Переместительное свойство сложения. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель:

  • познакомить учащихся с переместительным свойством сложения, учить использовать его для упрощения вычислений в различных жизненных ситуациях;
  • развивать внимание, логическое мышление;
  • воспитывать потребность в приобретении математических знаний.

Оборудование: А.А. Чекин. Математика: 1 класс. Учебник-тетрадь, ч.2., наборы цифр и счётных предметов, компьютер, экран, видеопроектор, компьютерная презентация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка? (Дети усаживаются)

Беритесь, ребята,
Скорей за работу.
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счёта.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы узнаем одно замечательное свойство сложения. Называется оно: Переместительное свойство сложения. (Слайд №2).

- На уроке мы отправимся в одну замечательную сказку и вместе с её героями:

  • познакомимся со свойством перестановки слагаемых;
  • научимся его использовать для упрощения вычислений;
  • будем учиться помогать другу в трудную минуту. (Слайд №3)

III. Устные упражнения. Подготовка к восприятию нового материала.

- Прежде чем приступить к изучению новой темы мы должны кое-что вспомнить.

- Вот какой вопрос задаёт нам героиня одной сказки:

"Составь суммы со значениями: 4, 5, 8, 2, 9, 6, 7, 3". (Слайд № 4)

- Чтобы узнать, с какими персонажами мы встретимся ещё и из какой они сказки, нам нужно сосчитать фигуры и распределить их на две группы

(слайд №5)

- Проверим, правильно ли мы выполнили задание. Составим выражение по полученному рисунку. (Слайд №6)

- Составим портрет сказочного героя из данных фигур. (Слайд №7)

- Продолжите составление портрета из геомерических фигур самостоятельно.

- Какой замечательный портрет у нас получился. А вот и сам волк пожаловал к нам. Он хочет вместе с нами изучить переместительное свойство сложения. (Слайд №8)

- Ответив на следующий вопрос, мы узнаем, в какую сказку сегодня отправимся. (Слайд №9)

- Молодцы, ребята! А теперь: "Добро пожаловать в сказку!" (слайд №10)

- Давайте узнаем, в каком домике живёт Красная Шапочка. Покажите домик

2-й справа, 5-й слева. Что можете сказать об этих домиках? (слайд №11)

- Раскрасим окошки в домике Красной Шапочки. (Слайд №12)

Слагаемое Слагаемое Слагаемое
  7 8
2   10
  6 9

IV. Работа над новым материалом.

- Как-то раз испекла мама пирожки и велела отнести их бабушке. Красная Шапочка взяла лукошко и стала укладывать. 2 пирожка она положила на дно лукошка, а 4 сверху. Какое математическое выражение можно составить к этому рисунку? Потом Красная Шапочка решила на дно лукошка положить 4 пирожка, да ещё 2 сверху. Составьте новые выражения. Что вы можете сказать об их значениях? Какой вывод вы можете сделать? (слайд №13)

- Вот отправилась Красная Шапочка к бабушке. Шла она, не торопясь, по пути рвала цветы и собирала их в букеты. Пришла она на одну полянку и сорвала 5 голубых цветка и 3 красных. Какое выражение можно составить? Найдите его значение. (14 слайд)

- На другой полянке Красная Шапочка сорвала 3 голубых цветка и 5 красных. Составьте по рисунку выражение и найдите его значение. (15 слайд)

- Давайте проверим это свойство. Дети, сидящие слева положите любое количество кругов. А дети, сидящие справа положите любое количество квадратов. Составьте суммы. Назовите суммы, которые у вас получились. Найдите их значения. Поменяйтесь счётными предметами. Составьте новые суммы и найдите их значения. Что вы заметили?

V. Физминутка. (слайд №16)

- Видишь, бабочка летает
И в лесу цветы считает.

- Раз, два, три, четыре, пять.
Ох, считать, не сосчитать!

За день, за два и за месяц:
Шесть, семь, восемь,
Девять, десять.

Даже мудрая пчела
Сосчитать бы не смогла.

(дети машут руками)

(Считают пальчиком, на каждый счёт щелчок мышки)

 

(шагают на месте)
(Cчитают пальчиком, на каждый счёт щелчок мышки)

(Дети машут руками)

 V_. Закрепление нового материала. Выполнение заданий учебника №1, №2 стр.8 .

- Давайте присядем и почитаем книгу.

- Рассмотрите рисунок и объясните, почему Маша и Миша записали разные суммы.

- Будут ли значения этих сумм равны? Поставьте нужный знак.

- Молодцы, ребята!

- Но теперь Красной Шапочке грозит беда. Серый волк хочет съесть её, если она не выполнит его задание. Выполним это задание с комментированием (слайд №17)

VII. Самостоятельная работа.

1). Задание №3 учебника стр.8, Проверка самостоятельной работы фронтальная с помощью разрезных цифр. (Слайд №18)

2). Ребята, поможем Красной Шапочке разгадать код замка. (Слайд №19)

3). Срочно зовём на помощь дровосеков. Только сделаем это тихо. Отправьте зашифрованное сообщение на №2 стр15. Т-2. Проверим текст сообщения. (Слайд №20)

Подведение итога урока.

- Что запомнилось больше всего? Что полезного для себя узнали? Где в жизненных ситуациях можно применять изученное свойство?

- Придумайте сумму, в которой первое слагаемое очень маленькое, а второе - большое.

- Найдите его значение. Как вы поступали?

- Наши сказочные персонажи тоже очень хорошо освоил новое свойство и в благодарность оставили вам телеграмму. (Слайд №21)

IX. Домашнее задание.

- Расскажите родителям о новом замечательном математическом свойстве.