающихся в школе, показывает:

Показатели 2006-2007 2007-2008 2008-2009 2009-2010
Количество обучающихся детей в школе 666 606 628 606
Количество классов 34 32 34 34
Количество учащихся, состоящих на внутришкольном контроле 89 87 69 66
Количество учащихся, состоящих на учете в ПДН 13 19 9 11
Количество учащихся “группы риска” 44 29 7 8
Количество социально опасных семей 16 13 9 9
Количество учащихся, состоящих на учете в КДН 11 14 16 9
Количество детей, находящихся на опеке или попечении 26 23 28 23
Количество детей-сирот и детей, лишенных родительских прав, проживающих в интернате с/т 10 6 5 3
Количество детей из многодетных семей 164 91 217 222
Количество детей, проживающих в неполной семьей 134 99 116 119

Анализируя данные, можно сделать вывод: увеличивается численность детей из многодетных семей и увеличивается численность детей, находящиеся на опеке попечительства.

Социальный статус семей учащихся можно сопоставить с состоянием их здоровья. Несмотря на проводимую в школе работу по реализации комплексной программы “Здоровье”, направленной на создание педагогических условий психофизиологического здоровья детей на основе здоровьесберегающих психофизиологических навыков, данные мониторинга здоровья школьников за последние три года следующие:

  Учебный год
  2006-2007 2007-2008 2008-2009 2009-2010
Хронические заболевания при поступлении в 1-й класс 0 2 2 2
Хронические заболевания при переходе в 5-й класс 1 4 1 1
Хронические заболевания при выпуске из 9 класса 6 2 2 2
Хронические заболевания при выпуске из 11-го класса 2 1 0 1
Дети инвалиды 5 6 4 4

В летний период в Шурышкарском районе с целью оздоровления детей ежегодно организуется отдых для всех категорий школьников. Ежегодно детям из малообеспеченных семей, детям “группы риска” предлагаются бесплатные путёвки в летние оздоровительные лагеря, но как показывает практика, что не все семьи способны оплатить проезд ребенка. А выезд подростков в летние каникулы просто необходим с целью оздоровления и обогащения его мировоззрения. Чем лучше отдохнет подросток, тем выше и качественнее будет его успеваемость, а главное он будет здоров.

Сфера подросткового досуга в летний период имеет свои особенности. Досуг подростка существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость.

Подростков влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью подросткового досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Подростковый туризм подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий в летний период. Он является важным элементом образа жизни человека. Подростковый туризм рассматривается как реализация интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением. В этом заключается его социальная роль.

Исходя из этого, организация подросткового туризма через научно-исследовательскую деятельность в образовательном учреждении имеет большое значение в раскрытии творческих способностей личности подростков, а главное способствует активизации их познавательной деятельности, оздоровлению как морально, так и физически.

В исследовательскую деятельность вовлекаются подростки, у которых нет возможности выехать за пределы района и тогда для саморазвития и самореализации, для повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию личности внедряются программы по туристско-краеведческому направлению, которые позволят совместить приятный отдых с полезными делами.

Современные тенденции в развитии подросткового отдыха и туризма свидетельствуют о возрастающем его влиянии. Становится очевидным превращение подросткового туризма и активного летнего отдыха в крупную самостоятельную отрасль, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей школьников. Многообразие этих потребностей удовлетворяется не только туристическими предприятиями, но и самими общеобразовательными учреждениями. Более того, подростковый туризм входит в число основных потребностей учащегося, в значительной степени способствует снятию эмоциональных и психических нагрузок, оздоровления, а также включение подростков в исследовательскую деятельность.

Актуальность, социально-педагогическая значимость проблемы обусловили выбор темы исследования: “Организация оздоровления детей и подростков средствами активного отдыха и туризма в летний период”

Объект исследования - развитие подросткового туризма в летний период.

Предмет исследования – развитие познавательной активности учащихся подросткового возраста через организацию исследовательской деятельности в летний период

Цель исследования – теоретически обосновать и практически исследовать формирование всесторонне развитой личности подростка, способной творчески адаптироваться к жизни посредством экскурсионно-краеведческой и исследовательской деятельности

Задачи исследования:

  • рассмотреть проблему развития подросткового туризма и летнего отдыха в рамках общеобразовательного учреждения;
  • выделить региональные особенности развития подросткового туризма в летний период;
  • оценить современное состояние подросткового туризма и летнего отдыха в Российской Федерации;
  • продолжить формирование интеллектуальные качества личности на примере членов НОУ (тьюторов);
  • совершенствовать исследовательские умения подростков и владение методами поиска новых знаний;
  • рассмотреть технологии информирования подростков о возможностях туризма в летний период на территории Шурышкарского района
  • разработать проект, направленный на создание привлекательного имиджа Шурышкарского района с целью пропаганды туристско-спортивной и туристкой-краеведческой деятельности, здорового образа жизни через проектно-исследовательскую деятельность.

Гипотеза исследования:

Развитие подросткового туризма и летнего отдыха на муниципальном уровне будет более эффективным, если:

- учтены потребности подростков в организации активного познавательного досуга и разработаны формы и методы их стимулирования;

- выявлен и актуализирован в работе с подростками природный и социально-культурный потенциал района;

- разработан и апробирован социальный проект, направленный на создание благоприятного имиджа района и реализацию его возможностей в области развития подросткового туризма и летнего отдыха.

Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, изучение нормативных документов, проектирование.

Глава 1. Научно-исследовательская деятельность учащихся один из аспектов деятельностного и компетентного подхода в образовании

НОУ - Научное общество учащихся в общеобразовательной школе функционирует с 2004 года. Основные цели, которые реализуются в следующей деятельности:

  • обеспечение условий для удовлетворения образовательных потребностей учащихся;
  • развитие интеллектуального творчества учащихся, поддержка его индивидуальных интересов, привлечение их к научной, исследовательской деятельности;
  • создание дополнительных условий для духовного развития школьников без отрыва от основного обучения;
  • привлечение коллектива преподавателей школы, специалистов организаций и учреждений к активной работе с учащимися;
  • внесение посильного вклада в развитие научной мысли.

Задачи НОУ:

  • формирование единого школьного научного сообщества со своими традициями.
  • раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности
  • профессиональная ориентация учащихся
  • углубленная подготовка членов общества к самостоятельной исследовательской деятельности
  • создание условий для вовлечения в коллективную поисково-исследовательскую деятельность учащихся разных возрастов для их совместной работы со специалистами
  • проведение исследований, имеющих практическое значение
  • разработка и реализация исследовательских проектов
  • пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства

За период с 2004-2010 г.г. учащимися НОУ выполнено более 45 актуальных научно-исследовательских работ по различным направлениям. 37 членов НОУ принимали участие на Всероссийской конференции “Юность. Наука. Культура”. Научными руководителями являлись следующие педагоги школы: Марина Игоревна Корсакова, Виталий Александрович Затлер, Любовь Дмитриевна Молчанова, Нина Ивановна Рябова, Елена Александровна Усольцева (Приложение. Перечень научно-исследовательских работ).

Члены НОУ с научными работами побывали за последние 3 года в Москве, Харькове, Обнинске, Салехарде, Лабытнанги, Новом Уренгое, Ярославле, Непецино.

Первая научная работа “Флора и фауна в Предгорьях Полярного Урала” была первой ласточкой участия 12 школьников нашей школы в первой научно-практической конференции “Ступень в будущее” в г. Салехарде.

В 2004 году наши учащиеся совместно с педагогами Питлярской школы организовали исследовательскую поездку на остров Ольхон.

Находясь в экспедиции, юные исследователи вели полевые дневники, проводили наблюдения, исследования.

В 2004/2005 г.г. руководитель НОУ Марина Игоревна Корсакова и учитель-культуролог Виталий Александрович Затлер, заинтересовали учащихся исследованиями по различным направлениям. Педагоги и юные исследователи организовали ядро инициативы, творчества, самостоятельности, эксперимента. Участие в региональной научно-практической конференции в 2004 году ознаменовалось 3 наградами из 5.

Исходя из результативности, были сделаны следующие выводы:

  • исследовательская деятельность воспитывает в ребёнке коммуникативные навыки, развивает его творческие возможности;
  • исследовательская деятельность должна осуществляться коллективом единомышленников, воспитывая дружелюбие, культуру общения, отношения равенства;
  • для познавательного кругозора необходимо использовать максимально имеющиеся ресурсы;
  • одним из важнейших региональных направлений - это изучение уникальной живой культуры народов севера;
  • о необходимости общения с учащимися и педагогами других школ района, имеющими опыт исследовательской работы, с музеями района и округа.

В последующие годы увеличилось количество учащихся и педагогов школы, ведущих работу над исследовательскими проектами. Копилка наград НОУ ежегодно пополнялась успехами не только на муниципальном уровне, но и на Всероссийском и Международном уровнях (Приложение. Копии дипломов лауреатов).

На современном этапе НОУ решает следующие задачи:

1. Формирование единого научного сообщества со своими традициями.

2. Профориентационная направленность.

3. Пропаганда здорового образа жизни.

4. Разработка и реализация исследовательских проектов.

Кроме того, определены содержание и формы работы:

1. Разработка интеграционных исследовательских проектов.

2. Организация лекториев по темам проектов, освещение их в СМИ, создание сайта общества.

3. Проведение научных конференций и др.

Организация НОУ вызвала живой интерес большинства учащихся школы, педагогов, родителей, общественность. Появилась другая проблема: разработка мини-проектов. Появились проблемы с финансированием поездок учащихся на конференции. С реализацией проекта “Организация оздоровления детей и подростков средствами активного отдыха и туризма в летний период” на территории Шурышкарского района большая часть подростков будет занята полезным досугом, который в дальнейшем сформирует у них навыки не только здорового образа жизни, но и через тьюторство создаст ситуацию успеха в самосовершенствовании своего - Я. Исходя из вышесказанного, школьное НОУ является одним из приоритетных направлений развития школьников, формирует модель выпускника, выполняя заказ государства. Включение учащихся в исследовательскую деятельность является ключевым способом реализации деятельностного содержания образования. Юные исследователи, совместно с педагогами школы выдвигают самый актуальный проект, это, прежде всего здоровье, отдых, интеллектуальное развитие подростков. Членами НОУ проведена большая работа по выявлению:

  1. Почему качественная успеваемость с каждым годом понижается? Оказывается, часть школьников не выезжают на отдых по 3-4 года, нет материальной возможности.
  2. А всели учащиеся могут позволить в течение лета оздоровиться и приступить к занятиям отдохнувшими? Нет не все. И поэтому, если будет даже 5 тьюторов из числа НОУ, то подростки, занявшиеся исследовательской деятельностью в “живой лаборатории природы” получат “заряд” - знаний, умений, навыков. Впоследствии у подростков появится возможность со своими научными работами выехать за пределы района на различные научно - практические конференции.
  3. Есть – ли условия в районе для отдыха подростков, которые из года в год не выезжают за пределы района? Условия самые, что не наилучшие. Природа – богатство Шурышкарского района.
  4. Сколько будет затрачено средств, для оздоровления школьников в нашем районе? Не более, чем подросток выезжает за пределы района

1.1. Развитие подросткового туризма и летнего отдыха школьника через исследовательскую деятельность.

Организация детско-юношеского и молодежного туризма, отдыха и оздоровления - актуальная задача учреждений не только федерального, но и регионального и муниципального уровней. Прежде всего, это обусловлено рядом объективных причин, и в первую очередь динамикой развития постиндустриального общества, в том числе резким сужением спектра семейного досуга, организованного отдыха детей, подростков и молодежи, а также полноценного времяпрепровождения.

Остаточный принцип при подходе к решению социальных проблем крайне болезненно отразился и на сфере культурно-экскурсионного и досугового обслуживания. Наиболее пагубно это отразилось на массовых формах спортивно-оздоровительного туризма: самодеятельных походах, массовых туристско-спортивных мероприятиях детей и молодежи - туристских слетах.

За годы рыночных реформ в России катастрофически морально устарела, а в ряде случаев полностью утрачена материально-техническая и физкультурно-спортивная база детских загородных оздоровительных учреждений. Характерными для последнего десятилетия стали такие тенденции:

- хронический дефицит капитальных вложений в развитие оздоровительных учреждений (за редким исключением отдельных ведомств- монополистов);

- отсутствие прогресса в функционировании хозяйственного механизма;

- отсутствие программно-методического и образовательно-воспитательного обеспечения и сопровождения пребывания детей и подростков в данных учреждениях;

- недостаточный уровень квалификации психолого-педагогических, физкультурно-спортивных, медицинских и других специалистов, владеющих технологиями оздоровления и психолого-педагогической поддержки детей во время пребывания в учреждении.

Это не могло не отразиться на качестве и уровне удовлетворения потребностей населения российского общества, в частности детей и молодежи, в образовательных, физкультурно-оздоровительных (в том числе экскурсионных и туристских) и досуговых мероприятиях. Разрыв между предложением этих услуг (оздоровительных, экскурсионно-туристских и досуговых) и спортивно-туристских туров и их стоимостью, а также платежеспособностью различных слоев населения с каждым годом реформ становится все контрастнее. В то же время значительная часть учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков продолжает функционировать вхолостую. Отсутствует ощутимая реализация в них целей и задач уставной деятельности: разностороннее развитие и формирование личности детей и подростков, воспитание (в том числе духовное, патриотическое, нравственное и пр.), укрепление их здоровья, оздоровление организма и восстановление работоспособности для продолжения учебной деятельности в общеобразовательных учреждениях. Это, естественно, пагубно отражается на развитии, здоровье, работоспособности, образованности и гражданской активности подрастающего поколения.

В условиях экономических (рыночных) отношений, сложившихся в ряде регионов России, продолжает сохраняться угроза ликвидации или перепрофилирования для других нужд ряда детских оздоровительных лагерей, пансионатов, баз отдыха, туристских баз и других учреждений оздоровительной и культурно-досуговой сферы, не приносящих учредителям сиюминутной финансовой прибыли.

Специалисты Минобразования РФ, Госкомспорта РФ, Минсоцстраха РФ отчетливо понимают необходимость формирования оптимальных условий функционирования учреждений детского, подросткового и молодежного отдыха, оздоровления и туризма с целью наиболее полного удовлетворения экскурсионно-познавательных, досуговых, спортивно-туристских и оздоровительных потребностей различных категорий населения, и в первую очередь детей и учащейся молодежи. Осознана эта проблема и законодателями, всей вертикалью государственной исполнительной власти.

На протяжении последних восьми лет в России прирост числа детей, отдохнувших летом по различным программам, в основном достигается благодаря развитию образовательной и социальной инфраструктуры. Имея неоспоримое преимущество в показателях "цена-качество", система образования предоставляет детям, подросткам и молодежи оздоровительные услуги, максимально учитывая потребности личности ребенка (подростка) и условия его развития и, что немаловажно, по весьма умеренной цене (В 2010 г. стоимость одной путёвки составляло от 17 тыс. до 24 тыс.). Подростки имели возможность выехать за пределы района и оздоровиться на побережье Черного моря.

Но и здесь неоспоримое преимущество, как по себестоимости (так и по отпускной цене), а в ряде случаев и по качеству имеет путевка, предлагаемая учреждениями дополнительного образования - Центрами (станциями) детско-юношеского туризма с активными формами отдыха и оздоровления детей в профильных туристских передвижных (палаточных) лагерях и туристских походах, путешествиях и экспедициях.

Во время туристско-оздоровительных мероприятий (походов) у педагогов имеется значительно больше возможностей для организации квалифицированного психолого-педагогического сопровождения и поддержки своих подопечных, чем в любом отряде стационарного лагеря, даже если учитывать реальную наполняемость отряда. Значительно более эффективными возможностями располагает и педагог - руководитель туристского похода для дифференцированного личностно ориентированного дополнительного образования детей, эмоционально-личностного воздействия на их внутренний мир в реальных условиях походной среды (совместное проживание педагога и коллектива детей).

Глава 2. Специфика развития исследовательской деятельности в сельской местности и ее роль в развитии подросткового туризма и летнего отдыха на муниципальном уровне

В регионах России наиболее динамично развивается сеть лагерей при образовательных учреждениях с дневным пребыванием учащихся.

На протяжении нескольких лет при общеобразовательном учреждении создается летняя оздоровительная площадка, которую посещают дети от 7 до 10 лет (10% от всего числа учащихся). Организуются летние краткосрочные 10-дневные лагеря отдыха подростков “Одиссея”, “Живун”, “Живая вода”, доля подростков отдыхающих в данных лагерях составляет минимум. В 2008 году благодаря руководителю археолого-экологической экспедиции А.А.Орлову в данной экспедиции поучаствовали пять подростков из нашего общеобразовательного учреждения, которые активно с большим интересом занимались исследовательской деятельностью (Усть-Войкарское городище. Программа археолого-экологической экспедиции была составлена членом экспедиции, учителем биологии Л.Д.Молчановой. Приложение.). Впоследствии одна из школьниц Елена Захаренко, неоднократно участвовала во Всероссийской конференции “Юность. Наука. Культура”. Была призером и дипломантом. В 2010 году она стала обладателем Гранта главы муниципального образования Шурышкарский район в рамках приоритетного национального проекта “Образование” в номинации “Юный исследователь”.

В кратковременных экспедициях “Одиссея” и “Живун” отдыхает всего 5% подростков, которые не выезжают за пределы района. При реализации нашего проекта приоритет будет подросткам, которые не имеют возможности выехать за пределы района. В нашем общеобразовательном учреждение на 01.09.2010 г. всего 616 учащихся, по данным анкетирования было выяснено, что около 50 учащихся в течение лета не выезжали за пределы района, это в основном дети из малообеспеченных и многодетных семей, дети “группы риска”. По данным опроса школьников было выяснено, что они с большим энтузиазмом предпочли бы Черноморскому побережью отдых в пределах района, на природе, на рыбалке, охоте и т.д. (народные промыслы).

Поэтому, мы считаем важным возрождение местными органами управления образованием системы программ отдыха и оздоровления в "малые каникулы". Зимние оздоровительные лагеря, туристские походы старшеклассников по местам боевой славы и по памятным местам родного края, досуговые программы на свежем воздухе в период новогодних и рождественских праздников, лагеря актива во время весенних и осенних каникул, профильные лагеря юных экологов, спортсменов, туристов весной и осенью, различные спортивно-туристские соревнования и состязания обогащают досуг школьника, снижают вероятность девиантного поведения подростков и оказывают значительный оздоровительно-восстановительный эффект.

Эти тенденции обозначили необходимость решения на государственном уровне проблемы гарантированного минимального обеспечения социальными услугами по организации оздоровления детей и учащейся молодежи во всех типах и видах учреждений независимо от принадлежности и формы собственности.

Для ее решения в учреждениях отдыха и оздоровления детей и молодежи необходимо создать особый, отличный от традиционного, подход к организации и содержанию процесса отдыха и оздоровления. Требуется не только насыщение его научно обоснованными программами, технологиями и методиками, методическим сопровождением и обеспечением, материально-техническими ресурсами, но и подготовкой широкого круга специалистов (педагогов-организаторов, психологов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, врачебно-медицинского и прочего персонала, владеющего методиками адаптации и реабилитации, оздоровительной и лечебной физической культуры, анимационными технологиями организации досуга и т.д.), а также развивать тьюторство из числа членов НОУ. (Приложение)

Кроме того, как на федеральном, так и на муниципальном уровне необходимо внести коррективы в критерии оценки деятельности учреждений, предоставляющих услуги активного отдыха, оздоровления и туризма. Необходимо дифференцированно подойти ко всему спектру социальных услуг по организации отдыха, туризма, экскурсий, досуга и оздоровления на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном). Это необходимо осуществлять для каждого вида отдельно в строгом соответствии с направленностью и профилем реализуемых в этих учреждениях программ и проектов.

В период подготовки к летней оздоровительной кампании Минобразованием РФ, ведущими научными и исследовательскими учреждениями, а также федеральными профильными учреждениями дополнительного образования ежегодно проводится работа по выявлению наиболее эффективных программ организации детского отдыха и оздоровления. Но, к сожалению, не всегда осуществляется обратная связь: передача и внедрение полученного ценнейшего опыта и материала в практику деятельности других учреждений отдыха и оздоровления.

Важную роль в научно-методическом обеспечении отдыха и оздоровления сегодня играют детские, подростковые и молодежные общественные объединения. Многие из программ, по которым строится жизнь в загородных лагерях и учреждениях отдыха и оздоровления, в туристских походах, путешествиях и экспедициях, разработаны в федеральных учреждениях дополнительного образования, в Научно-практическом центре Международного союза детских общественных объединений СПО-ФДО и прошли успешную апробацию в этих учреждениях, объединениях. Проведение ими различных профильных смен, походов, экспедиций, летних школ, детских творческих дач, малых научных академий способствует социальному и творческому развитию юной личности, реализации запросов и потребностей детей в различных видах деятельности в период школьных каникул и в течение всего года.

2.1 Пиар – технологии в формировании имиджа Шурышкарского района

Сегодня, очевидно, что российскому обществу в XXI в. предстоит реформирование сферы организованного каникулярного отдыха детей и подростков. Его определяющие компоненты следующие:

1. Обновление нормативного поля в сфере каникулярного отдыха и оздоровления детей и подростков. Ужесточение требований к обеспечению безопасности детей, а также требований к качеству досуговых, оздоровительных и образовательных услуг, оказываемых учреждениями отдыха и оздоровления со стороны как родителей и детей, так и муниципальных (региональных и федеральных) органов исполнительной власти.

Активно осуществляется межведомственное обновление санитарно-эпидемиологических правил для учреждений отдыха и оздоровления, в том числе с дневным пребыванием, а также полевых (палаточных лагерей).

Обновляются требования к порядку проведения смен лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха и профильных лагерей.

В законопроект "О дополнительном образовании" внесены как субъекты права "Детский оздоровительный лагерь" и "Детский оздоровительный центр".

Предпринимаются шаги к внесению в действующее законодательство о гарантиях прав ребенка в РФ статуса организации (учреждения) отдыха и оздоровления детей и увеличении льгот для сферы каникулярного отдыха детей.

Минобразования РФ поддерживает поступившие предложения и исправления в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и иные законодательные акты, которые:

а) уточняют статус учреждений отдыха и оздоровления и их льготы;

б) определяют уровень ответственности федеральных органов исполнительной власти в сфере каникулярного отдыха детей, в первую очередь, гарантировав выделение из федерального бюджета средств на отдых и оздоровление;

в) определяют ответственность учреждений разных уровней государственной исполнительной власти за организацию не только летнего отдыха, но и круглогодичного отдыха и оздоровления детей;

г) определяют механизм адресной поддержки государством детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, введя прямой контроль за реализацией льгот для них;

д) изменяют ориентиры в системе "государство - учреждение отдыха - ребенок". (Сегодня же заказчиком услуг отдыха и оздоровления выступает государство, а не конкретный ребенок или родители. Поэтому у родителей, имеющих низкий уровень доходов, социально незащищенных категорий нет выбора, в какой лагерь отправить ребенка. Муниципальные органы социальной защиты и образования с данной категорией родителей и детей поступают по остаточному принципу: "берите, что дают". Лишь одаренные дети и дети, находящиеся в системе дополнительного образования детей, формально могут выбирать профиль лагеря исходя из собственных интересов);

е) изменяют принципиальные подходы к сфере отдыха и оздоровления как системе оказания оздоровительных услуг, введя при этом законодательные гарантии для ребенка и родителей в виде: во-первых, обязательной сертификации оздоровительных лагерей как учреждений, оказывающих оздоровительные услуги; во-вторых, обязательной страховой защиты ребенка, находящегося на отдыхе;

ж) определяют минимальный социальный стандарт (норматив) для оказания услуг отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи.

2. Под влиянием изменения спроса меняется лицо учреждений отдыха и оздоровления и содержание их деятельности. Прежде всего это организация психолого-педагогического процесса отдыха и оздоровления, всей жизнедеятельности учреждения по вариативным программам, ставящим во главу угла развитие личности ребенка, эффективность оздоровительных, восстановительных и реабилитационных услуг и работающих на последействие пребывания каждого конкретного ребенка (подростка) в каждой конкретной смене, на экскурсии, в походе или экспедиции .

Необходима всемерная поддержка создания малых отрядов и групп на основе учета половозрастных особенностей, дифференциации и индивидуализации. При построении и определении содержания реализуемых программ, развитии детского самодеятельного движения и самоуправления, малых и больших творческих коллективных дел необходимо помнить об интересах, прежде всего потребителя социальных услуг по отдыху и оздоровлению - каждого ребенка, подростка.

3. Должна обрести новое содержание система подготовки педагогов к деятельности в период каникул.

Увеличившееся количество школьных педагогов, желающих трудиться в летних учреждениях отдыха и оздоровления, привносящих с собой классно-урочную систему, формы, методы и технологии общеобразовательных учреждений в учреждения отдыха и оздоровления, приводит к значительным психолого-педагогическим деформациям. Аналогичная негативная тенденция прослеживается и при массовом "десанте" в учреждения отдыха и оздоровления специалистов, не имеющих педагогического образования, адаптированного к организации оздоровительной и реабилитационной, досуговой работы с детьми и подростками.

4. Необходимо реформировать систему подготовки кадров не только по вертикали (от учреждения до управленческого аппарата, ответственного за организацию отдыха и оздоровления, в том числе каникулярного) и по горизонтали на уровне федеральных округов и регионов (включая вузы и работников образовательных учреждений), но и по содержанию.

Межведомственным комиссиям необходимо более требовательно подходить к оценке содержания и качества предоставляемых социальных услуг, оздоровительных программ, содержания досуговой и образовательно-воспитательной деятельности с детьми и семьями в любых учреждениях, принимающих детей на отдых.

5. Преодоление деформации организационных и педагогических целей и задач каникулярного времени. Систему летнего отдыха детей все чаще используют в качестве инструментария лишь социальной защиты детей в летний период. Летние детские здравницы превращаются подчас в учреждения социального обслуживания ("центр кормления детей" или "центр сезонного призрения за подростками"), а не местом для полноценного воспитания, творческого развития личности подростка, активной и рационально организованной физической нагрузки, закаливания организма, формирования здорового образа жизни. Эти учреждения все чаще становятся сезонными для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в то время как в процентном отношении доля детей из "нормальных" семей, имеющих возможность отдохнуть, значительно сокращается из-за финансовых затруднений родителей.

Подавляющее большинство детей, отдыхающих в лагерях, - младшие школьники. Значительные проблемы возникают как у педагогов, так и у руководителей при определении форм и содержания работы со старшеклассниками и особенно обучающимися в учреждениях начального профессионального образования. К сожалению, для них сеть учреждений отдыха и оздоровления значительно сокращена.

6. Изменение подходов к так называемой "занятости" подростков. Несмотря на развитие традиционных и инновационных форм трудового лета, численность детей, отдыхающих и работающих в лагерях труда и отдыха, неуклонно снижается

Возрождение системы форм труда и отдыха лежит в следующих плоскостях:

- экономическая учеба старшеклассников в каникулярный период (смены юных предпринимателей, деятельность школьных компаний, НОУ и т.д.);

- создание стационарных лагерей труда и отдыха на базе здравниц, туристских баз с посильным фронтом работ;

- развитие форм подростковых и школьных бирж труда, позволяющих создать временные рабочие места для несовершеннолетних;

- активное возрождение школьных хозяйств, обработка участков земли сельских школ как возвращение традиций российского крестьянства;

- возрождение народных промыслов, создание лагерей для получения навыков народных традиционных ремесел (в том числе и для народов Крайнего Севера).

7. Создание государственных минимальных социальных стандартов детского отдыха и оздоровления как системы основных параметров, принимаемых в качестве государственных норм, обеспечивающих полноценный детский отдых и оздоровление, которые включают в себя государственные нормы:

- оздоровления, медицинской и социальной реабилитации детей, постоянного медицинского обслуживания и контроля;

- обеспечения возможности полноценного досуга детей, их занятий по дополнительным образовательным программам, физической культуре и спорту, туризмом, наличия необходимых для этого литературы, игр, оборудования, снаряжения, инструментов;

- размещения детей для отдыха на территории, в зданиях и помещениях, отвечающих архитектурным требованиям к профилю деятельности, санитарно - гигиеническим нормам, эпидемиологической и пожарной безопасности;

- состояния специально оборудованных пищеблоков или оборудованных мест для приготовления и приема пищи;

- возможности получения высококалорийной полноценной пищи, соответствующей физиологическим потребностям детей в пищевых веществах и энергозатратах, и другие нормы.

В Шурышкарском районе есть все предпосылки для создания летнего оздоровительного лагеря близ озера Варчато. Зачем ехать в Турцию, Египет, Анапу, если отдых подростков можно осуществить на территории района, с меньшими затратами, но с большой пользой для подростков.

Территория близ озера Варчато славится неописуемой красотой, чистым воздухом, ледяной, чистой как слеза водой. И если один раз побывал в этих местах, то тебя вновь и вновь тянет этот маршрут отдыха.

Данный маршрут имеет следующие привлекательные особенности - он проходит в заполярье и неповторимой по красоте горной тундре, удален от населенных пунктов (более 100 км по бездорожью), отличается обилием рыбы, дичи, ягод, грибов и удобной заброской. Эти особенности настолько хороши, что значительно “перекрывают” все перечисленные ужасы и предостережения. Нитка путешествия представляет собой огромное кольцо в Западной Сибири, пролегает сначала с северо-востока на юго-запад вдоль восточного склона Уральского хребта, затем поворачивает на юго-восток и далее (по реке Оби) возвращается к исходной точке. Путешествие включает в себя восемь рек (две против течения), два крупных озера, волок и радиальный трёхдневный пеший выход к вершине горы “Пай-Ёр”.

Лучшее время для отдыха – лето (от середины июля до середины августа). Самые красивые места - это заполярье (места, где ловится хариус): на реке Хараматолоу - от ручья Макар-Рузь вверх до Малой Хараматолоу. На реке Танью - от “Пятиречья” вниз до избушки, стоящей при впадении левого притока - реки Сезым-Юган. Очень живописны предгорья вершины “Пай-Ёр”. Лучшие места для ловли щуки и окуня - река Танью (от притока Сезым-Юган), оз. Варчато, река Варчатовис (Приложение “Фото – оз.Варчато)

Первая школьная экспедиция, которая была организована совместно с природоохранной службой СВЭТ осталась в памяти 12 школьников на всю жизнь. Школьники воочию увидели флору и фауну в первозданном виде. Выяснили, что названия рек, озёр, поселений и др. в Ненецком и Хантыйском языках имеют смысловые составляющие: “вис” с ненецкого - из озера (река Варчатовис вытекает из озера “Варчато”), “ю” с ненецкого - с ледника (река Лагортаю), “шор” - из болота. Окончание “то” с ненецкого переводится как “озеро” (Варчато - чистое озеро), а “яха” - как “река” (Силоваяха). Слово “сор” (озеро Войкарский Сор) дословно с хантыйского языка (северный диалект) переводится как "заливной луг", очевидно, перекликается со словом “шор”. И действительно, в малую воду озеро Войкарский Сор превращается в болото. "Горт (курт)" - деревня (хант.), "еган (ёган, егон)" - река (хант), "кол" - дом (манси), "лор" - озеро (хант.), "сале" - мыс (с ненецкого - Салехард), "тор" - озеро, возникшее на месте бывшего рукава реки (хант.), "хард" - посёлок (с ненецкого), "юган" - река (хант.).

В ходе реализации данного проекта планируется осуществить ряд исследований:

  1. НОУ - как модель по организации исследовательской деятельности обучающихся.
  2. Влияние светового дня на организм подростка.
  3. Оценка качества воды в озере Варчато.
  4. Летний отдых подростка и его успешность в учебной деятельности.
  5. Развитие тьюторского движения.
  6. Эффективность летнего отдыха на создание ситуации успеха.
  7. Питьевая вода – залог здоровья.
  8. Экологическая оценка по фитопланктону озера Варчато.
  9. Разработка методики экспресс оценки загрязнения воды продуктами
  10. водного транспорта.

  11. Разработка туристических маршрутов в пределах Шурышкарского района и др.

2.2. Проект “Организация оздоровления детей и подростков средствами активного отдыха и туризма в летний период”

Актуальность проекта

Шурышкарский район обладает большинством необходимых ресурсов для развития внутреннего подросткового туризма и летнего отдыха с использованием исследований в природе. На сегодняшний день район характеризуют: выгодное геополитическое и географическое положение; транспортная доступность; индустрия развлечений; благоприятные природно-климатические условия; богатейшее историческое и культурное наследие. В Шурышкарском районе наблюдается тенденция увеличения количества организаций, осуществляющих туроператорскую деятельность (СВЭТ, СМЦ, природоохранные службы). В среднесрочной перспективе у района есть предпосылки для дальнейшего развития подросткового и развлекательного туризма в летний период. Придать уникальность предложению призвано развитие, прежде всего, познавательного и рекреационного подросткового туризма, что в долгосрочной перспективе обеспечит комплексный туристский продукт, конкурентоспособный на муниципальном и региональном уровнях. В основе создания такого продукта лежат благоприятные климатические условия, наличие водных ресурсов, богатый ландшафтно-рекреационный потенциал, а также самобытное историко-культурное наследие, наличие музейных комплексов. Усилить привлекательность района и обеспечить подростковые туристские потоки может и активизация сельского туризма в сочетании с этнографическим и событийным видами туризма.

Цель: Организация и продвижения рекреационных достопримечательностей Шурышкарского района в подростковой среде через исследовательскую деятельность.

Задачи:

  • Информирование подростков о различных экологических комплексах Шурышкарского района;
  • Подготовить экскурсионный метод, позволяющий ознакомить подростков с лучшими местами Шурышкарского района;
  • Формирование позитивного имиджа Шурышкарского района в Региональном информационном пространстве через научно-исследовательскую деятельность;
  • Разработать информационные материалы о рекреационных местах Шурышкарского района

Целевая аудитория: Подростки в возрасте от 13 до 17 лет.

Новизна проекта:

  • Новизна проекта заключается в объединении всего комплекса подростковых туристских услуг в летний период в рамках НОУ. Данная система является первой в районе, практика разработки и реализации подобных систем в Шурышкарском районе отсутствует (охват подростков с общеобразовательного учреждения составит не менее 50 подростков из малообеспеченных семей, детей “группы риска”, развитие тьюторовского движения из числа членов НОУ).
  • Практическая значимость разрабатываемой системы реализуется в особой роли, которую займет разрабатываемая система в структуре подростковой туристской отрасли района.

Мероприятия

1) Для развития познавательно-исследовательского, оздоровительного, подросткового туризма в летний период необходимо осуществить следующее:

- разработать и изготовить карты-схемы турмаршрута;

-изготовить наглядно-демонстрационные материалы,

-разработать информационные буклеты, для привлечения подростков;

-изготовить рекламные ролики, о достопримечательностях в районе.

- запланировать тематику исследовательских работ

2) Водный подростковый туризм. Район имеет хорошие перспективы в развитии водных видов туризма, с которыми связывают свой отдых большинство подростков.

3) Экологический туризм природоохранной направленности. Особое внимание следует уделить развитию экологического туризма

природоохранной направленности. Сеть особо охраняемых природных территорий в Шурышкарском районе достаточно обширна и разнообразна. Они играют важнейшую роль в сохранении и восстановлении ресурсов живой природы в регионе и являются наиболее эффективным механизмом поддержания экологического баланса территорий, сохранения естественного биологического разнообразия. (Экскурсии, презентации, буклеты, встречи и т.д.).

Бизнес-план:

  • канц. товары-3 тыс.;
  • материалы (брошюры 100 шт.)-5 тыс.;
  • фотоаппарат “Никон” - 20 тыс.;
  • видеокамера – 20 тыс.;
  • бумага А4 – 5 тыс.;
  • картриджи черные и цветные – 10 тыс.;
  • фотобумага – 10 тыс.;
  • диски – 5 тыс.;
  • справочная литература – 10тыс.;
  • бензин – 25 тыс.;(спонсоры)
  • походная пища на 10 дней из расчета на 1 человека 600 руб – 60 тыс;
  • походное снаряжение -30 тыс.; (имеются палатки, коврики, спальные мешки)
  • бензопила, снасти для ловли рыбы – обеспечивают природоохранные службы.

Риски

  • нехватка финансирования;
  • погодные условия.

Отклонение:  не выполнены сроки реализации

Эффективность проекта и ожидаемые результаты:

  1. Вовлечение числа подростков из малообеспеченных семей, детей “группы риска”, многодетных семей.
  2. Пропаганда здорового образа жизни;
  3. Развитие познавательного интереса (исследовательской деятельности, тьюторства);
  4. Досуг и культурное развитие подростков;
  5. Обеспечение привлекательности Шурышкарского района и в качестве подростковой туристкой и деловой репутации;
  6. Повышение конкурентоспособности туризма и летнего отдыха как стратегического профиля района.

Основные виды подросткового туризма и летнего отдыха Шурышкарского района:

  • Познавательный (историко-культурный);
  • Водный подростковый туризм;
  • Экологический подростковый туризм природоохранной направленности;
  • Сельский, этнографический, событийный подростковый туризм;
  • Социальный подростковый туризм.

Критерии оценки результативности: Оценка результативности действия проекта будет проводиться по результатам ,проведенных мероприятий.

Сотрудничество

- Комитет по охране природоохранных биоресурсов.

- Администрация Шурышкарского района

- Экологические службы Шурышкарского района

- Службы охотнадзора и рыбнадзора;

- Специалисты природно-охраняемых служб;

- Музей под открытым небом “Живун”

- Социально-молодежный центр

- ЦВиДО

- МузЦРБ

- Предприниматели

- Райвоенкомат

- РУО

Проблемы развития подросткового туризма:

- неудовлетворительное состояние подросткового туризма и летнего отдыха;

- в районе отсутствует организованная единая система, способная оказывать влияние на формирование подростковых туристских потоков и осуществлять обслуживание на уровне муниципальных стандартов;

- отсутствие необходимой государственной статистической информации о деятельности в сфере подросткового туризма;

- слабая экономико-статистическая изученность подросткового туристкой индустрии как на уровне региона в целом, так и на уровне муниципальных образований, не позволяет сделать достоверные стоимостные оценки масштабов подросткового туристского комплекса.

Конкурентная среда и предполагаемая клиентская база: Аналогичные системы в районе не представлены. Возможно внедрение в районе систем бронирования либо включения в уже имеющиеся, но первенство и комплексный характер разрабатываемого проекта обеспечит ему конкурентные преимущество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе было проведено исследование с целью выявления особенностей организации программ подросткового и молодежного туризма. В процессе достижения поставленной цели была изучена и проанализирована специальная литература, что позволило рассмотреть структуру подросткового и молодежного туризма, раскрыть его особенности. Досуг подростков и молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей “молодежного сознания”, повышенной эмоциональностью восприятия и реакций. В основе его содержания не только отдых и развлечения, но и решения жизненных проблем, т. к. идет активный процесс самопознания, самореализации, самовыражения. Ценностные ориентации на культурно - досуговую деятельность зависят от возможности удовлетворения личных потребностей. Изучение и анализ литературы выявил основные потребности подростков в общении, развлечениях, активном и подвижном отдыхе. Все эти потребности можно реализовать в подростковом туризме и летнем отдыхе. Отличительной особенностью подросткового и молодежного туризма является то, что подростки являются самой непритязательной социально-демографической группой. Для подростков необязательны высококлассные условия в туристической поездке, ее в большей степени интересует определенный уровень комфорта, умеренные цены и насыщенная культурно-досуговая деятельность, отвечающая их возрастным потребностям. Реализация имеющегося потенциала возможна только при условии системного и комплексного подхода к решению проблем, сдерживающих развитие подросткового туризма.

Факторами, сдерживающими развитие подросткового туризма, являются:

  • отсутствие комплексной программы реализации подросткового туристского потенциала с учетом специализации региона на туристском рынке, выделения целевых сегментов и приоритетов развития, четкого позиционирования узнаваемого образа Шурышкарского района;
  • неудовлетворительное состояние подростковой туристской индустрии;
  • отсутствие маркетинговой стратегии продвижения подросткового туристского продукта ;
  • отсутствие системы мониторинга и оперативного аудита состояния подростковой туристской отрасли.

Также следует признать, что в районе отсутствует организованная как единая система индустрия гостеприимства, способная оказывать влияние на формирование туристских потоков и осуществлять обслуживание на уровне мировых стандартов.

Кроме этого, отсутствие необходимой государственной статистической информации о деятельности в сфере подросткового туризма, слабая экономико-статистическая изученность подростковой туристской индустрии как на уровне области в целом, так и на уровне муниципальных образований, не позволяет сделать достоверные стоимостные оценки масштабов туристского комплекса. Влияние подросткового туризма на экономику района, оценить прямой вклад организаций подростковой туристской сферы в бюджеты муниципального уровня.

Тем не менее, на примере Шурышкарского района мы имеем колоссальные возможности развития подросткового и молодёжного туризма. Есть большой потенциал за счет, которого можно усилить привлекательность района и обеспечить стабильные подростковые туристские потоки в сочетании подросткового туризма с этнографическими и событийными видами туризма.

Уже сегодня Шурышкарский район обладает некоторыми традициями в сфере этнографического и событийного туризма, причём, районный календарь событий включает в себя не, только мероприятия культурной и деловой направленности, но и спортивные мероприятия. Развитие этих видов подросткового туризма будет способствовать не только формированию устойчивых потоков внутреннего туризма, но и формировать образ Шурышкарского района как региона благоприятного для туризма.

В результате реализации программных мероприятий прогнозируется в 2011 г. значительное увеличение числа подростков, посетивших озеро Варчато. Внедрение программы развития подросткового и молодёжного туризма позволит:

  • преодолеть факторы, сдерживающие развитие подросткового туризма в Шурышкарском районе;
  • создать конкурентоспособный региональный подростковый туристский продукт Шурышкарского района, сохранив историко-культурное наследие и экологический баланс района;
  • эффективнее использовать человеческие, информационные, материальные и иные имеющиеся ресурсы с учетом сложившегося рынка труда и задач социально-экономического развития района:
  • интенсивно развивать смежные отрасли экономики и значительно повысить уровень занятости населения, учитывая воздействия подросткового и молодежного туризма на все стороны жизни общества;
  • обеспечить привлекательность Шурышкарского района в качестве подростковой туристкой и деловой династии;
  • повысить конкурентоспособность подросткового и молодежного туризма как стратегического профиля района.
  • реализовать программы по оздоровлению подрастающего поколения.

Для того чтобы программы развития подросткового и молодежного туризма начали работать в Шурышкарском районе, необходимо, прежде всего, решить следующие задачи:

  • Формирование конкурентоспособного муниципального подросткового туристского продукта, обеспечивающего позитивный имидж и узнаваемость Шурышкарского района на туристском рынке.
  • Формирование нормативной правовой базы в сфере подросткового туризма.
  • Разработка маркетинговой стратегии продвижения Шурышкарского подросткового туристского продукта на внутреннем и региональном рынках.
  • Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в подростковую туристскую индустрию, развитие материально-технической базы туризма.
  • Содействие повышению конкурентоспособности муниципальных туристских услуг за счет улучшения качества обслуживания подростков.
  • Создание системы повышения квалификации и переподготовки кадров, занятых в туристской индустрии.
  • Увеличение объектов индустрии туризма.

Приток подростков в Шурышкарский район должен сопровождаться массовым притоком инвестиций, как в сферу подросткового туризма, так и в смежные отрасли. Особое внимание будет уделено развитию инфраструктуры и материальной базы подросткового туризма. С целью стимулирования привлечения инвестиций в подростковую туристскую отрасль, формирования и продвижения, новых турпродуктов, производства сувенирной продукции будет оказываться комплексная поддержка субъектам туристкой индустрии.

И самое главное для развития подросткового и молодежного туризма в Шурышкарском районе необходимо создать комплексную нормативно-правовую базу:

Это, прежде всего:

  • Подготовить предложения в действующие федеральные законы и в проекты федеральных законов, затрагивающие вопросы развития подросткового туризма.
  • Подготовить и принять постановления Администрации района “О межведомственном координационном совете по туризму”.
  • Разработать положения о мониторинге подростковых туристских ресурсов и объектов туристской индустрии района.
  • Разработать территориально-градостроительную документацию по туристско-рекреационным зонам района.
  • Разработать нормативно - правовой документ, определяющий режим охранных территорий музеев, заповедников и др.
  • Подготовить методические рекомендации по формированию муниципальных программ развития туризма на 2011-2015 гг.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Курило Л. В. Краеведение и туризм: Учебное пособие. – М.: РИБ “Турист”, 1999.
  2. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие/Под ред. А.Д.Жаркова, В. М. Чижикова.-М.: Издательство МГУК, 1981.
  3. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. – СПб.: СПбГУП, 2000.
  4. Новаторов В.Е. Организаторы досуга. – М.: Сов. Россия, 1987.
  5. Приезжева Е. М. Организация и методы игровой деятельности в туризме: учебно-методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2005.
  6. Скороходов В.В. Интерес молодежи к восточным культурам: социокультурный анализ на примере традиции боевых искусств Востока // Материалы конференции молодых ученых и студентов РГАФК. - М.: 1999.
  7. Скрипунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социс.-2002.-№1.
  8. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. – СПб., 1991.
  9. Триодин В.Е. История и теория социально-культурной деятельности. – СПб: СПбГУП, 2000.
  10. Фатов А. В. Роль культурно-досуговой деятельности в социальном воспитании студенческой молодежи (Электронный курс). Режим доступа-www.oim.ru/ http://kdm44.ru/news/1311.html.
  11. Справочники, энциклопедии по направлениям.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.