Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания

Разделы: Общепедагогические технологии


“Знания, даваемые насильно, душат разум”

А.Франс

“Думать легко, действовать трудно,
а превратить мысль в действие –
самая трудная вещь на свете ”.

И.В.Гёте

Современный этап жизни требует изменения роли исторического и обществоведческого образования.

При проведении эксперимента по профильному обучению ставились различные проблемы:

  • выявить оптимальный вариант организации профильного обучения в старших классах;
  • провести апробацию в педагогической технике различных программ;
  • разработка системы психолого-педагогического сопровождения становления личности, способной к профессиональному самоопределению.

Вся технология обучения в старшей школе рассматривается с точки зрения личностно-ориентированного образования:

  • увеличения положительной мотивации учащихся (принятие и обоснование деятельности);
  • критику в отношении предлагаемых извне ценностей и норм;
  • рефлексию (конструированию и удержанию определенного образования);
  • ориентацию;
  • обеспечение автономности и устойчивости внешнего мира.

Поэтому перед школьной практикой встала проблема технологий обучения, позволяющей решить эту задачу. Такой технологией как раз и является модульное обучение, ибо оно базируется на позициях деятельного, активного, гибкого подхода к построению педагогического процесса.

Теоретические основы модульного обучения

Модульное обучение интегрирует все прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.

1. Программное обучение. Заимствуется идея активности ученика в процессе четких действий.

2. Теория поэтапного формирования умственных действий. Используется самая ее суть – ориентировочная форма деятельности.

3. Кибертенический подход. Обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление.

4. Психология. Используется рефлексивный подход.

5. Дифференциация, оптимизация, проблемность обучения. Все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.

Отличия модульного обучения от традиционного

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному.

Традиционное обучение

Модульное обучение

Фронтальные формы обучение Индивидуальная форма обучения
Общий темп учебно-познавательной деятельности Индивидуальный темп учебно-познавательной деятельности
Содержание обучение представлено поурочным изучением материала Содержание обучения представлено законченными информационными блоками
Дидактическая цель формируется для класса в целом без учета индивидуальных особенностей учащихся Дидактическая цель формируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения
Преобладает объяснительно-иллюстративный способ преподавания Осуществляется деятельностный характер обучения, способствует развитию интересов и способностей ученика
Форма общения учитель – ученик устная при изучении нового материала Форма общения учитель – ученик письменная через модули плюс личное индивидуальное общение
Самостоятельной работе ученика отводится недостаточное количество времени. Действия ученика не всегда осознанны, спланированы, направлены Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю, самооценке
Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся более жесткое Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули непосредственно, более мягкое, сугубо целенаправленное
Есть проблема свободного (внеурочного) времени для индивидуальных консультаций учащихся Нет. Все осуществляется на уроке
Психологическая проблема – страх ученика перед оценкой Снимается

На основе блочно-модульной системы составлена рабочая программа по обществознанию. На уроках также используется:

Технология Предмет, класс Результаты использования технологий
1.Технология проектного обучения. Обществознание 6-11-й классы Достижение прагматических результатов, выход проектов за рамки предметного содержания, переход на уровень социально значимых результатов
2.Технология проблемного обучения и развития критического мышления. Обществознание История 5-11-й классы Всестороннее гармоническое развитие личности ребенка, подготовка образовательной базы для дальнейшего образования(
3.Технология дебаты. Обществознание История 10-11-й классы Развития навыков публичных выступлений (проект “Национальные вопросы в России и Читинской области”, круглый стол по проблемам референдума
4. Лекционно-семинарская зачетная система. Обществознание История 10-11-й классы Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов, усиление здоровье – сберегающего аспекта предметного обучения.
5. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа). Обществознание История 5-11-й классы Развитие взаимоответственности, способностей обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей. Реализация потребностей в расширении информационной базы обучения. Разработка новых подходов к объяснению нового материала.
6. Использование информационно-коммуникационных технологий Обществознание История 10-11-й классы Интенсивная информатизация всех сторон жизни социума требует ведения информационно-коммуникационными технологиями. В плане ресурсного обеспечения предметов, связанных с решением задач становления информационно-коммуникационной компетентности учащихся. 1.Через проектную деятельность – компьютерные презентации 2.Через использование ресурсов сети Internet.

Системность диагностики эффективности результатов применения образовательных технологий происходит через:

  • ежегодный мониторинг качества обучения в профильных классах;
  • тематический мониторинг;
  • результаты ЕГЭ

Рассмотрим применение этой технологии на примере уроков обществознания 11 кл.

Тема: “Цивилизация и социальное развитие”. Применяем блочную компоновку изучения материала:

Тема проекта

“Социальная карта поселка Забайкальск>

К уроку “Забайкальск в зеркале социальных проблем России”.

Автор: группа учащихся 11-го класса.

Возраст школьников: 16 лет.

Оборудование: плакат, схемы.

Цель проекта:

  1. Обозначить социальные проблемы п. Забайкальск
  2. Показать первые шаги по решению данных проблем в поселке.
  3. Привлечь внимание к данным проблемам.

Задачи проекта:

  1. Научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации, с использованием различных источников (Интернет, работа с документами, справочниками) 2. Проводить социологический опрос.
  2. Проводить анализ полученной информации
  3. Овладеть методом прогнозирования.

Срок про ведения проекта: январь-февраль 2007 года.

Этапы работы

1 этап “Разработка проектного задания”

1 – создана группа;

2 – определены цели, задачи, способы взаимодействия. 3 распределение работы.

2 этап “Работа над проектом”

1 – сбор информации встреча с заместителем главы администрации Забайкальского района Г.А. Катановой.

2 – уточнение плана действий;

3 – работа со статическим материалом;

4 – выполнение чертежей анализ информации выделение проблем;

5 – консультация учителя.

3 Этап “Оценка результата”

1 – Обсуждение достигнутых целей,

2 – Обсуждение проектов решения поставленных проблем строительство школы, увеличение бюджета на финансирование культурно-массовых мероприятий строительство спортивной площадки и Т.д.

4 этап “Защита проекта”

Задачи: подготовка доклада коллективная защита.

Ученики: Защищают проект демонстрируют схемы таблицы. (Проект смотри в разработке уроков)

5 этап: Рефлексия

Заполнение таблицы по оценке проекта и рецензия.

Например, при изучении темы “Россия в ХУI в. – итоги правления Петра 1” успешно работают технологии проблемного обучения. Урок дискуссия “Петр 1 – чудо или чудовище” А по итогам царствования Ивана IV-Грозного проводилась игровая дискуссия, имитировалось судебное заседание. Подсудимый – царь Иван IV Грозный.

Класс разбивается' на группы: 1 – судьи, 2 – защитник, 3 – свидетели защиты, 4 – обвинители, 5 – свидетели защиты, 6 – группа экспертов. В результате на уроке, подготовка которого проводилась заранее, разгорелась дискуссия о значении реформ Ивана Грозного, о последствиях опричнины.

Ученики 10-й класса (профильный, социально-экономический) активно использовали дополнительную литературу, информацию СМИ. Причем учитель на уроке выполнял роль ,слушателя, так как вопросы задавали ребята из группы судей – они и вынесли обвинительный приговор.

Последняя группа экспертов – проанализировала работу каждого и поставила оценки.

В основе уроков лежит воображенная ситуация прошлого, но действие строятся не по сценарию, а вокруг обсуждения важной проблемы идет приобщение к творческой деятельности.

К сожалению, в настоящий момент в российской школе имеет место быть традиционная педагогическая система без диагностических целей и объективного контроля с традиционной системой управления обучением,.. Чтобы перейти к более перспективной педагогической системе, например, с типом управления обучением “малые группы”, (по моему мнению, такой тип управления наиболее доступен в настоящий момент для российской общеобразовательной школы) необходимо специальное ее проектирование и совершенствование до такой степени, когда гарантировано соотношение “цель-результат”. “Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии, предполагающей строго научное проектирование и точное воспроизведение в классе гарантирующих успех педагогических процессов”.

Литература

  1. Стратегия развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях. Справка Коллегии Министерства образования РФ №24.1 от 28.12 1994 года.
  2. В.П. Беспалько. Слагаемые педагогической технологии, М., – “Педагогика”, 1989.
  3. Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. М. Просвещение. 2001 г.
  4. Крутецкий В.А. Психология. М. 1980 г.
  5. Клименко А.В.Проектная деятельность учащихся. “История и обществознание в школе”. М. 2002 г.
  6. Лазукова Н.Н. “Использование технологического подхода в обучении истории”. Преподавание истории в школе. М. 2001 г.
  7. Лещинский ВА. Учимся управлять собой и детьми М. 1998 г.
  8. Мачехина ВН. Организация проектной деятельности старшеклассников при изучении обществознания М. 2002 г.
  9. Сарапулов В.А. Дидактика: теория и практика обучения. Чита. 2001 г.
  10. СелевкоГ.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП.М. 2005 г.
  11. Талызина Н.Ф. Теоретические основы программированного обучения, – М., 1969.
  12. УмбрашкоК.Б. Развитие творческого мышления на уроках истории. М1996 г.

Презентация