Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы и во внеурочное время

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Программа научно-исследовательской ориентации учащихся нацелена на выявление и последующее развитие склонности учащихся к научной деятельности, формирование необходимых навыков исследовательской работы и умения претворять свою идею в новый интеллектуальный продукт. Мы решаем эту программу, исходя из личной заинтересованности ученика. Например, изучая в VII классе балладу Жуковского “Лесной царь”, ученики обращают внимание на необычность отношений человека с миром природы, странную связь со сверхъестественными явлениями. Эта тема их интригует. Они задают вопросы:

- Почему умирает младенец на руках отца?

- Почему Лесной царь выбрал именно этого ребенка?

- Действительно ли существует Лесной царь как представитель чудесного, нереального мира или это только сон младенца?

При этом они делают сопоставительный анализ отдельных строк из подстрочного перевода баллады Гете и баллады Жуковского. Такая работа на уроках литературы формирует у учащихся умения и навыки анализа литературного текста, умение сопоставлять факты окружающего мира, умение настойчиво и упорно искать и находить необходимый для работы материал. Такая заинтересованность со стороны учащихся позволяет учителю переносить объект исследования за рамки уроков и продолжить работу во внеурочное время. Ученики готовят рефераты, собирают материал для докладов на научные конференции учащихся.

Перед началом исследования ученику нужно обязательно составить его предварительный план. Однако надо помнить, что при проведении исследовательской работы этот план обычно приходится изменять и совершенствовать, потому что исследование представляет собой творческий процесс, в ходе которого постоянно приходится что-то дополнять, а от чего-то отказываться. Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: “Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?” Для этого надо определить, какие инструменты или методы можно использовать, а затем выстроить их по порядку.

Как получить информацию? Для дальнейшей работы мы предлагаем следующие рекомендации:

- необходимо подумать самостоятельно;

- прочитать книги по теме исследования;

- познакомиться с кино- и телефильмами;

- найти информацию в глобальных компьютерных сетях;

- понаблюдать, сопоставить некоторые факты, проанализировать их.

Необходимо также продумать структуру исследовательской работы.

В любой исследовательской работе, как правило, выделяются три основных раздела: введение, основная часть и заключение.

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такой схеме:

1) почему избрана эта тема;

2) какой была цель исследования;

3) какие ставились задачи;

4) какие гипотезы проверялись;

5) какие использовались методы и средства;

6) каким был план исследования;

7) какие результаты были получены;

8) какие выводы сделаны по итогам исследования;

9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.

Вот, например, что пишет в своей работе “Баллада в творчестве Жуковского” Игнатьева Лена - участница ученической научной конференции: “В.А. Жуковский – величайшая фигура в мировой и отечественной литературе 19 века. Мастер стихотворного перевода, Жуковский сделал достоянием русской литературы многие жемчужины мирового поэтического искусства. Василий Андреевич – один из создателей новой русской поэзии. Рядом с лирическими жанрами - элегией, посланием, песней и романсом -живет в творчестве Жуковского баллада. Ей отданы лучшие годы поэта. Пожалуй, при жизни Жуковского он как балладник пользовался большей известностью, чем лирик, хотя именно в лирике мы находим его самые сокровенные нравственно-эстетические признания.

И я решила изучить развитие данного жанра в творчестве В.А.Жуковского.

На мой взгляд, данная работа актуальна, потому что я рассматриваю жанр баллады в контексте мировой литературы. Я вела своё исследование в следующих направлениях:

1. Работа с литературоведческими источниками.

2. Работа с художественными текстами.

3. Сравнительный анализ.

4. Анализ информационных ресурсов сети Интернет.

Большую помощь в моей работе оказали мне труды В.Г. Белинского, К.В. Пикаревой, Б.М.Эйхенбаума, К.К. Зейдлица и др.

Я поставила перед собой цель: изучить развитие жанра баллады в творчестве В.А. Жуковского.

Для ее решения определила круг задач:

1. Изучить историю жанра баллады в мировой литературе.

2. Проследить, как творчество В.А.Жуковского отражает события его жизни.

3. Проанализировать художественные особенности баллад В.А.Жуковского.

4. Найти в творчестве поэтов 19–20 веков отражение балладного творчества В.А. Жуковского”.

Как видим, ученица придерживается выше указанной схемы планирования, а в работе ее просматриваются определенные пункты ее плана, что в свою очередь упрощает процесс накопления информации, а также детализации дальнейшей работы над темой.

Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе. В соответствии с программой дети среднего звена должны освоить понятие о литературе как искусстве слова, в этот период важно не только повторять и иллюстрировать теоретические понятия, но важно уметь обобщать полученные знания и пользоваться ими как инструментом познания. Такой подход можно проследить на уроках, посвященных сопоставительному анализу некоторых стихотворений А.С.Пушкина или М.Ю.Лермонтова.

Возьмем, к примеру, стихотворения “Русалка” и “Морская царевна” М.Ю.Лермонтова. В ходе своих исследований ребята показали уже сформированные умения и навыки сопоставительного анализа первоисточников, глубину проникновения в художественную лабораторию поэта и выдвигали гипотезу о взаимосвязи личных переживаний поэта и его художественных изысканий. Например, одна из учениц, сопоставляя эти стихотворения с разных точек зрения ,пришла к выводу, что в стихотворении “Морская царевна” поэт словно пытается остановить тех , кто хочет отнять у у природы все чудесное, что присуще стихии, нельзя это трогать, пусть оно остается загадочным и прекрасным. Эта работа также переросла границы урока и прозвучала на очередной ученической конференции.

Некоторые ученики, затронув какую-то тему, в дальнейшем ежегодно продолжают расширять границы своих познаний и исследований, результатом чего становятся презентации по теме с применением материалов Интернет - ресурсов. В таких работах учащиеся используют музыкальное оформление, вставляют яркие красочные слайды, готовят к ним достаточно обоснованные комментарии. Три года Гайфуллина Айгуль пыталась понять силу обаяния лермонтовских строк, а на четвертый год приготовила прекрасную презентацию о Лермонтове, о влиянии Кавказа на творчество поэта, о взаимоотношении поэта и Вареньки Лопухиной.

Умение концентрироваться на определенной теме, развитие навыков самостоятельной работы, овладение методикой исследования с применением материалов Интернет-ресурсов выливается в самостоятельную творческую работу учащихся. Эта работа включает в себя:

  • выдвижение проблемы;
  • выявление и введение в научный оборот новых источников и сообщение на этой основе новых фактов;
  • установление новых связей между известными явлениями;
  • новую постановку известной проблемы;
  • оригинальные выводы.

В заключение следует отметить, что учебные исследования в процессе преподавания литературы помогают формировать самосознание школьника, который становится заинтересованным и ответственным участником в познавательной и творческой работе на уроках и во внеурочное время.