Внеклассное мероприятие по теме "Огонь – наш друг, огонь – наш враг"

Разделы: Внеклассная работа


Цель занятия: показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.

Задачи:

  • дать общее представление назначения (функций) огня;
  • обобщить знания о причинах возникновения пожара;
  • развивать умение находить решение в сложных и опасных ситуациях;
  • активизировать двигательную активность, развивать физические качества: ловкость, быстроту;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: презентация, каски, ведра, тоннели, чёрный ящик, пожарный рукав, разрезанные плакаты, эмблемы.

Предварительная подготовка к занятию: рисование плакатов, чтение произведений детских писателей и поэтов.

Ход занятия

I. Приветствие

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и гости. Я приветствую вас на игровом занятии "Огонь - наш друг, огонь - наш враг" (слайд 1).

Презентация.

II. Приручение огня

Ведущий: В старину люди думали, что в огне живут маленькие огненные ящерицы - духи огня. Cлучалось, что молния зажигала дерево (слайд 2). Люди со страхом смотрели на огненного зверя, который пожирал дерево. Нашлись, в конце концов, храбрецы и приручили огонь. Яркий огонь осветил пещеры и землянки первобытных людей. Научившись добывать огонь, люди стали обкладывать камнями место для огня - получился очаг. Закрыли огонь со всех сторон - получилась печка. Она согревала жилье, в ней можно было приготовить еду. А огонь стал еще и мастером. Почти всё, что мы едим, приходится варить, жарить, печь. Огонь готовит нам пищу (слайд 3).

III. "Профессии" огня

Инсценировка (ученики 1 класса).

Входит курочка с цыплятами.

Курочка:

- Рукава вот засучу,
Чистый фартук повяжу
И цыплятам так скажу:
- Ближе, дети, подойдите,
Не шалите, а смотрите,
Как готовят пироги
Из водицы и муки! (слайд 4)

Цыплята:

- Мы не будем мешать,
Маме будем помогать!

Курочка:

- Цып - цып - цып, мои цыплятки,
Вы послушные ребятки,
Мы сейчас домой пойдём
И пирог с собой возьмём.
Пирог поставить надо в печь
И хорошо его испечь.

Сообщения учеников 4 класса, сопровождаемые презентацией:

У многих народов в древности гость, входя в дом, должен был перешагнуть через костёр, потому что хозяева верили: огонь прогоняет зло (слайд 5).

А ведь это на самом деле так, если под злом понимать вредные микробы, несущие болезни. Почти все микробы гибнут при высокой температуре. Медицинские работники прокаливают на огне свои инструменты, стерилизуют их, и микробы погибают. Так огонь часто заботится о нашем здоровье (слайд 6).

Глину смешали с песком, обожгли - так получился кирпич. Теперь много домов строят из кирпича. Стёкла в доме тоже вышли из огня (слайд 7).

Медная ручка двери, бронзовая пуговица, алюминиевая кастрюля - всё, что сделано из металла, один, два, а то и три раза с огнём встречались (слайд 8).

Огонь согревал воду в котле паровоза, паровоз вёз по рельсам людей и грузы (слайд 9). А теперь мчатся по железным дорогам тепловозы, по шоссе - автомобили, плывут по морям теплоходы. И всем им нужно горючее: нефть, бензин, мазут. Горючее потому так и называется, что горит. Огонь возит нас по белу свету (слайд 10).

И в воздух человека поднял тоже огонь. Первые воздушные шары наполняли нагретым воздухом. Без огня не взлетает и космическая ракета (слайд11).

Вот бумага. Уж она то, кажется, огня боится. Боится, боится, но без огня и самой бумаги бы не было! Делают её из измельчённого дерева. Бумагу варят, как сталь, как стекло (слайд 12).

Всюду работает огонь. Даже в холодильнике. Электрический ток часто получают с помощью огня на тепловых электростанциях (слайд 13).

Ведущий: Огонь приносит нам большую пользу. Огонь - наш друг, но не всегда, бывает от него и беда.

Инсценировка (ученики 2 класса)

Раздаётся звон колокола.

В углу зала стоит "кошкин" дом, из него идёт дым.

Тили - тили - тили- бом! Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила, (выскакивает кошка)
Глаза выпучила.
Бежит курица с ведром.
Поливает кошкин дом. (Бежит курица)
Танец огня.
Вот и рухнул кошкин дом.

От чего загорелся дом у кошки? (От неправильного обращения с огнем)

IV. Из истории пожарной охраны

Ведущий: Да, сила у друга - огня большая - пребольшая, но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. : И тогда на помощь к нам приходят отважные пожарные (слайд 14)

Выступление учеников 3 класса:

200 лет назад пожары обнаруживали с каланчи - высокой башни (слайд 15-18). На каланче день и ночь ходил часовой. До наших дней в Москве сохранились всего три пожарные каланчи. В пожарной части стояли повозки с бочками с водой, баграми, лестницами.

Пожарные каланчи, гремящие пожарные обозы остались в прошлом. Сейчас на вооружении пожарной охраны современная техника, оборудование, форма.

V. Защита плакатов

Ведущий: Огонь не щадит ничего. Каждые 5 секунд на планете возникает новый пожар. Наши ребята выясняли, каковы причины пожаров.

Слово 1 классу: Мы считаем, что многие пожары связаны с детскими шалостями: нельзя играть с огнем, даже от одной спички может возникнуть пожар (слайд 19).

Слово 2 классу: Мы считаем, что неосторожность людей с огнем тоже приводит к большим бедам. Огонь в лесу можно разводить только со взрослыми и в специально отведенном месте (слайд 20).

Слово 3 классу: Мы считаем, что нарушение техники безопасности может привести к пожару. Нельзя прикасаться к включенному электроприбору мокрыми руками. Нельзя тушить водой горящие электрические устройства, подключенные в электрическую сеть (слайд21).

Ведущий: А когда еще может возникнуть пожар?

Слово 4 классу: Иногда пожары возникают в деревянных домах из-за печного отопления. Мы считаем, что нельзя оставлять затопленную печь без присмотра, опасно сушить белье вблизи открытого огня (слайд 22).

Ведущий: По какой бы причине не возник пожар, вы должны сообщить об этом взрослым или в пожарную службу. Знаете ли вы этот телефон? (слайд 23)

VI. Появление отрицательного персонажа

Гость (входит под музыку)

- Здравствуйте! Я представитель партии "Юные поджигатели". Наша партия считает, что детей несправедливо лишили игр со спичками. Спички - самая доступная игрушка, которая по карману любому родителю. Мы требуем.

  • Все спички - детям!
  • Каждому ребёнку спички в подарок!
  • Долой правила пожарной безопасности!
  • Да здравствуют игры с огнём!
  • Долой телефон 01!

Мы надеемся, что вы сделаете правильный выбор. Голосуйте за нас! Мы победим!

Ведущий: Вот это да! Такого поворота событий я не ожидала. Ребята, кто из вас стал бы голосовать за этого человека?

Если гость не возражает, то мы воспользуемся его лозунгами и поиграем в игру "Скажи наоборот". Например: "Все спички - детям!" - "Прячьте спички от детей!"

Игра "Скажи наоборот"

Ведущий: А не хотелось ли вам, уважаемый гость, вступить в наши ряды, ряды сторонников пожарной безопасности?

Гость: А что у вас там делать? Мое мнение не изменится.

Ведущий: А ты посиди, послушай, а потом посмотрим. Итак, проверим, знают ли наши дети правила пожарной безопасности.

VII. Игра (в игре участвуют команды: "Огонёк", "Искорка", "Пламя". В каждой команде - представители от 1-го, 2-го, 3-го, 4-го классов. За выполнение задания - волшебная капелька. На капельках - разрезанные пословицы: Пусть огонь не велик, а беды натворит. Спички - не игрушка, огонь - не забава. Огонь - наш друг, но не всегда, бывает от него беда).

Разминка (загадки)

1) Шипит и злится, воды боится (огонь)

2) Из трубы вьётся, а в руки не даётся (дым)

3)

Летела мошка - осиновая ножка,
На стог села - всё сено съела (спичка)

4)

Поднимается всё выше, поднялась до самой крыши,
Помогла забраться в дом, чтобы справиться с огнём (пожарная лестница)

5)

Помощь скорая летит, наверху огонь горит,
Ярким пламенем мигая, что за скорая такая
С красной лестницей на крыше? И сама вся красная.
Далеко сирену слышно. Тут картина ясная (пожарная машина)

6)

Ты о них, конечно слышал.
Коль несчастье в доме вошло,
И какой - то красный зверь постучался в нашу дверь,
Времени не тратя даром,
Позвони скорей :(пожарным)

Следующее задание: Соберите картинку, объясните ситуацию (дети собирают разрезные картинки).

Входит маг - волшебник.

Опыт 1 - Почему опасно играть с легковоспламеняющимися веществами?

Намотаем на железный прут кусок ваты и попробуем её поджечь. Вата почти не горит. А теперь окунём её в спиртовой раствор. Вспыхнет большое пламя.

Вывод: легковоспламеняющие вещества вспыхивают моментально, большим пламенем и горят относительно долго. От такого пламени могут легко загореться соседние предметы. Вот почему опасно играть с легковоспламеняющимися веществами.

Опыт 2 - Почему во время пожара нельзя разбивать окна? Всем известно, что через открытое окно в помещение поступает кислород. Зажжём две свечи. Теперь одну свечу поставим под банку. Свеча, стоящая под банкой, вскоре погаснет, т. к. без кислорода горение невозможно.

Вывод: если мы разобьём во время пожара окна, пожар усилится в результате поступления в помещение кислорода.

Следующее задание: конкурс знатоков (командам выдаются карточки с описанием ситуации).

Вы находитесь на 5 этаже и отрезаны от выхода бушующим в коридоре пожаром. Ваши действия.

Ответ: при пожаре нужно смочить водой тряпку и прикрыть ею рот и нос. Необходимо плотно закрыть дверь, забить все щели мокрыми тряпками, занавесить дверь одеялом или пальто, открыть окно и громко звать на помощь.

Расскажите о первой помощи при ожоге.

Ответ: облить обожженные места большим количеством воды. Снять с поражённых мест кольца, браслеты, ремни, обувь, прежде чем эти места начнут отекать. Все ожоги следует защитить, прикрыв их чистым материалом без ворса. Обратиться к врачу.

Как тушить загоревший телевизор или компьютер?

Ответ: выдернуть вилку из розетки. Накрыть мокрым и плотным - одеялом, ковриком, полотенцем - чтобы пламя задохнулось, и ядовитые пары дыма не отравили вас.

Эстафета №1 "Вызов пожарных"

Пролезть в туннель, подбежать к стулу, позвонить в колокольчик

Обратно - бег по прямой, передать эстафету (хлопнуть по ладошке следующего участника).

Эстафета №2 "01 спешит на помощь".

Взять ведро, надеть каску, добежать до стула.

"Вылить" воду, потушив огонь (на стульях - картинки огня)

Обратно - бег по прямой, передать ведро следующему участнику.

Игра со зрителями - чёрный ящик (Ящик вносят под музыку) Это слово имеет много значений, его часто употребляют люди разных профессий: пожарные, портные и географы. Что в черном ящике? (рукав)

Литературная викторина (слайд 24 - 26).

1)

А лисички взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли,
Море пламенем горит.
Выбежал из моря кит:
"Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!"
Долго, долго крокодил
Море синее тушил.
Пирогами и блинами
И сушёными грибами.
(К.И. Чуковский "Путаница")

2)

Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом,
Сто зевак стоит кругом.
- На дворе в толпе ребят
Дядя Стёпа, - говорят.
- Неужели вместе с домом
Наши голуби сгорят?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.
Весь чердак уже в огне,
Бьются голуби в окне.
(С.В. Михалков "Дядя Стёпа")

3)

"Третий этаж, и четвёртый и пятый:
Вот и последний, пожаром объятый.
Чёрного дыма висит пелена.
Рвётся наружу огонь из окна.
Надо ещё подтянуться немножко,
Парень, слабея, дополз до окошка,
Встал, задыхаясь в дыму, на карниз,
Девочку взял и спускается вниз:"
(С.Я. Маршак "Рассказ о неизвестном герое")

VIII. Составление эмблемы-памятки

Ведущий: А теперь, давайте обратимся к гостю. Уважаемый гость, ваше мнение не изменилось? Не хотите ли вступить в ряды сторонников пожарной безопасности?

Гость: Да, хочу, я понял, что пожар может стать настоящим бедствием для всего живого. Чем пожар тушить, лучше его предупредить.

Ведущий: Правильно, а теперь помоги составить нам эмблему - памятку.

Телефон пожарной охраны - 01. Бывают ситуации, когда вызывать пожарных надо с мобильного телефона.

- Вы знаете, как это сделать?

- Чтобы не было путаницы, мы составим с вами эмблему - памятку (слайд 27). Если оператор МТС набирай - 012, Мегафон - 112, Теле 2 - 010, Билайн - 001. Ваша задача: на свои эмблемы наклеить недостающие номера.

Практическая работа по составлению эмблемы - памятки

Ведущий: Кого мы будем вызывать по этим номерам? А можно ли ради шутки позвонить по этим номерам? В этот момент кто-то нуждается в помощи, а ваш звонок может отвлечь от важного дела.

IX. Подведение итогов

Ведущий: В течение игры вы собирали волшебные капельки. Внимательно посмотрите. Если вы их разложите правильно, получите пословицу.

Составление пословиц, объяснение значения.

Литература.

1. Внеклассные мероприятия: 3 класс. / Авт. - сост. О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова, Л.И.Гайдина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2007.

2. Карпова Е.В., Малегон А.В. Игровые классные часы: Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2007.

3. Климанова Н.М. Волшебной искры нить. Детям о пожаре: методическое пособие по изучению правил пожарной безопасности с детьми для педагогических работников учреждений образования. - Казань, 1998.

4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья (1 - 4 классы). Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: ВАКО, 2005.

5. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Чтобы не было беды: Детям - об огне и пожаре / Сост. Д.Б. Игумнова, И.Г. Иванникова. - М.: Стройиздат, 1992.