Лес – наше богатство

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • расширение кругозора у воспитанников;
  • формирование бережного отношения к лесу;
  • развитие логического мышления, речи, памяти, внимания, интереса к изучению природы.

Оформление: выставка рисунков по теме “Лес”, карточки с изображением грибов, презентация (приложение).

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию материала.

Сегодня нам предстоит встреча с нашим другом. Он близок вам, так как вы не раз бывали у него в гостях, читали о нём, но так до конца не узнали его тайны. Его воспевали величайшие поэты: А.Пушкин, И.Бунин, Ф.Тютчев, А.Фет …

Русский поэт И.Никитин писал о нём:

Шуми, шуми, зелёный лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой…

3. Изучение материала.

Воспитатель: Как вы уже, наверное, поняли, сегодня на нашем занятии речь пойдёт о лесе. В лесу всё прекрасно. Лес украшает землю, а потому и жизнь человека (слайд 1).

Презентация.

Чтец 1:

Смотрю, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
И в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа.

Чтец 2:

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом.
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам.

Воспитатель: Леса – это не только украшение Земли, её удивительный и великолепный наряд, это ещё источник жизни, здоровья и сырья. Именно они сохраняют влагу, смягчают климат, вырабатывают кислород, улавливают газы и пыль. А как легко и свободно дышится в лесу, ведь лес – это огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле (слайд 2).

Ребята, а в нашей местности есть леса? А кто знает какие? (смешанные) А вы любите ходить в лес? Давайте совершим заочную экскурсию в летний лес.

Подходим к лесу, видим плакаты: “Берегите лес!”, “Не сорите!”, “Самый страшный враг леса – пожар!” (слайд 3).

Чтец 3:

Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.

Воспитатель: Человеку лес – самый верный друг. Но лес нуждается в защите. Ребята, помните, нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверять перед уходом с места, где горел костёр, хорошо ли он потушен, нельзя оставлять мусор в лесу, ломать кусты, ветки деревьев, не разорять птичьих гнёзд, ловить и убивать животных и птиц в лесу.

Итак, мы входим в лес, оказываемся на лесной полянке (слайд 4).

Чтец 4:

Зноем солнечным прогрета,
Лес душистый и сухой.
На опушках много света,
Пахнет мёдом и смолой.

Воспитатель: Деревья в лесу выделяют в воздух особые вещества, убивающие болезнетворные микробы. А знаете ли вы что:

- Дуб растёт очень медленно, но глубоко пускает корни в землю. Первые жёлуди даёт только в 20 -70 лет. А живут эти деревья очень долго – 400-500 лет. У нас в России растут дубы, которые достигли 700 лет. У них огромные стволы, покрытые грубой, морщинистой, крепкой корой. Дубы образуют красивые рощи – дубравы. Древесина очень ценится за прочность и используется для постройки кораблей. А кору дуба используют в медицине (слайд 5).

- Берёзка белый сарафан надела,
Кудри завила, косы заплела.
До чего же хороша,
Словно девица-душа!

Берёза растёт очень быстро. За 25 лет она достигает высоты пятиэтажного дома. Берёза растёт на вырубленном месте, на выгоревших местах. В старину в деревнях тёмными долгими вечерами при свете берёзовой лучины женщины занимались рукоделием: пряли, ткали, шили и вышивали. Разбитые вещи крестьяне связывали гибкой и прочной берестой. Из берёзовых почек и бересты готовили лекарства, а берёзовыми веничками парились в банях – хворь выгоняли. Некопаный колодец – это сладкий и целебный берёзовый сок, которым весной дерево угощает и людей и лесных обитателей (слайд 6).

А вот подруженька белой берёзы – осина. Оба дерева любят яркий солнечный свет, поэтому растут рядом на лесных опушках и полянах (слайд 7).

– Что вы знаете об осине?

Воспитанник: Осина очень полезное дерево! Почки и листья собирают для приготовления целебных настоев и мазей.

Воспитанник: А ещё листья у осины – особенные. При малейшем дуновении ветерка они дрожат, колышутся. В народе про это дерево говорят: “Осина и без ветра трепещет”.

Воспитатель: В дуплах толстых осин гнездятся птицы, белки складывают свои запасы.

Воспитатель: А теперь посмотрим, насколько хорошо вы знаете обитателей леса:

- Кого называют доктором леса и почему? (дятел, слайд 8)

Ребята, вот птичье гнездо, давайте возьмём птенцов домой?

Воспитанники: Нельзя разорять птичьи гнёзда, птицы украшают природу, оживляют лес звучной песней.

- Полезны ли лесные муравьи? (слайд 9)

Воспитанники: Муравьи истребляют вредных насекомых.

Воспитатель: Правильно, они очень полезные жители леса. Рыжие лесные муравьи, обитатели одного муравейника уничтожают за лето около миллиона разнообразных насекомых. Ребята, а вы не знаете, что это случилось с муравьями? Почему они прячутся в кучке?

Воспитанники:

- если муравьи прячутся в кучке – жди сильного ветра, дождя, грозы.

- а ещё нельзя разорять эти кучи.

Воспитатель: Идем дальше по тропинке. Если попробовать подойти в лесу к какому-нибудь зверю, зверь убежит, а есть в лесу животное, которое подпускает человека довольно близко. Это животное – ёж. Знаете ли вы, почему ёж так близко подпускает человека? (слайд 10)

Воспитанник: Просто ежи плохо видят, надеются на свой нюх. А когда ветер дует в противоположную сторону от ежа, он чувствует приближение человека, животного. А если почувствует, то мышей, насекомых, не пропустит и ядовитую змею.

Воспитатель: Кроме того, ёжик не делает запасов на зиму. Когда наступают холода, он забирается в свой тёплый и уютный домик и крепко спит до весны.

Возьмём его домой? Почему?

Воспитатель: Ой! Кого мы увидели в ветвях ели? (белка) Что вы знаете об этом зверьке? (слайд 11)

Воспитанник: Самый резвый, непоседливый зверёк. Может перелетать расстояние до 10 метров. Этому помогают длинные задние ноги и хвост, как раскрытый парашют.

Воспитатель: А чем любят лакомиться белки? Правильно! Орехами, семенами хвойных деревьев – кедра, сосны, ели. Белочки делают запасы на зиму. Любит белочка ягоды, плоды деревьев и кустарников, грибы, почки и соцветия.

Давайте поможем белочке сделать запасы грибов на зиму. (воспитатель предлагает из 5 картинок, на которых изображены грибы: белые грибы, мухоморы, лисички, подберёзовики, подосиновики, выбрать съедобные грибы, слайд 12).

Воспитатель: Какие грибы положим в корзинку? А остальные растопчем ногами?

Воспитанник: Ядовитым является и мухомор. Но в природе ничего не бывает лишнего, всё взаимосвязано, поэтому ядовитые грибы уничтожать не будем.

Воспитатель: Посмотрите, а сколько в лесу растений. Например, это целебное. Называется – подорожник, растет по берегам рек, на лесной дороге, вдоль деревенской улицы, вдоль тропинок. Это растение – целебное. Соком этого растения с давних времен заживляли раны, избавлялись от ожогов, нарывов (слайд 13).

- Что это за растение?

Воспитанник: Одуванчик. Оно тоже целебное. Используют листья и корни, из которых готовят отвары и настои (слайд 14).

Воспитатель: А ещё одуванчик – один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости не только пчёлы и шмели, но и бабочки. Одуванчиковый мёд – густой и ароматный.

4. Подведение итогов занятия.

Воспитатель: В лесу могут встретиться не только грибы и лекарственные растения, но и ягоды, и необыкновенно красивые цветы. Все свои сокровища отдаёт человеку природа и за всё это просит одного – беречь её. Мы завершаем наше путешествие по лесу и давайте будем всегда помнить о том, что нельзя только забирать все дары природы, ничего не восстанавливая, не сажая деревьев, не охраняя зверей и птиц (слайд 15).

Природа.

Я – великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебя за участье надарить –
В моей всё это власти!-
Только ты мой дар, моё ученье
Не прими за дань: я не раба.
Не забудь: ты сам – моё творенье!
И у нас с тобой одна судьба! (слайд 16)