Линейные, циклические, разветвленные алгоритмы. 9-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 9


Цели урока:

  • учить основным конструкциям алгоритма;
  • развивать алгоритмическое, математическое мышление, память;
  • воспитывать уважительное отношение друг к другу, к старшим.

Задачи урока:

  1. Линейный алгоритм.
  2. Разветвлённый алгоритм.
  3. Циклический алгоритм.

Время: 45 минут.

Тип урока: урок объяснение нового материала.

Метод обобщения: частично-поисковый, решение познавательных задач, системные обобщения.

Форма организации урока: опрос, объяснение, учитель строит с помощью презентации, индивидуальная работа кадет по карточкам.

Оборудование и источники информации: мультимедийный проектор; карточки-задания.

Ход урока

I. Вводная часть

Приветствие.

Слова преподавателя. Цитата к уроку:

Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!

Д. Пойа

Сегодня и в дальнейшем на уроках мы будем учиться решать задачи, но особым способом. На уже знакомую вам задачу из алгебры, физики, геометрии необходимо в начале построить алгоритм, чтобы в дальнейшем к нему можно было написать программу. А для этого необходимо изучить и понять основные алгоритмические конструкции. (презентация слайд1)

II. Основная часть (проходит с представлением презентации, с помощью которой учитель организует все основные элементы урока)

1. Опрос.

По слайду “Опрос” задаются вопросы учащимся пройденного материала: (презентация слайд2)

Что за наука кибернетика?

Какие свойства алгоритма Вы знаете?

Что понимают под системой команд в технических устройствах?

Кто такой Лебедев?

Что такое алгоритм?

Поясните блоки:

2. Объяснение нового материала.

  • Линейный алгоритм. (презентация слайд3)

По слайду “Линейный” преподаватель даёт определение линейного алгоритма под запись (это алгоритм, в котором действия выполняются последовательно, одно за другим). Далее рассматривается словесное описание линейного алгоритма на вычисление выражения. Задаются вопросы ребятам:

  1. Какие переменные входные?
  2. Какие переменные выходные?
  3. Устно опишите, какую Вы видите блок-схему? Затем она появляется на слайде.
  • Разветвлённый алгоритм. (презентация слайд4)

По слайду “Разветвлённый” преподаватель даёт определение разветвлённого алгоритма под запись (это алгоритм, в котором есть условие (вопрос) после которого, алгоритм делится на две части). Далее рассматривается блок-схема на задачу “Нахождение наибольшего из двух величин”. Задаются вопросы:

  1. Назовите условие в алгоритме?
  2. Для чего вводится переменная С?

Затем на слайде появляется словесное описание данного алгоритма. Обращаем внимание на команду условия

Если (условие)То (действие1) иначе (действие2)

  • Циклический алгоритм. (презентация слайд5)

По слайду “Циклический” преподаватель даёт определение циклического алгоритма под запись (это алгоритм, в котором некоторые действия повторяются (тело цикла) до тех пор пока не выполнится условие на окончание цикла). Преподаватель на задаче “Нахождение факториала” объясняет по словесному алгоритму структуру алгоритма. Уделяя внимание, на переменные в задаче, организацию условия, тело цикла.

  1. Закрепление материала.

Последующие слайды посвящены закреплению материала, представлены задачи, где кадеты показывают свои первые шаги по пониманию основных алгоритмических конструкций.

  • Задача №1 алгоритм Евклида (НОД(M,N)).

Вычислить НОД(М,N) – алгоритм Евклида.

На экране (презентация слайд6) представлено словесное описание данной задачи. Кадетам в паре дана в распечатанной форме блок-схема задачи и предлагается вписать в пустые блоки информацию.(презентация слайд7) Затем высвечивается вся блок-схема и учащиеся сверяются. (презентация слайд8)

  • Задача №2 Пешеход.

На экране (презентация слайд9) представлено словесное описание данной задачи. К доске вызываются два кадета. Один составляет блок-схему, другой пишет на алгоритмическом языке. Остальные ребята работают на местах. Затем проверяем выполненную работу.

  • Задача №3 Выбрать верный ответ (задание из ЕГЭ А5). (презентация слайд10)

Учитель задаёт вопросы: “Какой вид алгоритма Вы видите? Докажите? Чему равна переменная С после выполнения программы?”

  • Задача №4 Вычислить ответ по блок-схеме (задание из ЕГЭ В2). (презентация слайд11)

Вычислить переменную С.

Учитель задаёт вопросы: “Какой вид алгоритма Вы видите? Докажите? Чему равна переменная С после выполнения программы?”

  1. Индивидуальная работа кадет за ПК по карточкам. (презентация слайд12,13)

Физ. минутка – упражнения для глаз.

III. Заключительная часть.

Задание на с/п. (презентация слайд14)

Подведение итогов урока.

Окончание занятия.

Презентация