Рейтинг@Mail.ru

Проект "Остановим фосфор"

Разделы: Внеклассная работа


1. Причины выбора данного направления

«Цивилизация начинается с … проточной воды»
Стефан Цвейг

С 2000 года учителя и ученики нашей школы участвовали в международной программе «Наблюдение за побережьем», проводимой фондом WWF и Калининградской организацией «Экозащита». В школе накопился определенный опыт изучения водных объектов. С 2004 года мы участвовали в проекте «ТБО».

Нынешняя программа Всемирного Фонда Дикой Природы «Остановим фосфор» позволяет ребятам использовать накопленные знания, так как органично сочетает оба эти направления.

Основной целью экологической работы нашей школы является убеждение каждого ученика в том, что Человек — еще один неповторимый вид, а не царь и властелин природы. Исходя из этого, дети прекрасно понимают задачу сохранения биоразнообразия планеты и биосферы в целом.

Мы понимаем, что вода – колыбель жизни, что чистая вода – непременное условие сохранения живых существ.

Мы любим Балтийское море и осознаем, что чистым оно может быть только в том случае, если мы не будем загрязнять его промышленными и бытовыми стоками.

День ото дня возрастает количество аллергических и наследственных заболеваний, онкозаболевания «молодеют» с каждым годом. А ведь все эти недуги напрямую зависят от состояния окружающей среды. Ухудшение экологической обстановки – результат нашей низкой экологической культуры.

«Думай глобально, действуй локально!», - этому учит программа «Остановим фосфор». Анализируя ситуацию, учащиеся должны понять, не все зависит от государства и городской власти, много можем сделать мы сами.

Проблема эвтрофикации водоемов связана с моющими средствами, значит, правильно выбирая в магазине СМС, мы внесем свой вклад в общее дело сохранения чистой воды.

Для воспитания экологической культуры подрастающего поколения в МОУ СОШ № 33 и была разработана программа «Остановим фосфор». Мы осознаем, что именно в руках сегодняшних школьников будущее Балтики, да и планеты в целом.

2. Анализ ситуации

Наша школа находится в Ленинградском районе города Калининграда, на западе от школы расположено Верхнее озеро, а на юге – ручей, протекающий вдоль Литовского Вала. Естественно, именно эти объекты привлекли внимание наших учащихся. Нас беспокоит длительная реконструкция озера, уменьшение его площади, уничтожение прибрежных экосистем. Литовский Вал раньше радовал нас замечательным парком. Этот парк был излюбленным местом отдыха жителей микрорайона. Здесь мамы и бабушки гуляли с детьми, молодые люди назначали свидания своим возлюбленным, проводились различные культурно-массовые мероприятия. В хорошую погоду преподаватели близлежащих школ и университета РГУ им. И.Канта проводили в парке уроки физической культуры, по утрам совершали оздоровительные пробежки спортсмены-любители. Сейчас идет интенсивная вырубка парка и застройка территории возле ручья. Все это не может не отразиться на качестве воздуха в микрорайоне, состоянии этих водных объектов.

Работа по изучению водоемов микрорайона не должна сводиться только к критике существующего положения. Важно показать ребятам, что от их усилий многое зависит.

Классные часы, конкурсы презентаций, тематические песни, сочинения, рисунки, лабораторные исследования, социологический анализ — все это позволяет каждому ребенку найти дело по интересам.

Чистоте грозит ОПАСНОСТЬ

«Когда мы учились в шестом классе, то решили заняться благотворительным делом. Суть его заключалась в том, чтобы собрать побольше каштанов в парке возле верхнего озера и отдать в зоопарк их на корм животным. Работу свою мы выполнили на отлично!

Став постарше, мы захотели вспомнить о самых интересных событиях наших школьных лет. Конечно же, не забыли о походе за каштанами. Мои одноклассницы, находившиеся под впечатлением от воспоминаний, отправились в каштановую рощу.

Они увидели, что парк исчез, что на месте парка идёт стройка. Их взволновало то, как сейчас выглядит это место. После того, как девочки вернулись с прогулки, я решила узнать у них о том, что происходит на месте каштановой рощи. На мой вопрос Ксюша с восклицанием ответила: «Парк уничтожен! С ручьем творится что-то неясное! Мы увидели, что ручей, вытекающий из Верхнего озера со стороны музея Янтаря, во-первых, очень загрязнен бытовыми отходами, а во-вторых, вода в нем желтоватого цвета, с неприятным плесневелым запахом!»

Казалось бы, разные факторы могут повлиять на ухудшение состояния воды в ручье, но, видимо, ощущая главную вину за человеком, подруги решили разобраться в этом вопросе.

Ксюша и Аня очень обрадовались, вспомнив, что у нас в школе на тот момент проходила особая программа под названием «СТОП ФОСФОР». Руководителем этого проекта была учительница биологии, а по совместительству еще и классный руководитель нашего, уже десятого, класса. Зоя Юрьевна Шершнева предложила одноклассницам сделать экологический паспорт ручья. На многие вопросы девушки ответили на месте, но для уточнения данных необходимо было набрать воды из этого водоема и отправить её на экспертизу в Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма.

Одноклассницы были совсем поникшими, когда я поинтересовалась итогами их работы. Аня, с нескрываемым расстройством, описала картину так: «Результаты неутешительны. Выяснилось, что вода в исследуемом ручье не соответствует нормам по большинству показателей. Превышенным оказалось содержание фосфатов, нитратов, аммония и железа».

«Но есть и утешительные результаты, такие, как цветность и РН воды - они соответветствуют норме», - добавила Ксюша и предложила ученикам нашей школы взять шефство над ручьем.

Со своей работой юные натуралистки выступили на школьной конференции.

Хочется надеяться, что со временем люди поймут: ответственны за окружающее мы сами, и перестанут медленно, но верно уничтожать свой мир.»

Ученица 10-Б класса МОУ СОШ №33 Вяткина Анастасия.

3. Цель и задачи проекта.

Цель – привлечь внимание общественности к острейшей экологической проблеме – проблеме чистой воды, совместный поиск путей её решения, стимулирование природоохранной деятельности детей, воспитание экологической культуры подрастающего поколения.

Задачи:

  1. Организовать и провести природоохранную акцию «чистые берега».
  2. Создать экологический паспорт Верхнего озера и ручья.
  3. Сравнить пробы воды с другими водоемами.
  4. Организовать и провести школьный конкурс творческих работ «Идеальный город».
  5. Конкурс рисунков на асфальте «Мы - за чистую Балтику!».
  6. Принять участие в акции «Живой ручей».
  7. Провести исследовательскую работу «Эвтрофикация Балтийского моря: причины и последствия».
  8. Провести анкетирование и статистическую обработку данных по потреблению СМС.
  9. Протестировать СМС на содержание фосфатов.
  10. Подготовить тематические музыкальные номера.

4. Инициативные группы, целевая аудитория

Инициативные группы.

Учителя:

  • Гаганова Ирина Геннадиевна, учитель химии;
  • Герасимова Тамара Петровна, учитель биологии;
  • Ковалева Галина Станиславовна, учитель русского языка и литературы;
  • Гущина Татьяна Сергеевна, учитель музыки;
  • Волкова Марина Юрьевна, учитель музыки;
  • Дейнега Наталья Александровна, учитель музыки;
  • Замятина Ольга Владимировна, учитель информатики;
  • Комарова Мария Игоревна, лаборант химии, студентка РГУ им. И. Канта.

Ученики:

  • Афанасьева Анна – 10 «Б» класс;
  • Булгакова Мария — 10 «А» класс;
  • Бобков Егор – 10 «Б» класс;
  • Горячева Ксения – 10 «Б» класс;
  • Кваша Одежда — 11 «А» класс;
  • Кожухова Юлия – 11 «Б» класс;
  • Колесникова Марина – 11 «Б» класс;
  • Третьякова Настя – 11 «Б» класс.

Целевая аудитория:

  1. Ученики школы и родители — 147 семей.
  2. Учителя школы – 27 человек.
  3. Покупатели магазинов микрорайона школы – 27 человек.

5. Реализация намеченных мероприятий

См. приложение 1.

6. Анализ результатов

Наша школа, подобно другим школам Калининградской области, впервые участвовала в проекте «Остановим фосфор». В 2009 – 2010 уч. году была проведена большая работа по данному направлению. Проект позволил от глобальных проблем гидросферы, непонятных и далеких от ребенка, органично перейти к локальным, близким и понятным каждой семье.

В результате анкетирования семей наших учеников были получены сведения о том, что большинство потребителей моющих средств не владеют нужным объемом информации. Поэтому необходимо проведение разъяснительной работы по данной проблеме и ее пропагандирование.

Старшеклассники проанализировали информацию, представленную на этикетках моющих средств. Лучшими покупками станут Vanish, Lenor и Dreft, т.к. они содержат меньше всего фосфатов. Лучшими стиральными порошками относительно содержания фосфатов станут Persil и Tide. Лучшим средством для мытья посуды признан Faerie из-за относительно низкого содержания фосфатов, но из-за стоимости выгоднее покупать E. Низкое содержание фосфатов имеет чистящий порошок Silan, но в связи с рекламной компанией Comet пользуется большим спросом.

Выполнив это исследование ребята убедились, что покупатели приобретают товары, которым сопутствуют сильные рекламные кампании, мало обращая внимание на содержание в них фосфатов. Но выбор у покупателей есть, который они не используют из-за низкой экологической культуры. Поэтому нужно проводить мероприятия по её повышению.

На уроках химии были проанализированы популярные марки стиральных порошков. Ребята пришли к выводу, что наиболее экологически безопасными, так как имеют наименьшее содержание фосфатов, являются стиральные порошки производства Германии Burti и Америки Amway. К сожалению, эти порошки не всегда можно найти на полках магазинов, они продаются через распространителей.

В ходе работы по проекту был проведен социологический опрос трех групп населения: учителей МОУ СОШ № 33, не участвующих в проекте; родителей учащихся начальной школы; покупателей в магазинах микрорайона — всего по 27 человек в каждой группе. Анализ опроса показал, что чаще дозируют моющие средства в соответствии с жесткостью воды родители младших школьников — 52%. Предпочитают качество и экологическую безопасность, не обращая внимания на цену, также родители младших школьников — 78%. Употребляют бутилированную воду чаще — 74% в этой же группе. По нашему мнению, именно молодые родители показали столь высокий результат, так как они обладают большей информированностью, их предпочтения меньше зависят от привычек, а, кроме того, у них больше проявляется материальная стабильность.

Исследование состояния ручья, протекающего вдоль Литовского Вала, позволило нам приступить к составлению его экологического паспорта. Результаты анализа воды, к сожалению, были неутешительны. Выяснилось, что вода в исследуемом ручье не соответствовала нормам. Отрицательными были показания содержания фосфатов, нитратов, аммония и железа. Но были и утешительные результаты: цветность и PH воды.

Таким образом, учащиеся убедились в том, что состояние окружающей среды зависит от того, что содержат городские сточные воды. Они узнали об эвтрофикации водоемов и способах борьбы с этим явлением.

Многие учителя и учащиеся школы приняли активное участие в работе по проекту. Различные формы деятельности (анкетирование, акции, социологические опросы, конкурсы, исследовательские работы) - позволили каждому ученику найти работу по силам, узнать что-то важное и интересное для себя.

Результатом проведенной работы является привлечение внимания детей, их родителей и членов семей к проблеме чистой воды. Учащиеся с удовольствием делились с покупателями магазина своими знаниями, способствовали формированию потребительской культуры.

Не все запланированные мероприятия удались нам в этом году. Большая работа требует и больших усилий.

Подобно тому, как река рождается из маленьких ручейков, так и решение такой сложной проблемы, как проблема чистой воды, начинается с каждого из нас, с нашей активной жизненной позиции.

Мы хотим жить на чистой планете, поэтому работа в проекте «Остановим фосфор» будет продолжаться.

7. Перспективный план дальнейшей работы.

В следующем учебном году мы планируем:

  1. Провести повторно некоторые лабораторно-практические работы: организовать и провести природоохранную акцию «чистые берега»;создать экологический паспорт Верхнего озера и ручья; сравнить пробы воды с другими водоемами. Такая работа позволит организовать мониторинг состояния водоемов микрорайона школы.
  2. Провести анкетирование и статистическую обработку данных по потреблению СМС. Это позволит оценить результативность работы, проведенной в этом году.
  3. Протестировать СМС на содержание фосфатов. Это необходимо, так как в магазинах появятся новые моющие средства.
  4. Для воздействия на чувства детей подготовить и провести тематические музыкальные номера, конкурс рисунков на асфальте «Мы - за чистую Балтику!», конкурс творческих работ «Идеальный город».
  5. Продолжить исследовательскую работу «Эвтрофикация Балтийского моря: причины и последствия».

Приложения 1-27