Линейное уравнение с одной переменной

Разделы: Математика


Цель урока: Познакомить с понятием “линейное уравнение”, научить распознавать их среди других уравнений, определять коэффициенты a и b, сформировать умение решать линейные уравнения разных видов

Задачи урока:

– отработка “математической” речи учащихся;

– развитие интеллектуальных навыков: сравнение, классификация, анализ;

– заинтересовать в дальнейшем изучении предмета с помощью изучения истории и развития науки, применения информационных технологий .

Оборудование:

  • Компьютер;
  • Проектор,
  • Экран;
  • Презентация PowerPoint
  • Раздаточный материал.
  •  

Ход урока

Что означает владение математикой?
Это есть умение решать задачи,
причем не только стандартные,
но и требующие известной независимости
мышления, здравого смысла,
оригинальности, изобретательности.

Д.Пойа

I этап урока – организационный (1 минута).

Учитель сообщает учащимся тему урока, цель и поясняет, что во время урока постепенно будет использоваться тот раздаточный материал, который находится у них на партах.

II этап урока – вводная беседа (5 минуты)

Китайская мудрость гласит: “В своей жизни человек обязательно должен сделать три вещи: посадить дерево, построить дом и вырастить сына”. Сегодня мы с вами будем выращивать дерево знаний о линейном уравнении. Чтобы вырастить наше дерево, необходимо посадить семечко знаний. Это то, что вы уже знаете. Давайте решим старинную задачу.

“Найти число, если известно, что от прибавления к нему ? его и вычитания от полученной суммы ее трети получится число 10.”

Обсуждается условие по наводящим вопросам (для слабоуспевающих учащихся).

В результате на доске появляется запись:

х+ 2/3x – 1/3(x+2/3x) =10

х + 2/3x – 1/3x – 2/9x = 10

9/9x + 6/9x – 3/9x – 2/9x = 10

10/9x =10

Создавая математическую модель задачи, вы составили линейное уравнение. Как найти неизвестное?

Ответы детей (x – неизвестный множитель и, чтобы его найти нужно произведение разделить на известный множитель.

x=10:10/9

x=9

Какой же вывод можно сделать о решении линейного уравнения?

Ответы учащихся (чтобы решить линейное уравнение надо найти такое значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство )

Молодцы! Каждое такое значение переменной называется корнем уравнения

III этап – изучение нового материала (20 минут).

В дальнейшем наше дерево знаний будет расти все выше. Мы будем изучать различные уравнения и квадратичные, и логарифмические, и тригонометрические… А сегодня, используя свои знания математического языка, мы с вами запишем линейное уравнение с одной переменной в следующем виде:

ах2 + в = 0 , где а, в – любые числа (коэффициенты)

Далее класс делится на четыре группы. Учитель предлагает группам решить линейное уравнение при различных значениях коэффициентов а и в (раздаточный материал), сделать выводы

1) а=0, b=0. Корень уравнения – любое число

2) а=0,b0 .Уравнение не имеет корней

3) а0,b=0 .1 корень уравнения х=0

4) а0,b0 1 корень уравнения х= (-в)/а

Каждая группа рассказывает, как они нашли корень уравнения.

– Фактически мы с вами выработали определенную программу действий– в математике в таких случаях используют термин “алгоритм”. Алгоритм решения линейного уравнения с одной переменной на слайде №.7.

– Я хочу предложить вам ряд линейных уравнений (слайд № 8), а вы, внимательно рассмотрев их, составите свои по тому же подобию.

– Ребята, чем вы руководствовались при составлении своих уравнений?

Ответы учащихся (есть одна переменная, произведение числа и переменной с одной стороны)

– Скажите, а являются ли продолжением ряда уравнения: 2x+3y=8 и x2=4

Ответы учащихся (Нет – в первом уравнении две переменные, во втором уравнении переменная в квадрате)

– А как быть, если уравнение записано в более сложном виде? (слайд № 9)

Обсуждение решения учащимися.

– Молодцы, ребята! Вы решили уравнение, используя правила раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых.

Обобщим ваши рассуждения и составим еще один полезный алгоритм (слайд № 10)

– А теперь вы уже готовы решать более сложные уравнения.

Учащиеся решают уравнения (слайд № 11) .Форма проведения – эстафета, т. е. каждый ребенок у доски решает по 1 строчке из уравнения

IV этап – закрепление материала (5 минут)

1. Проверочная работа – дифференцирована по уровню сложности (желтый, зеленый – базовый уровень, красный – повышенный) – раздаточный материал.

2.Проверка работ (5 “+” – 5 , 4 “+” – 4, 3 “+” – 3, меньше трех плюсов – “Будем работать дальше”). Ответы для каждой группы на слайдах № 12-14.

3.Самопроверка и выставление оценок

V этап – подведение итога урока (3 минуты)

  1. Как можно записать линейное уравнение в общем виде?

  2. Какими могут быть коэффициенты?

  3. Существенно ли какой буквой обозначена переменная?

Выводы:

1) Линейным уравнением с одной переменной называется уравнение вида ах+в=0.

2) Корнем уравнения называется значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство.

3) Решить уравнение – значит найти все его корни или доказать, что корней нет.

Задание на дом – творческое (1 минута).

Приготовить карточку по данной теме, которую вы могли бы предложить своему однокласснику.

Презентация

Раздаточный материал

Список литературы