Проект "Чехов в школе"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Тема учебного проекта

Общая учебная тема: “Жизнь и творчество А.П. Чехова”

Проблемный вопрос:

Всё ли мы знаем о А. П. Чехове?

Дидактические цели проекта:

– вызвать интерес к жизни писателя;

– формировать собственное отношение к личности А. П. Чехова;

– учить вглядываться в человека, открывать неизвестное в известном;

– формирование гуманистического видения мира, формирование понимания необходимости литературы для саморазвития и самореализации своего духовного мира;

 – формирование способности к критическому мышлению;

 – формирование способности к творческому чтению и осмыслению литературного произведения на личностном уровне;

 – активизация речевой деятельности (устной и письменной).

Какие компетентности формирует проект?

– Формирование общекультурной литературной, ценностно – мировоззренческой, читательской и речевой компетенций.

Кроме того, формируются компетенции:

1)  в сфере самостоятельной деятельности;
2)  основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
3) в сфере гражданско-общественной деятельности;
4) в сфере культурно – досуговой деятельности.

Каковы методические цели проекта?

1. Овладение целостной системой знаний о жизни и творчестве Антона Павловича Чехова: знакомство с ранними рассказами Чехова, их текстуальное изучение; обзор рассказов среднего и позднего периода, текстуальное изучение некоторых из них; изучение драматургии Чехова (основное внимание уделяется пьесе “Вишнёвый сад”);

2. Формирование навыков исследовательской деятельности;

3. Формирование умений представлять результаты своей самостоятельной работы для аудитории.

Каким пунктам тематического учебного плана школьного предмета соответствует проект?

– Общая характеристика жизни и творчества А. П. Чехова.

1. Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля.

2. “Мелочи жизни” в изображении писателя. Мастерство писателя: внимание к детали, “импрессионизм”,. Способы создания комического эффекта(ранние рассказы) “Биография настроений” как одно из важнейших достоинств рассказов Чехова. Своеобразие чеховского психологизма (“Футлярная” трилогия, “Ионыч”)

3. Пьесы Чехова, их новаторство и художественное своеобразие(общий обзор пьес Чехова, пьеса “Вишнёвый сад”) Ослабленность внешнего действия и внутренние психологические конфликты. Подтекст в пьесах Чехова и его роль. Ремарки. “Вишневый сад” как одно из наиболее характерных для Чехова-драматурга произведений. Герои пьесы и их судьбы. Жизненная неустроенность, разобщенность героев. Разлад между желаниями и реальностью их осуществления — основа конфликта пьесы. Раневская Гаев. Лопахин. Внесценические персонажи. Образ сада. Сценическая судьба пьес Чехова на сценах России и мира.

4.  Очерки “Остров Сахалин”

5. Значение творчества А. П. Чехова.

Предметные области:

Литература, информационные технологии, русский язык, изобразительное искусство, история, музыка, театр, краеведение.

Возраст учащихся:

8–10-й класс – 13-16 лет.

Оформление результатов проекта:

Мультимедийные презентации, публикации, текстовые документы, устные сообщения.

На какое время запланирован проект (приблизительно)?

1 полугодие 2009 – 2010 учебного года.

Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта:

Техническое обеспечение:

1. Компьютер(ы).
2. CD-проигрыватель.
3. Принтер.
4. Сканер.
5. Видеокамера.
6. DVD – проигрыватель.
7. Телевизор.
8. Видеомагнитофон.
9. Цифровая камера.
10. Фотоаппарат.
11. Интернет.

Учебно-методическое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта:

– Материалы на печатной основе: журналы, газеты, книги (по выбору участников проекта).

– Методическая копилка учителя.

– Интернет-ресурсы.

Ожидаемый результат:

Ученики должны увидеть разные грани личности А.П. Чехова, создать свой образ писателя.

Оформление результата:

Эссе, презентация, коллаж, портрет.

Приложение:

– презентация проекта, выполненная автором проекта. Приложение 1.

– видеоролик “Чеховское Мелихово. Литературные маршруты”. Приложение 2.

– презентация “Таганрог – родина Чехова”. Приложение 3.

Аудио-приложение