Классный час "С любовью к Родине". 4–5-й классы

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной истории и культуры.
  • Воспитание гражданственности и патриотизма.

Задачи:

  • формирование и конкретизация понятия Родины, осознание собственного отношения к ней;
  • формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа и важности его сохранения;
  • обучение работе в группах и правилам сотрудничества.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор
  • Компьютер
  • Экран или ИАД
  • "Толковый словарь живого великорусского языка" В.И.Даля
  • Книга Ушинского К.Д. "Детский мир и хрестоматия" (глава "Первое знакомство с родиной. Поездка из столицы в деревню")
  • Административная карта Российской Федерации
  • Портреты героев Великой отечественной войны, Расула Гамзатова, Мусы Джалиля.

Ход урока

Страница первая. Открытие журнала.

Показ 1-го слайда презентации (приложение 1)

Учитель читает стихотворение Дмитрия Кедрина "Родина":

Весь край этот, милый навеки,
В стволах белокорых берёз,
И эти студёные реки,
У плёса которых ты рос.

И тёмная роща, где свищут
Всю ночь напролёт соловьи,
И липы на старом кладбище,
Где предки уснули твои.

И синий ласкающий воздух,
И крепкий загар на щеках,
И деды в андреевских звёздах,
В высоких седых париках.

И рожь на полях непочатых,
И эта хлеб-соль средь стола,
И псковских соборов стрельчатых
Причудливые купола:

И санки, чтоб вихрем летели,
И волка опасливый шаг,
И серьги вчерашней метели
У зябких осинок в ушах.

И ливни - такие косые,
Что в поле не видно ни зги:
Запомни:
Всё это - Россия,
Которую топчут враги.

Это стихотворение написано в 1942 году. Это был очень тяжёлый год для страны, когда фашисты оккупировали большую часть нашей земли.

- А что для вас значит Родина? Что вы считаете своей Родиной? За что вы её любите?

(Выслушиваются ответы детей)

Страница вторая. "Слово Родина"

(Выступает первая группа)

- Откуда произошло слово Родина? Послушаем ребят, которые нашли этот ответ в словарях и книгах.

Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-нибудь древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода.

В.И.Даль: " Отечество - родная земля, Отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рождению, языку, вере, принадлежит:

Матушка Россия - земля, отечество многих народов, разных по языку и вере:"

К.Д.Ушинский: " Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов:"

- Подберите родственные слова к слову родина, объясните их значение.

Родить - произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное, родит почва, земля.

Родители - отец и мать, у которых рождаются дети.

Родня - родственники.

Родословная - перечень поколений одного рода.

Страница третья. "Символы государства".

(Выступает вторая группа).

Показ 2-го, 3-го и 4-го слайдов презентации (приложение 1)

(На экран выводятся изображения герба и флага Российской Федерации.

Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы - герб, флаг и гимн. Обойтись без них невозможно: герб и флаг являются обязательными атрибутами государственных учреждений, военных форм, морских кораблей, воздушных лайнеров, космических кораблей. Гербовой печатью скрепляются все самые важные документы. Без государственной символики не обходится ни одно знаменательное событие - будь то международный форум, спортивное состязание или военный парад.

У нас очень красивый герб. На нём изображён золотой двуглавый орёл на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Вся золотая птица похожа на солнце. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец, сидящий на белом коне. За его плечами развивается синий плащ в правой руке него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Чёрный змей - это символ зла. Он повержен героем, верный конь воина топчет дракона копытами. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад - в 1497 году. Впервые его ввёл царь Иван III Васильевич.

Российский флаг - это трёхцветное полотнище с белой, синей и красной полосами. Появился он впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства стал во время царствования Александра III. С 1993 года то государственный флаг Российской Федерации.

- Что вы знаете о цветах нашего флага?

(Есть разные версии. По одной из них, это единство моря, земли и неба. По другой - вверху расположен божественный мир, воплощённый в белом небесном цвете, ниже - синий небосвод, а под ним - мир людей, красный цвет. Есть и такая версия: белый символизирует веру, чистоту, синий - благородство, верность, а красный - героизм, отвагу, смелость.)

Государственный гимн звучит в особо торжественных случаях. Во время его исполнения все присутствующие встают. Этим они выражают своё уважение к стране. Музыку нашего гимна написал композитор А.В.Александров, а слова - С.В.Михалков.

(Можно прослушать фрагмент гимна Российской Федерации)

Страница четвёртая. "Защитники нашей Родины".

(Выступает третья группа).

Показ 5-го и 6-го слайдов презентации (приложение 1).

Группа детей, готовившая эту страницу, выступает с краткими рассказами о героях, защищавших нашу родину от врага.

Важно назвать защитников России разных национальностей. Уместно прочитать стихи о войне Александра Твардовского (русского поэта), Мусы Джалиля (татарского поэта), Расула Гамзатова (дагестанского поэта). Можно прослушать песню Я.Френкеля на стихи Р.Гамзатова "Журавли".

На административной карте РФ дети находят Татарстан и Дагестан.

Главная мысль этой страницы журнала: все народы, живущие в России, одинаково любят свою Родину и всегда готовы защищать её от врага, не жалея своей жизни.

Страница пятая. "Мы разные, но Родина у нас одна"

(Выступает четвёртая группа)

Показ 7-го слайда презентации (приложение 1)

Закрыть последнюю страницу нашего журнала нам помогут пословицы о Родине разных народов, живущих в нашей стране. Все эти народы говорят на разных языках, живут в тысячах километров друг от друга, в разном климате, в разных природных условиях. Но все они одинаково любят нашу общую Родину - Россию.

(На экран выводятся слайды с пословицами, дети их читают, обсуждают, находят на карте регионы, где живут народы, создавшие эти пословицы).

Русские пословицы:

  • На чужой сторонушке рад своей воронушке.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • Чужбина - калина, родина - малина.

Ногайская пословица (Дагестан):

  • Лучше быть на родине бедняком, чем в Каире царём.

Татарская пословица:

  • Без глаза проживёшь, а без родины - нет.

Бурятская пословица:

  • От родины веет теплом, а от чужбины - холодом.

Адыгейская пословица:

  • В своей норке и мышь храбра.

Осетинская пословица:

  • У чужой еды и вкус чужой.

Литература.

  1. С.В.Кутявина. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению. - М.: "ВАКО", 2009
  2. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. В помощь учителям начальных классов. Сост. Т.В.Шепелева. - Волгоград: Учитель, 2009