Чашечка коми-чая с этикетом

Разделы: Технология


Цель урока: формирование культуры поведения за столом, развитие умений и навыков в приготовлении коми-чая.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с историей возникновения чая, разновидностях чая, их целебных свойствах, об особенностях приготовления коми-чая.
  2. Обобщить у учащихся знания о способе приготовления чая, сервировке стола к чаю.
  3. Сформировать основные правила поведения за столом.
  4. Создать условия для формирования навыков в правильном поведении за столом.
  5. Продолжить работу над развитием мышления, памяти, воображения.
  6. Способствовать формированию и развитию трудовых и эстетических качеств личности.

Тип урока:

Бинарный урок (технология – этика)

Формы работы:  фронтальная, групповая.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный, инструктаж, проблемно-поисковый, самостоятельная (практическая) работа.

Межпредметные связи: история (краеведение), этика.

Средства обучения:

Раздаточный материал (карточки-задания), компьютер, экран, проектор.

Наглядные пособия: презентация.

Инструменты и приспособления:

Чайные наборы, скатерти, салфетки, чайные ложки, самовары, украшения для стола.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.

Здравствуйте, мы очень рады, что вы приняли наше приглашение на чашечку коми-чая с этикетом. “Лок чай юны” (Приходи чай пить)

II. Теоретическое объяснение нового материала.

А) Тема нашего урока – “Чашечка чая с этикетом”.

Как вы думаете,

– что мы сегодня нового узнаем?

– чему научимся?

Делаем вывод: цель нашего урока – научиться правильно вести себя за столом и правильно приготавливать коми-чай.

Б) Что вы знаете о чае?

– Какая посуда нужна для приготовления чая?

– Что необходимо для сервировки стола?

– Для чего сервируют стол?

Делаем вывод: Чай – полезный напиток, существуют различные виды чая: черный, красный, зеленый.

Для сервировки стола необходимо: скатерть, посуда, украшения, самовар, салфетница.

Все это создает праздничное настроение.

– А что еще можно сказать о чае , о его происхождении?

(сообщения “хозяек” стола)

III. Сообщение познавательных сведений.

1. Чай – один из самых древних напитков, употребляемых человеком.

Родина чая – Китай. Молодой листочек по-китайски называется “тцаей”. Отсюда и произошло слово “чай”.

2. Впервые он был испробован русскими людьми в 1638 году, когда из Монголии в подарок царю Федору Михайловичу было прислано 4 пуда чайного листа с инструкцией по заварке.

Лекарь испробовал действия отвара из этих листьев на заболевшем придворном. Через некоторое время ему стало легче. Вот и начали лечить этим питьем царя и его приближенных.

3. Только спустя сорок лет Россия заключила договор с Китаем о поставке чая.

Раньше в Коми не было черного чая. Здесь приготавливали свой чай. Самыми популярными были: морковный чай, чай из ягод шиповника, чай с душицей, чай с клюквой. При изготовлении использовали глиняный горшок. В него засыпали ягоды, заливали доверху горячей водой, накрывали сковородой и ставили в печь на 2 – 3 часа. Затем процеживали и пили чай.

4. Чаепитие в Коми имело свои особенности. Чай пили горячим. Полным неуважением к гостю считалось подать ему холодный чай. Очень часто пили чай, добавляя к нему молоко. Северные коми подавали к чаю соленую рыбу.

5.На первых порах не все народы умели обращаться с чаем. Сохранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок – полкило чая. Она пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь чай в миске, слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям вываренные чайные листья и, приправив их сметаной, подала к столу.

Практическая работа.

А) Устная игра “Составь памятку” (работа в группах)

Ваша задача: составить памятку “Как заваривать коми-чай”. Вставить пропущенные слова и расставить по порядку операции.

Памятка “Как заваривать коми– чай?” (Приложение №1)

Сначала надо вскипятить воду и сполоснуть … (что?)

Всыпать в заварочный чайник чайную заварку (сколько?)

Всыпать в заварочный чайник (что?)

Залить кипятком (какой объем?) на

Прикрыть заварочный чайник … (чем?)

Дать чаю настояться … (сколько?)

Долить заварочный чайник … (чем?)

Разлить заваренный чай по чашкам … (какой объем?) и долить кипятком

Б) “Хозяйки” стола приступают к приготовлению чая.

В) Работа в группах.

Вам предлагается следующее задание: составить свод правил “Этикет за столом” (учащиеся работают в своих группах). “Главные специалисты” каждой группы представляют свои работы по определенным правилам:

  • отвечать только на заданный вопрос;

  • отвечать по “цепочке”;

  • не повторять ответы предыдущих “главных специалистов”

  • если повторяешь ответ предыдущего “главного специалиста”, выбываешь из игры.)

Этикет за столом (приложение №2)

  1. На стуле надо сидеть прямо, не класть локти на стол.
  2. За едой не следует читать.
  3. Есть и пить надо бесшумно, жевать с закрытым ртом.
  4. Чай с ложечки не пьют, ложка для того, чтобы размешивать сахар.
  5. Сахар берут специальной ложкой, а не своей.
  6. Печенье отламывают маленькими кусочками.
  7. Джем и повидло намазывают на хлеб ножом.
  8. Конфеты берут рукой из общей вазы или коробки.

Г) Чайная церемония. Во время чайной церемонии вашему вниманию будут представлена интересная информация о чае. Убедительная просьба – прочитать данные сведения и запомнить, т.к. в конце чаепития будут заданы вопросы.

Приятного всем чаепития!!! Чай да сакар тіянлы чай с сахаром вам (пожелание тем, кого застают за чаепитием);

IV. Итог урока:

Игра “Комплименты “хозяйкам” стола.

(Каждый желающий из участников стола, берет цветок-сувенирчик и дарит “хозяйке” стола со словами благодарности.)

Игра “Конверт дружеских вопросов”. (По материалам презентации)

– Какие витамины содержаться в чае?

– Какая страна является родиной чая?

– Какие основные правила поведения за столом Вы знаете?

– Почему сахар не рекомендуют класть в чай?

– Какой чай был популярным в Коми?

– Почему рекомендуют пить свежезаваренный чай?

– Какие особенности чаепития существовали в Коми?

V. Домашнее задание:

Приготовить коми-чай и пригласить своих родных и близких.

Приложение 3

Приложение 4

Презентация

Фото