Война и дети. А.Платонов. "Маленький солдат". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели:

  • знакомство с произведением по теме «Война и дети»: с рассказом А.Платонова «Маленький солдат»; выяснить, в чем секрет воздействия этого маленького произведения на читателя; закрепить навыки анализа рассказа;
  • вспомнить литературоведческие понятия (рассказ, рассказчик, композиция, сравнение, метафора);
  • познакомить с ролью детей в годы ВОВ; воспитание у детей патриотизма, чувства любви к своей стране.

Оборудование: рассказ А.П.Платонова, выставка книг, портреты писателя, плакаты времён Великой Отечественной войны на слайдах, компьютер.

ХОД УРОКА

1. Целевая установка (Приложение, слайды 1, 2)

2. Показ фотографий писателя

– Обратим внимание детей на глаза этого человека, полные грусти и тепла, озабоченности и доверчивости, на мягкое, доброе лицо, особую силу притяжения во взгляде. «Видит насквозь», – говорят в народе о таких глазах. И  действительно, он видел то тяжкое и губительное, чего многие не могли или не хотели замечать.

(Приложение, слайд 3)

Писал Платонов не только для взрослых, для детей вышло более двадцати  его книг. Самые известные его рассказы для детей – «Никита», «Еще мама», «Июльская гроза», «Цветок на земле». Он выпустил в литературной обработке сборники русских народных сказок, куда вошли такие сказки, как «Финист – Ясный сокол», «Волшебное кольцо», «Солдат и царевна».)

(Приложение, слайды 4, 5)

4. Выставка книг А.Платонова

5. Вступительное слово учителя о писателе

– Во время войны Платонов был специальным корреспондентом «Красной звезды» в действующей армии. Он пошел туда, где в тяжелом ратном труде со всей полнотой раскрылись душа и разум народа, поднявшегося на защиту Родины. Летом 1943 года он был на Курской дуге, а весной 1944 года во время наступательных боев нашей армии – на Украине.
Собрат по перу, Виктор Полторацкий, неоднократно встречавшийся с Платоновым на фронте вспоминает: « Был он мягок и прост в обращении, умел найти свое слово для каждого – будь то солдат, генерал, старуха крестьянка или ребенок. Говорил глуховато, низким голосом, спокойно и ровно. Но порою бывал и резок, колюч, всегда абсолютно нетерпим к фальши и хвастовству.  Цепкий, острый взгляд его насквозь видел собеседника. Особенно душевно умел Платонов разговаривать с солдатами – тружениками войны. Мне помнится его разговор с саперами, наводившими переправу на Горынь-реке. Меня поразило тогда глубокое профессиональное знание писателем того дела, которым были заняты эти солдаты. Да, вероятно, не только меня, а и солдат, увидевших в военном корреспонденте своего, рабочего человека»).

(Приложение, слайды 6-10).

6. Анализ рассказа А.Платонова «Маленький солдат»

1) Впечатления ребят от прочитанного дома рассказа.

Учителем конкретизируется задача урока: выяснить, в чем секрет воздействия этого маленького произведения на читателя.Приложение

2) Композиция рассказа.Приложение

Вспомнить определение этого литературоведческого понятия.

– Что особенного вы заметили в построении рассказа?

– Мы можем выделить три части,  три основных эпизода.  1 часть – сцена прощания на вокзале, свидетелем которой случайно оказался рассказчик. Первое знакомство с героями. 2 часть – рассказ о судьбе Сережи Лабкова, услышанный из уст майора Бахичева. 3 часть – побег, можно озаглавить  словами «Бог весть, куда он ушел».

(Приложение, слайд 11)

– Поговорим о своеобразии каждой части.

3) Выразительное чтение 1 части (дом.зад.). Беседа по вопросам:

  • От чьего лица ведется повествование? Где происходит действие рассказа? Вспомнить определение термина «рассказчик»

(Приложение, слайд 12)

– Повествование ведется от лица рассказчика, волей судьбы оказавшегося недалеко от линии фронта, на чудом сохранившемся вокзале, переполненном военными и ранеными, где постоянно слышен грохот зениток, гул самолетов.

  • Что поражает нас во внешности и поведении ребенка при первой встрече? Каким вы его себе представляете? Словесно нарисуйте портрет героя, опираясь на текст.

(Приложение, слайд 13)

Важно, чтобы дети увидели противоречия во внешности и поведении мальчика.

– Ребенку лет 9-10, а одет как бывалый боец, маленький солдат. Серая шинель, пилотка, сапоги – все это привычная для него одежда, бережно сшитая по мерке взрослыми. Сразу видно, что герой воевал, много видел, рано повзрослел. Но на обветренном лице «приспособленного к жизни человека» автор в то же время замечает грусть, тоску, нежелание расставаться со старшим другом. Ребенок не отпускает от себя одного из майоров, прильнув лицом к руке дорогого ему человека», и , несмотря на ласку, теплые слова другого майора, остается к нему равнодушен. Наверное, он уже испытывал боль расставания с близкими и боится новой разлуки, смотрит на майора Савельева с мольбой и надеждой, как бы уговаривая не оставлять его с чужим человеком.
Психологические детали волнуют нас, читателей, и нам хочется узнать загадку ребенка, о его судьбе, найти объяснение  поведению мальчика.
В начале произведения автор отмечает из всего многообразия вокзальной  суеты только то, что напоминает о доме, счастье, семье: на усталых лицах красноармейцев было запечатлено счастье отдыха, не спавшие еще люди, казалось,  шептали друг другу уговаривающие, теплые слова и даже пение котла дежурного  паровоза будто напоминает «однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома». Так уже в начале рассказа начинает звучать тема мирной жизни, тема дома, семьи.

  • Какие необычные сравнения, метафоры использует автор при описании Сережи? Вспомнить определение терминов «сравнение», «метафора»

(Приложение, слайды 14, 15)

– «светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были  живою поверхностью его сердца».
– «…Сердце его не могло быть в одиночестве, оно боялось, что оставшись одно, умрет».

(Приложение, слайд 16)

– О глазах и о сердце сказано как о человеке, о живом существе. Чувство сострадания, жалости возникает при чтении этих проникновенных строк.

Учитель обобщает: Платонов, благодаря мастерству, смог в нескольких фразах передать «неизбывную грусть», взрослую силу чувств героя, силу верности, привязанности и страх перед разлукой.

– Вторая часть рассказа  по интонации отличается от первой.

4) Пересказ 2 части (дом.зад.). Беседа по вопросам:

  • О чем поведал рассказчику майор Бахичев? Что добавляет этот рассказ о жизни ребенка для понимания его характера?

(Приложение, слайд 17)

 – Он проникся заботами и тревогами взрослых. Однажды помог отцу-полковнику сохранить склад с боеприпасами, оставленный на захваченной немцами земле, перерезав взрывной провод.  Затем неоднакратно пробирался в тыл противника, запоминая расположение немецких войск, давал отцу-командиру «верные засечки», то есть выполнял работу, какую делали обычно опытные разведчики.

– Мать, не выдержав напряжения, тревожилась за жизнь сына, решила отправить его в тыл, но Сергей уже не мог уйти из армии. «Характер его втянулся в войну», – пишет Платонов, и в этих словах заключен огромный смысл. Сережа не мыслит себя в другой жизни, категорически отказываясь отправиться в тыл. На войне серьезно ранило отца, и он вскоре умер. Недолго прожила без мужа мать Сережи. И  остался он сиротой. Нам становится ясно, почему Сережа не хочет расстаться с майором Савельевым, ведь он заменил ему родителей.
Платонову важно донести до нас, читателей, сокровенную мысль: какие бы бесстрашные подвиги ни совершал Сережа, как бы он ни удивлял взрослых своим отчаянным мужеством, все-таки ребенок  остался ребенком. Мы как бы  слышим голос майора Бахичева , хотя автор не вводит собственно прямую речь военного человека. Его слова просты и бесхитростны, скупы на чувства, в речи преобладают факты, нет того накала эмоций, психологических деталей, как в первой части рассказа. В этой части много разговорной лексики, просторечий, иногда автор специально передает речевые недочеты («в бой-то», «захворала», «затомилась», «указал отцу на карте, как оно есть и где находится», «дескать», «мать не могла терпеть его неудобного положения» и др.)

  • Почему автор передоверяет рассказ о подвигах маленького солдата майору Бахичеву?

(Приложение, слайд 18)

– В его устах рассказ этот выглядит более достоверно. К тому же военный человек чаще всего обращает внимание на фактическую, а не эмоциональную сторону дела, а от этого становится яснее главная идея рассказа. Автору важно понять душу, истоки поведения ребенка: делал то, что, может быть, было не всегда под силу взрослым, и то, что принято называть подвигом.

5) Третья часть рассказа подтверждает эту мысль. Беседа по вопросам:

  • Является ли концовка неожиданной для нас?

– Нет, мы предчувствовали, что что-то должно случиться. Весь предыдущий рассказ о герое готовил нас к этому. Сережа остается верен себе – побег от хорошего, порядочного майора Бахичева – не случайность. Сережа ведет себя вопреки взрослой логике. Да, с майором Бахичевым ему было бы в бытовом плане неплохо: накормлен, обут и обихожен во всяком случае он был бы всегда. Но сердце ребенка не хочет примириться с новой потерей, оно устало привыкать и терять. Какое дело Сереже до военной необходимости, до того, что майору Савельеву нужно пройти курсы усовершенствования! Не случайно Платонов заканчивает рассказ на такой же пронзительной ноте, как и начал: «…он ушел, томимый чувством своего детского сердца к покинувшему его человеку, – может быть, вслед ему, может быть, обратно в отцовский полк, где были могилы его отца и матери.

Главная мысль рассказа: по Платонову, война страшна не только тем, что погибают люди, разрушаются их жилища, рушится устроенный быт, она страшна еще тем, что горе разъедает душу человека, особенно ребенка, деформирует ее, так как никто, ничто не сможет восполнить потерю родителей, семьи, друга.

(Приложение, слайды 19, 20)

И взрослые, все мы в ответе за то. Чтобы страшное не повторилось. Не случайно на последней странице рассказа вновь звучит тема счастья, детства. Рассказчик и майор Бахичев видят спящего мальчика в комнате общежития перед побегом и не узнают его: «Лицо его, отошедши теперь от горести и воспоминаний, стало спокойным и невинно счастливым, являя образ святого детства, откуда его увела война».

6. Стихи учащихся по теме «Дети войны»

К 65-летию Великой Победы детям войны посвящается:

Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны.

Нужны были и смелость и отвага,
Чтоб жить под оккупацией врага,
Всегда страдать от голода и страха,
Прошла где неприятеля нога.

В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно,
Хватило детям горя и беды.

Настал чудесный светлый День Победы,
В тяжёлой битве выжила страна,
От радости забылись сразу беды,
Фронтовики надели ордена.

Войны не знают люди молодые,
Их детству золотому нет цены,
Теперь уже все старики седые
Мы – дети грозной праведной войны.

Бегут вдаль годы жизни неизменно,
Солдат ушёл, и память ушла с ним,
Но мы живём, и о поре военной
В сердцах навечно память сохраним.

Баллада о детях войны

Мы дети войны. Нам с пелёнок досталось познать беспределы невзгод.
Был голод. Был холод. Ночами не спалось. От гари чернел небосвод.

От взрывов и плача земля содрогалась. Не знали мы детских забав.
А сколько отрочеству горя досталось… Девчонки, солдатками став,

Просились на фронт и без страха сражались, держа налегке автомат.
Победа руками девчонок ковалась. Их воля не знала преград.

Ночами стояли на вахтах заводов. Им был по плечу всякий труд.
Красу их девичью щадила природа. И не было праздных минут.

Влюблялись они. Их мальчишки любили. Была их любовь родником.
Из чаши любви чистоту они пили. Глаза зажигались огнём.

Нутром оставались они недотроги. И рвались их души в полёт.
Их гнали фашисты по пыльным дорогам. И в рабство везли их, как скот.

Кому-то из плена бежать удавалось. И даже по несколько раз.
Как зрелые воины, дети сражались. Кто шёл в партизаны из нас.

Себе прибавляли мальчишечки годы, чтоб их отправляли на фронт.
И не было это влиянием моды. Кому-то родным стал завод.

Станки малолетки, как крепости брали, на цыпочки встав во весь рост.
И навыки взрослых они обретали. Со всех одинаков был спрос.

Исхожено много дорог километров. Истрачено нервов и сил.
Нам выли вдогонку сирены и ветры. Фашист нас, как зверя, травил.

Кровь брали фашисты из тоненьких венок, спасая немецких солдат.
Мишенью детишки стояли у стенок. Злодейства вершился обряд.

А в голод спасала лишь корочка хлеба, очистки картофеля, жмых.
И падали бомбы на головы с неба, не всех оставляя в живых.

Нам, детям войны, много горя досталось. Победа наградой была.
И летопись лет страшных в память вписалась. Боль отклик у Эха нашла.

(Приложение, слайды 21, 22).

7. Рисунки детей о войне

8. Итоги урока

(Приложение, слайд 23)

9. Домашнее задание

  • Что я узнал о детях войны?
  • Найти и прочитать произведения по этой теме, поделиться своими впечатлениями.