Урок литературного чтения во 2-м классе «Сказка об игрушках. С.А. Воронин "Храбрый клоун"»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить детей с творчеством С. Воронина;
  • формировать навык выразительного чтения;
  • учить находить нужный отрывок в тексте;
  • способствовать развитию внимания, памяти, речи учащихся;
  • воспитывать нравственные качества.

Оборудование: портрет С. Воронина, художественные книги С. Воронина; рисунки яблок, тарелок

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Сергея Алексеевича Воронина и прочитаем его произведение "Храбрый клоун"

Речевая разминка. Работа со скороговоркой

белые бараны били в барабаны

- Прочитайте скороговорку и скажите, какой звук повторяется?

- Прочитаем скороговорку с увеличением скорости

-Покажем контраст голоса-произнесём так как произнёс бы медведь, мышка.

- Произнесите так, как говорите, когда плачете, смеётесь.

II. Проверка домашнего задания.

- Какое задание выполняли дома? (выучить стихотворение, нарисовать свою родную картину-выставка на доске)

Чтение наизусть стихотворения А Фета "Чудная картина". (3 человека)

Итак, какую картину А. Фет называет "чудной", "родной"? Расскажите.

- Расскажите какие для вас картины природы родные и чудные. (рассказывают у доски о своих рисунках) (3 человека)

III. Слово об авторе

- Пришло время познакомиться с творчеством нового писателя, произведение которого мы будем читать.

Сергей Алексеевич Воронин родился в 1913 году в г. Любиме. Работал сотрудником газеты "Смена".

Широк круг литературных интересов Воронина. Он писал о людях, которые прокладывали дорогу и тропы в неизведанной таежной чаще, рабочих и тружениках деревни, врачах и инженерах, учителях и художниках, писателях и рыбаках. Всем произведениям писателя присуща глубинная связь его героев с родной землей, их любовь к природе.

Воронин сам очень любил красоту родной земли. Описания природы в его произведениях очень подробны, он стремился больше узнать о тайнах природы. Ещё Сергей Алексеевич писал сказки, которые очень интересны маленьким читателям.

IV. Подготовка к восприятию

- Вот вы описали свои любимые природные картины, а есть ли у вас любимые игрушки?

- Какие?

- Что для вас значат игрушки? (Друзья.)

- Пофантазируйте, чем могут заниматься игрушки, когда вас нет дома.

Словарная работа

Истерзанный - растрепанный; исстрадавшийся, измученный, в полном беспорядке.

IV. Изучение нового материала.

1. Первичное чтение сказки учителем.

- Определить- сказка, рассказ, басня?

- Почему решили, что это сказка?

- Понравилась ли вам эта сказка?

- Какой эпизод сказки вас особенно взволновал? Почему?

Физкультминутка

Подняться, потянуться,
Согнуться, разогнуться.
В ладоши - три хлопка,
Головою - три кивка.

2. Подготовка к чтению вслух

- чтобы вам легче было читать трудные слова, давайте выполним несколько упражнений c.114 1-4 упражнение

3. Чтение отрывка сказки учащимися вслух

4. Беседа по содержанию.

- Куда женщина принесла куклу?

- О чем она попросила мастера?

- Что кричала кукла, когда мастер шил колпак и туфли?

- Почему кукла так реагировала? (не хотел быть клоуном, он очень дорожил и гордился честью солдата и воина, для неё важно было оставаться солдатом)

- Что вместо меча мастер вложил в руки у куклы?

- С каким чувством солдат хлопнул тарелками, когда осмотрел себя? (досады)

- Для кого этот звон отчаяния показался музыкой? (для куклы Светланы)

- Что удивило солдата в кукле Светлане?

- Прочитайте предложение, где автор говорит об этом.

- Как вы думаете, что успел повидать на своём веку солдат?

V. Подведение итогов урока.

- Почему мастер переделал клоуна снова в солдата? (он понял, что эта кукла храбрая , мужественная и может защитить слабого, как настоящий солдат)

- Кто из вас может назвать себя храбрым?

- Скажите, храбрость и мужество заключаются только в том, чтобы кого-то спасать и защищать?

- А в чём ещё? (в умении признавать свои ошибки, признаваться в совершении плохого поступка и осознавании его?) - если затрудняются, то задать, чтобы спросили у родителей.

Домашнее задание: приготовить пересказ.

Выставление оценок

У вас на столах лежат яблоки. Сейчас положите яблоки в одну из тарелок:

  • мне понравилось на уроке
  • мне не всё понравилось
  • мне не понравилось на уроке