Литературный праздник, посвященный творчеству К.И. Чуковского

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с творчеством Чуковского, с созданием некоторых произведений.

Оборудование: портрет писателя, плакаты с высказываниями, выставка книг с произведениями Чуковского, выставка рисунков  детей к произведениям Чуковского.

За неделю до праздника класс делиться на группы, каждая группа выбирает отрывок из любого произведения К.И. Чуковского, который будут инсценировать. Дети создают рисунки и костюмы к данному произведению.

ХОД ПРАЗДНИКА

– Жизненный путь Корнея Ивановича Чуковского – сказочника, критика, переводчика, основоположника советской детской литературы – завершен. 1 апреля, если бы он был жив, ему исполнилось бы 128 лет.
(Обращаясь к портрету)
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Федорина горя», «Бармалея», «Мухи – Цокотухи», «Телефона».
Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. Он писал так, «Всегда, где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности».
Послушайте и отгадайте их.

Чудесный дом

Был белый дом,
Чудесный дом 
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда 
Живое выбежало чудо –
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.

(Яйцо и цыпленок)

Почему? 

Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну – обезьяна
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху увидел
Лохматого.

(Зеркало)

Чудесная пещера

Красные двери
В пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю
Добычу мою –
Я с радостью белым
Зверям отдаю.

(Рот и зубы)

Зубастая загадка

Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней
Чем у волков и медведей.

(Расческа)

Чудесный паровоз

Паровоз без колес!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошел
Прямо по морю пошел!

(Пароход)

Чудесные кони

Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня. 
А вода тверда,
Словно каменная!

(Коньки и лед)

Берегись

Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!

(Крапива)

– Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:

Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. На утро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, он запомнил ее всю, слово в слово. И второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович:
Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!

Так родился на свет «Мойдодыр». (инсценировка)
Героем многих сказок К.И. Чуковского является крокодил. Вспомните: какие это сказки?

Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушеными грибами.

(«Путаница»)

Бедный крокодил
Жабу проглотил.

(«Тараканище»)

Повернулся, 
Улыбнулся,
Засмеялся крокодил
И злодея бармалея,
Словно муху проглотил.

(«Бармалей»)

А в Большой Реке
Крокодил лежит,
И в зубах его
Не огонь горит –
Солнце красное…

(«Краденое солнце»)

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил…

(«Мойдодыр»)

…И со слезами просил:
– Мой милый, хороший
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.

(«Телефон»)

Жил да был Крокодил.
Он по улицам ходил…
А за ним-то народ
И поет и орет:
Вот урод так урод!
Что за нос, что за рот!  
И откуда такое чудовище?

(«Крокодил»)

«А однажды, – вспоминал Чуковский – вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

О, если я утону,
Если пойду я ко дну

и т.д.

Голышом побежал я по каменистому берегу и, спрятавшись за ближайшей скалой, стал мокрыми руками записывать стихи на мокрой папиросной коробке, валявшейся тут же, у самой волны. Я сразу написал строчек 20. Ни начала, ни конца у сказки не было».

– Какая сказка родилась из этих строк? («Айболит»)

(Инсценирование)

– А вот как создавалась сказка «Федорино горе».
Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было «Федорино горе». 

(Инсценирование)

Игра «Волшебный мешок».

У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Вспомните строки об этом предмете и название произведения.

  • телефон – У меня зазвонил телефон … («Телефон»)
  • мыло – Вот и мыло подскочило … («Мойдодыр»)
  • блюдце – А за ними блюдца … («Федорино горе»)
  • калоша – Пришлите мне дюжину новых калош … («Телефон»)
  • градусник – И ставит им градусник … («Айболит»)
  • воздушный шар – Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике … («Тараканище»)

Физминутка

Назвали предметы все по порядку
Теперь приглашаю всех на зарядку.
Мелкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.

1. В сказке «Мойдодыр» говорится о сбежавших вещах. Назовите не менее шести.
2. Какие звери звонили по телефону в сказке Чуковского? Назовите не менее шести.
3. Кто приходил к Мухе – Цокотухе? Назовите не менее шести.

– Как вы думаете, чему учат нас стихи К.И. Чуковского?
Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
Сказки и стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Без этой способности человек – не человек.
Еще много раз мы будем встречаться с произведениями Корнея Ивановича Чуковского. Мы познакомимся с его воспоминаниями о писателе Б. Житкове, с которым он учился в одном классе, познакомимся с Чуковским переводчиком. Он перевел с английского «Приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера», «Рикки – Тики – Тави».
Ираклий Андроников писал, что «талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь.