Двор детства

Разделы: Внеклассная работа, Социальная педагогика


Мы предлагаем вам немного вернуться назад в прошлое, в 50-70 года, когда во дворах строились специальные площадки для проведения досуга детей и взрослых. По центру стояла сцена, перед которой располагались скамеечки. На этой сцене выступали коллективы художественной самодеятельности, агитбригады. Там проводились собрания общественности, на которых решались всевозможные вопросы и среди них был вопрос об организации досуга детей во дворах. Неподалёку всегда располагалась площадка для игр. Играли все! И взрослые и дети. Когда играли старики, около них толпилась молодёжь. Когда играли подростки, около них всегда крутились малыши. Они перенимали правила игр, в которые в дальнейшем сами начинали играть. И таким образом происходила передача положительного социального опыта от старшего поколения к младшему. Подобное социальное явление можно было ещё встретить и в 70 и 80 года 20 века. Но в 90-е эта связь оборвалась. В жизнь вошли компьютерные технологии, они то и отвлекли детей от игры во дворах. Прервалась передача социально – положительного опыта

Во многих областях России уже начинают возрождать культуру игры во дворах. Создаются мобильные отряды вожатых, пишутся социально значимые проекты по организации досуга во дворах. Вот и мы хотим обратить Ваше внимание на эту проблему на территории  нашего города и попробовать её решить совместно.

Самым благоприятным временем года для реализации нашего проекта является летний период. Лето не должно быть вырвано из контекста общения, воспитания и развития детей. Этот подход ставит задачи формирования у детей и подростков социальных потребностей, мотивов и интересов; поиска новых форм работы с родителями с целью вовлечения их в организацию каникулярного времени; оптимизации методов и средств сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, развитие коммуникационных норм и навыков, формирование патриотических чувств.

Детей обязательно нужно увлекать интересными делами в загородных оздоровительных комплексах, лагерях с дневным пребыванием на базах школ. Незанятый ребенок – это источник повышенной опасности, как для самого себя, так и для окружающих. Поэтому нужно серьезно подумать, чем можно занять детей в летний период и не только в специально организованных местах, но и в собственном дворе. Коллективные дела во дворе помогают сплачивать детей и привлекать не только каждого ребенка к участию в них, но и их семьи.

Существует распространённое мнение, что взрослые – это большие дети. Но если посмотреть на складывающуюся у нас в городе ситуацию с организацией досуга детей, возникает впечатление, что многие взрослые об этом напрочь забыли. Конечно, можно допустить, что это связано с возрастом (много проблем и тому подобные вещи).

Как не прискорбно данное обстоятельство, но факт остаётся фактом. В городе Кемерово можно по пальцам рук пересчитать места, где действительно качественно проходит досуговая деятельность во дворах, да и то при помощи Центров по работе с населением или молодёжных трудовых объединений. Очень важно не забывать, что у человека, то есть личности, привычки, характер формируются, как раз в детском возрасте. Ведь именно на игровых площадках дети готовятся к жизни, совершают первые самостоятельные действия и поступки. А дальше, как в древней китайской поговорке:

"Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу".

Следовательно, можно понять всю важность создания комфортного игрового пространства для ребёнка, чтобы он совершал качественные и социально-ответственные действия и поступки, которые помогут ему "пожать" действительно счастливую судьбу.

Существуют две основополагающие функции качественной детской площадки: "Во-первых, в мире, где царствуют взрослые, такая площадка оказывается единственным законным местом, где могут царить дети, где всё для них, откуда ребёнка не погонят, поскольку он находится на своей территории. Во-вторых, мир, в котором живёт ребёнок, часто далёк от совершенства. Таким образом, детская площадка может быть местом, где можно компенсировать все "недо", связанные с бедностью окружающей среды и ограниченностью двигательных возможностей в школе и дома.

Ничего нет удивительного в том, что дети, которым нечем, а, главное, негде заняться, ходят по улице и ищут применение своей энергии в различных асоциальных действиях.

И  мы предлагаем, решение этой проблемы через реализацию проекта «Двор детства»

Цель проекта: создать развивающее игровое пространство в условиях микросоциума двора через организацию и проведение игровых программ.

Задачи проекта:

  • организовать занятость детей в летний период, через вовлечение их в организацию каникулярного времени на территории дворов;
  • сплотить детей во дворах на основе общего досуга;
  • оптимизировать методы и средства сохранения и укрепления здоровья детей и подростков;
  • сформировать умения и навыков у волонтёров  по  организации детей во дворах;
  • мотивировать старшеклассников на социально-значимую деятельность;
  • подготовить и провести конкурс ведущих игровых программ

Основные методы и формы реализации проекта:

Основной формой реализации проекта «Двор детства» станет проведение игровых программ в летний период во дворах района. Подготовительный этап будет состоять из образовательного комплекса (теория и практика). Образовательный комплекс будет включать в себя лекции, ролевые игры, семинары, круглые столы, беседы, а так же практические занятия (проведение игровых программ на базах школ). Третий этап проекта – это проведение конкурса профмастерства. Участники проекта  смогут продемонстрировать полученные знания (на первом этапе) и умения и навыки (полученные на втором этапе) при реализации проекта. Информационно-образовательные материалы будут использоваться для повышения уровня профессионального мастерства участников проект (аниматоров). При подготовке игровых программ будет учитываться специфика целевой аудитории (возраст, уровень образование, гендерные особенности т.д.), результаты анкетирования (запросы и пожелания целевой аудитории, т.е. тех ребят, на которых направлена реализация проекта).

Участники проекта:
Целевой аудиторией проекта являются дети в возрасте от 5 до 13 лет.
Участниками проекта являются старшеклассники от 14 до 17 лет.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

  1. Проведение работы по распространению информации о проекте через СМИ (в том числе через школьные  СМИ), через молодежные общественные объединения старшеклассников и ТОО (территориальный отдел образования).
  2. В конце января начнётся работа по привлечению старшеклассников к участию в проекте «Двор детства», проведение презентационных и рекламных акций.
  3. В феврале из числа желающих принять участие в проекте будет сформировано несколько образовательных групп, которые начнут обучение по программе «Организация и проведение игровых программ» с использованием разных форм и методов.
  4. Виды игр и их классификация.
  5. Особенности правил игры и их объяснение.
  6. Создание игровой программы с учётом возрастных особенностей.
  7.  Конфликтная ситуация и её угасание.
  8. Занятия будут проходить 1 раз в неделю, в течение 4 месяцев. К образовательному процессу будут привлечены специалисты разных образовательных учреждений (педагоги дополнительного образования, режиссёры, психологи).
  9. Для обучения будут выбраны несколько школ Центрального района, на базах которых ребята смогут на практике отработать свои знания и умения и получить навыки ведения игровых программ. В результате будет подготовлена группа аниматоров для организации игровых программ в социуме двора в количестве 42 человек.

Основной этап:

Основным этапом проекта станет организация и проведение игровых программ во дворах Центрального района. Совместно с Центрами по работе с населением  (в районе их 7) будут выбраны дворы, в которых будут проходить игровые программы. Из общего числа участников будут сформированы малые рабочие группы. Два раза в неделю в заранее определённое время два аниматора в течение двух – двух с половиной часов будут организовывать досуг детей во дворах с учётом возрастных особенностей. Это будут разнообразные игры и конкурсы, игровые программы, а так же праздники календарные и народные (День двора, День города, День молодёжи, Иван  Купала, День мороженого, День рождения района – которому летом 2011исполнится 75 лет. В конце каждого летнего месяца планируется проведение общерайонных игровых программ в парках культуры и отдыха, где аниматоры смогут поделиться приобретёнными знаниями, умениями и навыками. Обменяться новыми идеями и конечно показать своё мастерство. Аниматорами-участниками проекта «Двор детства» будут создаваться еженедельные отчёты о количестве участников игровых программ и их возрасте для дальнейшей корректировки работы. Для демонстрации  различных досуговых форм работы и обучения их организации в  летний период будут проходить и мероприятия для самих аниматоров.
В ходе всего проекта «Двор детства» будет оказываться консультационная, информационная и методическая  помощь аниматорам –  участникам проекта.

Заключительный этап:

На заключительном этапе пройдёт конкурс ведущих игровых программ. Где в свободной форме аниматоры проведут Новогоднюю игровую программу.  Это будет итоговое отчётное мероприятие, на котором все участники смогут показать полученные знания, умения и навыки за время реализации проекта.  По итогам конкурса будут выбраны:

  • Самая оригинальная игра
  • Оригинальный «Манок»
  • Лучшая игровая программа
  • Лучший ведущий игровых программ

А так же те дети на которых был нацелен проект смогут дать оценку проделанной работе аниматоров. К данному мероприятию будут привлечены специалисты, которые так же оценят успешность реализации данного проекта.
На заключительном этапе будут подведены итоги еженедельных и ежемесячных отчётов, составлена сводная информация из которой буден виден количественный и качественный результат проекта.

Ожидаемые результаты проекта:

В организации и проведении игровых программах во дворах примут участие 14 человек в месяц и 42 в летний период.
В ходе реализации данного проекта повысится качество досуга во дворах.
Участниками проекта будет проведено не менее  84 игровых программы во дворах и 4 крупных районных мероприятий (3 отчётные игровые программы за летний месяц + 1 игровая программ – сводная в рамках районного конкурса ведущих игровых программ).
Реализация проекта «Двор детства» будет способствовать развитию организаторских качеств  у старшеклассников. Ребята в летний период будут самостоятельно разрабатывать, организовывать и проводить игровые программы.
Разнообразные образовательные формы, запланированные в данном проекте, и возможность самостоятельно на практике отработать полученные знания, позволяет способствовать формированию у старшеклассников мотивации к осознанной активной жизненной позиции.

Конечные результаты реализации проекта:

Количественные показатели:

  • в реализации проекта будет подготовлено и задействовано 42 аниматора;
  • игровые программы будут проходить в 21 дворе Центрального района;
  • за время реализации проекта будет проведено не менее 84 игровых программ во дворах района;
  • 4 итоговые районные игровые программы пройдут в «Парке Чудес»;
  • будет разработано, издано и распространено не менее 100 рекламных листовок.

Качественные показатели:

  • будет создана команда аниматоров по организации и проведению досуговой деятельности в условиях социума двора;
  • повысился уровень досуговой культуры у детей проводящих свободное время во дворе;
  • снизится уровень социально бесполезного досуга;
  • дети будут проводить свободное время под присмотром.

Жизнеспособность проекта

Жизнеспособность данного проекта обусловлена тем, что обучающиеся будут решать реальные задачи, соизмеримые уровню их возможностей.

Возможное развитие проекта в дальнейшем:

1. Расширение географии проекта с районного уровня до городского.
2. Привлечение большего числа детей и подростков к реализации данного проекта и участия в нём.
3. Объединение детей города, учреждений соц.защиты, территориальных управлений районов, учреждений культуры в реализации проекта.
4. Передача накопленного опыта обучающимся и педагогам, желающим реализовать подобный проект.
5. Сотрудничество с интернет-группами, со СМИ.

6. Распространение опыта через участие во Всероссийском фестивале педагогических идей «Первое сентября».

Календарный план реализации проекта:

Мероприятие январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
Подготовительный этап
1 Создание рабочей группы  сотрудников
Утверждение рабочего плана
+                      
2 Формирование   добровольческой группы из числа старших школьников, желающих принимать участие в проекте «Двор детства» + +                    
3 Подготовка аниматоров проведение обучающих занятий   + + + +              
4 Издание рекламной информации         +              
5 Распространение рекламной информации проведение рекламных акций         + + + +        
Основной этап
6 Проведение игровых программ во дворах         + + + +        
7 Проведение районных игровых программ           + + +        
8 Оказание консультационной, информационной, методической помощи участникам проекта         + + + + + +    
9 Освещение хода реализации проекта в  СМИ + + + + + + + + + + + +
Заключительный этап
10 Проведение анкетирования участников проекта (детей участвующих в игровых программах)           + + +        
11 Решение организационных вопросов в подготовке  к проведению конкурса ведущих игровых программ                 +      
12 Разработка положения конкурса ведущих игровых программ                 +      
13 Сбор заявок участников конкурса ведущих игровых программ                 + +    
14 Проведение конкурса ведущих игровых программ                     +  
15 Завершение работы. Составление итогового отчёта о реализации проекта                       +

Смета расходов:

Статья расходов

Общая сумма расходов

Городской бюджет

Привлечённые средства

Подготовительный этап
Оплата труда руководителя  проекта 5.000*12

60.000

Аренда помещения для проведения обучающих занятий и репетиций  3.000 * 12

36.000

Оплата труда привлеченным специалистам при проведении занятий и репетиций для аниматоров – волонтёров: 2чел  5 месяцев по 5.000

50.000

Издание рекламной продукции

3.000

Разработка и изготовление аниматорской атрибутики (форменные футболки и кепки) 400р.*42шт.

16.800

Использование оборудования (компьютер, принтер, ксерокс, сканер, мультимедийный аппарат и др.)

7.000

Услуги ГТС   350р. *12

4.200

Интернет    750р.*12

9.000

Канцелярские материалы и расходные  материалы для проведения обучающих презентаций, еженедельных занятий добровольческой группы, (бейджи, блокноты, ручки, папки, маркеры, гуашь, скотч, ножницы, бумага, картридж, тонер, диски CD, фотобумага   и др.)

10.000

Основной этап
Реквизит (игровой материал: скакалки, мячи, мел, обручи и т.д.)

7.000

 

Оплата труда аниматоров  42* 2.500

105.000

Формирование методической базы (периодика, книжные издания, педагогическая и специальная литература)

6.000

Заключительный этап
Транспортные расходы 

9.000

Аренда музыкального оборудования

7.000

Аренда территории для проведения конкурса

10.000

Оплата труда привлечённым специалистам  (жюри) 3*1.000

3.000

Наградной фонд участников конкурсной программы
(дипломы,  призы)  

10.000

Всего:

157.800

195.200

Итого:

353.000

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3