Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1) закрепить умения выполнять умножение и деление чисел, оканчивающимися нулями, решать задачи;
2) формировать у школьников интерес к русским народным традициям;
3) cпособствовать воспитанию любви к Родине, содействовать формированию интереса к историческому прошлому России и своего края.

В уроке принимают участие ученики, переодетые в скоморохов, Деда Мороза, Зиму Лешего, Кикимору, Бабу-Ягу и Весну.

Ход урока

I. Объявление темы и цели урока.

– Мы завершаем работу над интересной темой и на уроке будем решать примеры и задачи, в которых встречается умножение и деление с числами, оканчивающимися нулями. Какое сейчас время года? (Зима.) Какие зимние месяцы вы знаете? Какой зимний месяц последний? С давних времен на Руси и у нас в конце зимы целую неделю отмечался старинный славянский праздник проводов зимы. Масленица, во время которого пекутся блины и устраиваются веселые праздники. Это была Масленая или Сытная неделя, которая предшествует Великому посту разделяет в славянском народном календаре зиму и весну. Хотите сейчас отправится на такой праздник? Нас уже зазывает на него.

1-й скоморох.

Ой, вы, добры молодцы и красны девицы!
Спешите к нам,
Не проходите мимо,
Мы сегодня с вами
Провожаем зиму!

2-й скоморох

Подходи, честный народ.
Праздновать весны приход!
В игры можно поиграть,
Силу, ловкость показать.

А мы, провожая зиму и встречая весну, покажем нашу силу в математике. Для того чтобы проводить зиму, мы должны открыть ворота снежной крепости, которые заперты на огромный замок.

2-й скоморох. Дверь вы сможете отпереть, коли разгадаете код.

II. Закрепление изученного материала.

Учитель. На доске зашифровано слово, с помощью которого мы сможем открыть замок. Вычислив значения выражений, найдите в таблице необходимый ответ и сопоставьте его с соответствующей буквой, тогда у вас получится нужное слово.

120 х 200 27500 : 100 1800 х 200
3200 : 800 450 : 50 24000 : 30
3620 х 100 5400 : 900 4200 : 600

 

4 6 7 9 275 800 24 000 360 000 362 000
А Н А Е Л Ц М И С

В результате выполнения задания у учащихся получается слово Масленица.

Учитель. Попробуйте подойдет ли к нашему замку это слово. Да, цепи с замком упали.

1-й скоморох. Молодцы, справились с заданием. Код разгадан, замок сорван. Вы смогли отворить дверь.

 В класс входят Дед Мороз и Зима.

Дед Мороз. Здравствуйте, весь честный народ!

Зима. Спасибо, что пришли нас проводить!

Дед Мороз.

По озябшим городам
Уж спешит Весна-сестрица.
До ее прихода к нам
С вами надо бы проститься.

Зима.

Мы пока еще в почете,
Пора подумать об отчете.

Дед Мороз.

Ну что ж, начнем отчет.
О проделанной работе
Я всегда веду учет!
Попробуйте решать мои задачи.

Задача 1.

Город Белгород протянулся с востока на запад на 20 км, а с юга на север – на 15 км. Всю площадь. Которую занимает город Белгород, Дед Мороз засыпал снегом. Вычислите площадь, засыпанную снегом. (300 км)

Задача 2.

Река Северный Донец имеет ширину 20 м, а длину – до 100 000 м. Вычислите площадь льда, которым покрыта эта река. (2 000 000 м)

Учитель. Все твои задания, Дедушка Мороз, ребята выполнили.

Дед Мороз. Молодцы, ребята! Теперь все в полном порядке, можно и Весну приглашать.

Под звон бубенцов Леший и Кикимора ведут Бабу– Ягу, переодетую в Весну.

Баба-Яга. Трр! Приехали! Весну приглашали?

Дед Мороз. Приглашали. Да что-то Весну я не вижу.

Баба-Яга. Ты что , дед, Весну– раскрасавицу не признал? Приглашали? Встречайте, как положено!

Дед Мороз. Ну, раз у тебя большое желание быть Весной– Красной и ты такая же смышленая, как она, реши три задачи.

Баба-Яга. Ну, это я мигом. Задавайте свои задачки!

Задача 1.

Ученики двух школ за всю зиму слепили 1200 снеговиков. Ученики одной школы слепили 2/3 всех снеговиков, а, другой – всех остальных снеговиков. Сколько снеговиков сделали ученики каждой школы?

Баба-Яга. Ой, да как же я это решу? Я не могу, вот если бы мне ребята помогли.

Дед Мороз. Ребята, помогите весне– Красне справиться с заданием.

Задача 2.

Дед Мороз за 4 ч намел сугробы высотой 140 см. За какое время он наметет сугробы высотой 210 см, если будет мести с той же скоростью?

Ученики помогают Бабе– Яге решить задачу.

Задача 3.

Девочки и мальчики одновременно на лыжах отправились навстречу друг другу. Девочки шли со скоростью 12 км/ч, а мальчики – со скоростью 18 км/ч. Через сколько часов они встретятся, если от одного пункта выхода до другого 90 км/ч?

Ученики решают задачу.

Учитель. А какими зимними видами спорта увлекайтесь вы? Дедушка Мороз, наши ребята тоже любят зимние забавы: и в снежки поиграть, и на санках и на лыжах покататься. Да и в математике они сильны: помогли Весне– Красне решить три задачи.

2-й скоморох. Ни одной задачи ты не решил без помощи ребят. Узнали мы тебя, ты– Баба-Яга, не быть тебе Весной– Красной!

Физкультминутка.

Дети танцуют с Бабой-Ягой.

Зима.

Весна – и словом, и умом красна!
По земле она идет –
Все ликует, все цветет!
Входит Весна.

Весна. Спасибо, что меня с радостью встречаете, но Зимушку не обижайте. Сегодня еще день. правления. Так давайте проводим ее с почестями.

1-й скоморох

Русскую зиму проводить нужно
По-старинному, весело и дружно.

2-й скоморох

С пустыми руками от нас не уйдет
Приз обязательно приобретете.

Проводы зимы всегда на Руси сопровождались играми. У нас, в Чувашии, особо популярными были кулачный бой и перетягивание каната. Русские богатыри всем демонстрировали, какой силищей они обладают.

Разделимся на две команды по вариантам. Команда 1-го варианта называется Красный нос, 2-го – Синий нос.

От каждого варианта выходят к доске по одному человеку на кулачный бой, т. Е. для состязания один на один.

Учитель заранее написал на доске задание.

Реши с проверкой

1-й вариант 2-й вариант
13 400 : 200 24 600 : 300
32 700 : 300 94 500 : 500

Учитель. В кулачном бою победит ученик, быстро и правильно справившийся с заданием. А пока наши участники выполняют вычисления, мы поиграем по командам в игру перетягивание каната.

Ученики выполняют самостоятельно задание, записанное на доске. Учитель проверяет самостоятельную работу и объявляет победившую в состязаниях команду.

Учитель. Вот мы поиграли в игры, которые были во времена Масленицы.

1-й скоморох.

Слушайте, слушайте все!
По старинному, по русскому обычаю-
Зиму провожаем,
Зиму-Масленицу сжигаем!

Учитель. В конце масленичной недели ( в воскресенье ) по белгородским селам катали по улицам “масленичную” бабу в виде чучела из соломы. У вас на партах лежит нарисованное чучело Масленицы. С обратной стороны – задание. Задания все разные, у каждого свое (по уровню сложности ). Кто быстрее справится с заданием, тот быстрее и возьмет Масленицу в плен, а значит, и победит.

На карточках записаны уравнения.

1-й уровень. Х х 50 = 2000
2-й уровень. У : 725 = 20 х 20
3-й уровень ( а – 125 ) : 350 = 640 + 1360

У нас сформировался отряд удальцов, которые победили Масленицу. А после того как ней одержали победу, соломенное чучело всегда сжигали. Пришло время и нам ее сжечь. И так же в старину, когда сжигали масленицу, все дружно хором говорили:

А мы Масленицу покатали,
Дорогую свою потеряли,
А мы в ямочку закопали,
А на лето мы закопаем
И обратно ее раскидаем!

1-й скоморох.

Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.

2-й скоморох

Говорим всем до свиданья ,
До счастливых, новых встреч!

III. Итог урока.

Учитель. Закончился наш праздник “Масленица”, и мы говорим: “Прощай, Зимушка! Здравствуй, Весна-Красна!” Мы и не заметили. Что наш урок математики незаметно подошел к концу. Чему же мы учились на этом уроке? ( Решать примеры и задачи с числами, оканчивающимися нулями.) все, кто отличился сегодня в силе и ловкости, в решении задач, получат приз и отметку “пять”. Завершая наш урок, хочу вас спросить: какой сегодня день недели? (Среда.) Именно среда вовремя Масленицы называлась лакомкой, и в этот день ели блины, символизировавшие солнце. Ваши родители знали, что у нас будет необычный урок, и приготовили блины.

1-й скоморох.

Вот румяные блины,
Во все стороны равны!

2-й скоморох.

Что за праздник без блинов.
Налетай без всяких слов!

1-й скоморох.

С пылу с жару, из печи –
Похвалить не забывайте!

2-й скоморох.

С пылу с жару, из печи –
Все румяны, горячи!

С широкой Масленицей вас всех!