Внеклассное занятие в 1-м классе "Учимся сочинять загадку"

Разделы: Внеклассная работа


Принятые стандарты нового поколения делают упор на личностно-ориентированный подход в образовательной деятельности, на развитие ключевых компетенций обучающихся. Цель компетентностного подхода – обеспечить качество образования. Поэтому перед учителем встает вопрос о выборе методов, которые бы способствовали развитию различных компетенций у обучающихся. На мой взгляд, одним из таких методов является проектная деятельность. Данный метод я использую не только в образовательном процессе, но и во внеурочной деятельности.
Для данного возраста (1 класс) характерны мини-проекты для поддержания мотивации и интереса детей.
У детей этого класса уже был опыт в проектной деятельности, результатом которой стало создание книжки-малышки со скороговорками. На данном занятии продолжится работа по созданию книжки-малышки с загадками.

Цели проекта:

  • Образовательная – организовать  групповую деятельность учащихся; выявить умение и способность учащихся работать самостоятельно по теме, учить слушать друг друга и принимать решение, распределять ответственность.
  • Воспитательная – воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к деятельности одноклассников; воспитывать личную ответственность за выполнение выбранной работы.
  • Развивающая – развивать воображение,  развивать навыки публичных выступлений.

Какие же компетенции развиваются на данном занятии?

  • Коммуникативная – умение удерживать цель задания всеми участниками группы, эмоциональное принятие членами группы друг друга.
  • Информационно-логическая – умение провести исследование через анализ текста, умение представить результат работы наглядно.
  • Формируется компетентность в сфере самостоятельной деятельности, основанные на  усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.

1. Обоснование выбора темы

В настоящее время обучение русскому языку переориентируется на выработку умений и навыков речевого общения. Этому способствует лингвистический анализ текста, который развивает логическое мышление, учит оценивать изобразительно – выразительные средства языка. Решить эти задачи нам помогает благодатный и бесценный материал этнопедагогики. Учитель, знающий пословицы, поговорки, загадки, сказки добьется быстрее успехов в обучении и воспитании детей. Большую ценность представляют загадки. Они передают особые реалии национальной жизни, позволяют услышать силу русского слова.

2. Выявление проблемы

Но если отгадывать загадку дети часто умеют с раннего возраста, то задание, требующее придумать загадку, часто вызывает затруднение. Этому нужно учить, а уроки посвященные составлению загадок, развивают у детей речь, логическое мышление, другие познавательные процессы. Позволяют проводить лингвистический анализ текста.

3. Этапы проектирования

1 этап. Изучение построения загадки и её признаков.
Задача: выявить механизм построения загадки, сформулировать её признаки.
2 этап. Составление загадки.
Задача: разработать урок составления учащимися загадки.
«Учимся составлять загадку».
3 этап. Создание «Книжки – малышки»
Задача: оформить книжку  с загадками

4. Предполагаемые результаты

У детей  должны получиться загадки интересные, описательного характера с использованием изобразительно – выразительных средств языка.

Тема: «Учимся сочинять загадки».

I. Организационный момент

II. Постановка целей урока

Стихотворение С. Михалкова «А что у вас?»
– Что бы вы предложили детям в данной ситуации? (Игры, скороговорки, загадки)
– А что такое загадка?

Наше занятие посвятим Загадке
– Где можно найти научное толкование слова загадка? (В толковом словаре В.Даля)
– Любите ли вы отгадывать загадки?
– Скажите, а кто сочиняет загадки? (Народ, поэты)

Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас.

(С.Маршак)

Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, —
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.

(К.Чуковский)

– Для чего народ и поэты сочиняют загадки? (Для развлечения,  делают  нашу речь более красивой, образной, так как в загадках много ярких,   красивых   слов,   сравнений, развивают мышление, творчество )
– А легко ли сочинять загадки?
– А вы хотели бы научиться сочинять загадки?

Тема нашего занятия «Загадки». Определите цель нашего занятия  (научиться сочинять загадки)

III. Работа по теме

1. – Я предлагаю провести занятие по группам. Работая в группах, вам нужно соблюдать определенные правила.
(Повторить алгоритм работы в группах)
Арина Рамазанова
Арина Кульменева
Саша Капинос – набирают по цепочке команды.

2. – Мне хотелось бы услышать, а что вы уже знаете про загадки? (Ответы детей)

Учитель: Много столетий назад охотник, боясь неудачи, окружал своё занятие тайной. Не говорил, куда он идёт. Человек стал употреблять “подставные” слова. С этими “подставными” словами и связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путём указания на какие-либо признаки, например: “Пошёл по тух-туху. Взял с собой тав-тавту, нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела бы меня храп-тахта” (“Пошёл я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей”)
В более поздние времена загадки использовались для испытания мудрости и остроумия, смекалки и находчивости. Загадки часто использовались в древнерусских сказках и считались неким испытанием, прохождение которого приводило к исполнению желаний.
В наше время загадки не утратили своей популярности. Они привлекают внимание многих детских поэтов, которые сочиняют загадки, следуя народным образцам. Авторские загадки легче отгадываются, а лучшие из них становятся настоящими народными загадками.
Загадки любят все: и взрослые и дети. А что такое загадка? Это особый и интересный мир. Именно мир, так как загадки заключают в себе знания и сведения о народе, а также об окружающем мире. Само слово "загадка" образовано от слова "гадать, которое означало "думать", "размышлять".

3. – Перед вами лежат карточки, определите, на каких карточках загадки?

Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.

Жу-жу-жу-жу.
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
И звук “ж” твержу.

Мохнатенькая, усатенькая,
Молоко пьёт, песенки поёт.

Архип осип.
Осип охрип.

Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.

Пёс Полкан,
Полезай в стакан,
Хватай лимон,
Убирайся вон!

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю —
Придёт серенький волчок,
Он ухватит за бочок,
Он ухватит за бочок

– Молодцы!
– По каким признакам вы узнали, что это загадка?
– Давайте вспомним основные признаки загадки:

4. «Проба пера»

– Сейчас мы вместе попробуем составить загадку.

Ландыш

– Какие цвета мы можем использовать? (Белый, зеленый)
– Назовите отличительные признаки ландыша. (Душистый, мелкие цветочки  на одном стебельке, красные горошки после цветения, распускается весной)
– На что похожи цветочки? (На горошки, колокольчик)
– А стебелек? (Ниточка, ножка)
– Какая рифма может быть в нашей загадке? (Горошки – на ножке; колокольчики – на ножке)
– Получаем загадку:

Душистые горошки                                                          На зеленой тонкой ножке
Висят на тонкой ножке.                                                Колокольчики звенят
                                                                                           О весне нам говорят.

IV. Самостоятельная работа учащихся (в группах)

Цель вашей работы – сочинить загадку, оформить ее и представить.

Чтобы работа спорилась и вы успели уложиться во времени, что вам необходимо сделать?
(распределить роли:

  • Художники;
  • Сочинители;
  • Защитники работы.

V. Подведение итогов. Чтение загадок

VI. Домашнее задание (дифференцированное)

  • Кому понравилось сочинять загадки – сочините свою.
  • Найдите народную загадку и литературную, выучите их.

Итог данного урока – создание книжки-малышки «Загадка»