Учебный проект "Теплое искусство холодной земли"

Разделы: МХК и ИЗО


Вступление

Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях всё возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпочитают заграничные лакомства, одежду, предметы быта. Исконно народные русские сказки и песни стали уходить из быта семьи. А что уж говорить о национальной культуре края. В связи с этим тема приобщения учащихся наших школ к национальной культуре, а тем более культуре края, где они родились и живут, становится чрезвычайно актуальным в педагогической практике.

Материальная культура народов Сибири богата, как, к примеру, у европейских народов, но она своеобразна, воплощает в себе удивительную гармонию человека и природы.

Содержание учебного проекта

(Приложение 1)

Продумывание темы проекта соответствующей разделу “Декоративно-прикладное искусство Красноярского края” предмета “Художественная культура Красноярского края”.
Тема: Своеобразие одежды коренных народов Сибири.
Декор в одежде народов Сибири.

Выбор возрастной категории учащихся.
Согласно содержанию программы тема ДПИ Красноярского края рассматривается в 6 классе.

Основополагающий вопрос:
О чем рассказывает одежда?

Проект направлен на решение проблем:
Какие коренные народности проживают на территории Красноярского края?
Какие образы и символы используются в декоре одежды народов Сибири?
Каковы особенности одежды народов Сибири?

Для исследований учащихся сформированы содержательные вопросы:

1. Элементы декора в одежде народов, проживающих на территории края.
2. Соединение цвета и образа в декоре одежды коренных народов севера.

Материалы, используемые в народной одежде.

Условия, необходимые для реализации и проведения разработанного учебного проекта – наличии компьютер, сканера, принтера, доступа к Интернету, проекционной системы, навыки работы с ИКТ как учителя так и учащихся.

Дидактические цели проекта:

– Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.
– Формирование чувства стиля.
– Расширение кругозора.
– Воспитание чувства любви и уважения к своему краю.
– Формирование устойчивого интереса к художественному творчеству народов, проживающих на территории Красноярского края, их традициям и быту;
– Развитие внимания, образного мышления, навыков самостоятельной работы по сбору материала.
– Формирование умений увидеть проблему и определить пути ее решения.

Методические задачи:

– Научить работать с различными источниками информации.
– Научить обрабатывать и обобщать полученную информацию.
– Формирование навыков творческого подхода к решению проблемы.
– Научить пользоваться программой Power Point, Microsoft Office Publisher для оформления результатов проекта.
– Научить кратко излагать свои мысли при защите проекта.
– Сформировать начальные навыки работы с декоративными материалами для оформления элементов или дополнений одежды.

Поставленные цели согласуются с решаемой проблемой.
В школе есть необходимые условия для реализации проекта.

Шаги, с помощью которых достигались поставленные цели:

1. Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся) и выдвижение гипотез, формирование групп, выбор творческого названия.
2. Обсуждение плана индивидуально в группах и возможных источников информации.
3. Самостоятельная работа по исследованию, обобщение материала исследования.
4. Подготовка публикации по проекту.
5. Защита проекта.

Выбранная тема исследований учащихся: Своеобразие одежды коренных народов Сибири.

Выдвижение гипотез решения проблем.

Своеобразие одежды и элементы декора зависят от природных условий проживания, деятельности человека.
Символы и образы используемых в народном творчестве формируют декор элементов одежды.

Определение творческого названия проекта

После рассмотрения нескольких предложенных вариантов выбрано наиболее соответствующее теме – “Теплое искусство холодной земли”.

Проект является продолжением темы: “Культура, традиции и быт коренных народов Сибири” и подготовки к практическим работам по изготовлению одного из традиционных видов народных промыслов.

Ребята 6 класса активные с развитыми мыслительными способностями, стремящиеся к получению новых знаний и умений, исполнительные, творческие, увлекающиеся. Вместе с тем они отличаются повышенной впечатлительностью, восприимчивостью, чрезвычайно активные, (не всегда уверенные в себе), их увлекает разнообразие.

Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.

Учащиеся делятся на мини-группы по 3-4 человека, определяющие для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающие форму представления результатов – в виде презентации, публикаций, творческой работы (рисунок, изготовление оберега, сувенира).

Обсуждение плана работы учащихся проводится индивидуально по группам.
Сбор статистических данных и образцов ведется с использованием материалов школьной медиотеки, публикаций, результатов экскурсий, материалов Интернета.
Обработка собранных сведений проводится с использованием ИКТ.
Оформление результатов исследования в форме презентации, публикации и буклета.

Для реализации проекта “Теплое искусство холодной земли” применены следующие методы работы: объяснительный, иллюстративный, творческий. Для продуктивности этих методов используется фронтальная и индивидуальная форма работы.

Проект подготовлен предшествующими материалами: знакомство с культурой и бытом народов, проживающих на территории Красноярского края. Разнообразие и самобытность народного искусства не могут не привлечь внимание учащихся. Использование информационных технологий в обработке и оформлении материала проекта являются существенным стимулом для того, чтобы заинтересовать обучающихся и вовлечь их в творческий процесс работы по проекту.

Этапы учебного проекта: (Приложение 6)

  1. введение в тему проекта: постановка проблемы, выдвижение гипотез решения проблемы, формирование групп;
  2. обсуждение плана проекта: выбор творческого названия, обсуждение плана индивидуально в группах, обсуждение возможных источников информации, распределение обязанностей;
  3. самостоятельная работа по исследованию, обобщение материала исследования;
  4. подготовка публикации по проекту;
  5. защита проекта.

Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав.

Цель: задать направление поиска информации.

Планирование учебного проекта проводится фронтально со всеми группами с обсуждением:

– использования источников информации в школьной и городской библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии;
– соблюдения авторских прав;
– достоверности источников информации.

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе.

Каждая группа занимается сбором, обобщением и оформлением информации по этносу Красноярского края и

особенностям одежды коренных народностей (долганы, ненцы, хакасы, эвенки, селькупы и т. д.), анализируя и результаты посещения музеев.

Работая командой в группе, один или два ученика отвечают за сбор и обобщение информации через Интернет, два – обрабатывают полученную информацию из литературы и различных публикаций. После обсуждения результатов поиска двое учеников отвечает за оформление результатов исследования в форме презентации, один оформляет обработанный материал в виде публикации или буклета, еще один учащийся готовит творческую работу (выполнение пейзажа Сибири, оберега “Солнышко” по мотивам эвенкийской вышивки).

Учитель консультирует, обходя группы, внимательно следит за ходом обсуждения, помогает в направлении деятельности учащихся в методически нужное русло.

Ребята, выступая в роли исследователей, с интересом используют возможности Интернета для получения информационного материала, успешно овладевают навыками создания презентации, учатся работать в группе, оценивать работу каждого участника проекта.

Время проведения учебного проекта: 5 уроков.

Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе

Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные.

Роль учителя – консультирование, помощь.
Форма отчета – создание презентации, буклета, публикации, демонстрация творческой работы (по выбору). (Приложение 3, Приложение 4)
Форма презентации – доклад с презентации в программе Power Point. (Приложение 2)

Защита полученных результатов и выводов:

На защите учебного проекта присутствуют участники проекта, учитель, классный руководитель класса.
Время защиты – 5 мин
Ответы на вопросы – 1 мин.
Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 5 минут. Далее – ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учитель и ученики.

Оценивание результатов проекта школьниками и учителем

Критерии оценки результатов проекта:
Группы оценивают работу каждого участника.
Учитель оценивает работу групп в целом.

Использование оформленных материалов проекта.

Материалы, оформленные в виде презентации и составленных в единое электронное пособие, могут использоваться школьниками и учащимися надомного обучения для самостоятельного изучения темы “Своеобразие одежды коренных народов Сибири”.

Работа над учебным проектом дает возможность вовлечь учащихся в поисковую, творческую деятельность, воспитывать в детях патриотическое отношение к культуре и традициям “малой родины”, дать в руки инструмент, с помощью которого можно осуществлять свои идеи и замыслы. Поэтому ребята с энтузиазмом откликнулись на идею провести занятия в других классах по материалам своего проекта. Учащиеся 6 класса выступили на занятиях перед уч-ся 5 класса с сообщением по культуре родного края со своим проектом “Теплое искусство холодной земли”.

Сценарий занятие по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, 5 класс предмет “Художественная культура Красноярского края” с участием учеников 6 класса.

Тема: “Теплое искусство холодной земли”.

Цели:

  1. познакомить учащихся с особенностями одежды и декора одежды народов Сибири;
  2. развивать творческого воображение и формировать представление о своеобразии художественной культуре Красноярского края; овладение различных техник изображения, развитие эстетического вкуса.

Принцип организации композиции – комбинированный:

  • свободный выбор и подготовка информационного материала (с использованием ИКТ) по особенностям декора одежды народов Сибири (для сообщения) ;
  • свободный выбор техники исполнения композиции сувениров по мотивам этноса Сибири;
  • индивидуальное исполнение композиции в различной технике.

Кабинет оформлен компьютером, проектором, плакатами с иллюстрациями национальной одежды и видами орнаментов народов Сибири, рисунками и изделиями выполненными учащимися, наглядными пособиями.

На столах публикация и буклет (Приложение 3, 4), разработанные учащимися 6 класса, эскизы орнаментов народов Сибири, технологические карты по технике вышивке бисером.

Форма организации деятельности: комбинированная (совместно индивидуальная, совместно взаимодействующая).

Содержание занятия “Теплое искусство холодной земли”.

1. Мотивация учащихся. Актуализация знаний.

Учитель: На сегодняшнем занятии мы познакомимся с особенностями национальной одежды некоторых коренных народов Красноярского края.

Велика территория нашей малой Родины – Красноярского края.

Своеобразная культура народов Сибири воплощает в себе удивительную гармонию человека и природы.

Природные ресурсы, без которых была бы невозможна жизнь в условиях Сибири – лес, дикие и домашние олени, звери и птицы – давали материалы для производства ценностей.

Человек, приспосабливаясь к суровым климатическим условиям находил применение шкуре, копытам, рогам оленя или сохатого, бересте, дереву.

Через компьютер педагог демонстрирует в программе Power Point вводную информацию о суровых природных и климатических условиях Сибири и крайнего Севера; о культуре и быте народов, проживающих на территории Красноярского края; о сохранении народных традиций края, в котором мы живем.

После вводной информации о материальных традициях народов Сибири, учащиеся 6 класса знакомят аудиторию с искусством декора в одежде коренных народов Сибири и крайнего Севера, демонстрируя подготовленный и оформленный материал учебного проекта “Теплое искусство холодной земли” с использованием ИКТ (в программе Power Point).

1-й выступающий: Своеобразная культура народов Сибири воплощает в себе удивительную гармонию человека и природы.

(Приложение 2)

5-7 слайд.

Природные ресурсы, без которых была бы невозможна жизнь в условиях Сибири – лес, дикие и домашние олени, звери и птицы – давали материалы для производства ценностей.

Человек, приспосабливаясь к суровым климатическим условиям, находил применение шкуре, копытам, рогам оленя или сохатого, бересте, дереву.

Несмотря на трудные условия народы, проживающие на территории Сибири, не только выжили, но и смогли сохранить национальную самобытность, материальные и духовные ценности. К коренным народам, проживающим на территории Сибири и крайнего Севера относятся: долганы, ненцы, эвенки, нганасаны, селькупы, энцы, кеты, хакасы и др.

Каждая народность имеет свои особенности культуры и быта.

Особое место в национальном творчестве народностей Сибири занимает одежда, как средство выражения связи с окружающим миром.

Верхняя одежда шилась из меха домашних и диких животных.

В национальном костюме удивляет богатство фантазии наших предков в: конструировании форм одежды; подборе материала; использовании орнамента.

Одежда выглядела удобной, изящной и нарядной.

Проживая в экстремальных условиях, человеку хотелось окружить себя неповторимыми рукотворными предметами декоративно-прикладного искусства.

2-й выступающий: Ненцы – народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра.

8-11 слайд.

Традиционное занятие – крупностадное оленеводство.

Зимняя одежда, сделанная из оленьих шкур не имеет аналогов не только по удобству и теплу, но и по эстетической ценности декоративного оформления, несущего в себе мотивы природы и космоса, включавшего большое количество орнаментальных украшений.

В морозы, пургу ненцы одевают совик. Совик шили из меха трехмесячного теленка мехом наружу, ворсом вниз из плотной шкуры осеннего или зимнего оленя. Совик не имеет рукавиц, но имеет капюшон с опушкой из оленьего меха с длинным ворсом или хвостов песца.

Одежда ненцев украшалась меховой мозаикой из контрастных по цвету кусков меха, вырезанных по шаблону и сшитых вместе таким образом, что получается единая поверхность с орнаментом – темным на светлом фоне.

Если взглянуть на ненецкие орнаменты “красивые рога”, “бегущая собака”, “соболь”, “оленья тропа”, то можно заметить, что по своей конфигурации они напоминают стилизованные изображения предметных животных. Солнце – редкий гость в северных краях, поэтому мотивы солнца, звезд, северного сияния в орнаментальном искусстве получают своеобразную трактовку. Сочетание цветов ненецкого орнамента основано на эффекте контраста светлого и темного меха со вставки из сукна или бисера синего, зелёного и жёлтого цветов, ассоциирующихся с долгожданным коротким летом.

12-14 слайд.

3-й выступающий: Эвенкидревнейший народ Сибири, обитающий в тайге от Тихого океана до бассейна Оби.

.Оленеводство – главное занятие коренного населения Севера. Олени и кормят, и одевают эвенка, они – его любимый транспорт. Национальный костюм эвенков всегда отличался многофункциональностью и нарядностью. Характерная особенность национального костюма эвенков: богатая отделка аппликацией, вышивкой, длинным мехом дикой козы и цельнокроеные кафтаны из одной оленьей шкуры с длинным нагрудником, – высокие и низкие камусные сапоги. Эвенки широко использовали бисер для орнаментации своей одежды. Вышивание бисером – это уникальное явление эвенкийской культуры, излюбленный прием украшения одежды и обуви. Узоры для своих изделий мастерица брала от природы. У каждого эвенкийского рода был свой орнамент. Гордостью и богатством считалась в семье бисерная одежда. Эвенки делали браслетик, оберег для ребенка. чтобы уберечь его от сглаза. Название орнаментам давали по внешнему сходству с предметами или частью предметa. Не всегда орнаменты вышивали бисером. Из–за его недостатка их вышивали цветными нитками. Иногда орнаменты наносили на изделие, используя природные краски. У эвенков в орнаменте не было переходных цветов. Они пользовались только контрастными красками. Цвета бисера можно располагать в таком порядке: черный, белый, красный, черный, белый, синий, сиреневый, желтый, черный и так далее. Сегодня очень популярны декоративные оформления в элементах одежде, выполненные в традициях народных мастеров Эвенкии.

15, 16 слайд.

4-й выступающий: Кайма женской шубы (парки) у долган оформлялась чередованием вставок меховой мозаики и полосками узоров из яркого бисера. Зубчатый орнамент аппликаций с острыми углами напоминает северное сияние. Долганский орнамент украшает мужской головной убор, чтобы охотник был сильнее зверя, имел острый слух и зоркий взгляд. На боковых частях женской шапки долганы нашивают крупный узор, похожий на чум, символизирующий хранительницу домашнего очага. Долганский орнамент имеет названия предметов, с которыми он ассоциируется; “нос”, “ухо”. “коготь”.

Зубчатый орнамент аппликаций с острыми углами напоминает северное сияние.

Палитра долганского орнамента строится на сочетании шести основных цветов: чёрный, белый, синий, красный, жёлтый, зелёный.

17 слайд.

5-й выступающий: Традиционная одежда нганасан и энцев изготавливалась из оленьих шкур.

Мужской костюм состоял из глухой двойной малицы, сшитой из белой оленьей шкуры и отороченной белым мехом собак. Вместо капюшона женщины надевали шапку-капор из белой шкуры оленя с опушкой из чёрного собачьего меха. Характерной особенностью костюма энцев было отсутствие наружных поясов и цилиндрическая обувь без подъема, аналогий которой нет у других народов. Орнаменты нганасан содержат мотивы ограждения от злого умысла, символизируют готовность юноши к браку, характеризуют женщину, как хранительницу домашнего очага. По характеру и расположению этих орнаментов можно судить о возрасте и родовой принадлежности их владельца.

2. Настрой на творческую работу.

Учитель: Как мы видим одежду украшали геометрическими и растительными орнаментами, по которым определялось, к какой социальной или возрастной группе относится её обладатель. Со временем, утратив свое прежнее значение, орнамент сохранил роль оберега и декора.

Работа, выполненная своими руками хранит тепло рук мастера, согревает сердце и душу, а, главное, передаёт ваше личное отношение к человеку, которому предназначен подарок.

Предлагаем и вам, не только проверить полученные знания участием в викторине, но и показать свое мастерство в творческой работе – выполнить сувенир для близких и друзей с мотивом орнаментов северных народов.

На экране высвечиваются вопросы викторины (Приложение 5)

После участия в викторине “Особенности одежды коренных народов Сибири и крайнего Севера”, учащиеся приступают к практической работе по изготовлению сувенира по народным мотивам.

Для исполнения сувенира предлагаются:

– дидактические пособия по орнаментам и символике в народном творчестве;
– эскизы орнаментов;
– необходимые материалы и инструменты (нитки, иголка, ножницы, бисер, бархатная бумага, клей, коробочки из-под сыра);
– технологические карты по выполнению сувенира.

При изготовлении сувенира нужно помнить о видах, символике и значении цвета в долганских, ненецких, эвенкийских мотивах.

Перед практической работой – физкультпауза.

3. Выполнение творческой работы.

Преподаватель и выступающие участники занятия демонстрирует этапы выполнения творческой работы в технике вышивки бисером, декоративной обработка кожи, аппликации.

Учащиеся класса делятся на 3 группы для выполнения творческой работы в технике вышивки бисером, аппликации, (декорирование шкатулки стилизованным орнаментом),украшения из кожи. Во время работы можно получить необходимую консультацию и помощь ведущих участников и преподавателя. В конце занятия проводится подведение итогов викторины и выставка изделий с объяснением исполнителя своего замысла. (Приложение 7).

Заключение

Учитель. Благодарю всех участников сегодняшнего занятия. Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения.