Военно-патриотическая игра "Гвардия–2010". Школьный этап

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Проведенные в различных регионах России социологические исследования (2005г.) показали, что 62% россиян связывают патриотизм с любовью к Родине; 50% к семье и своим близким; 42% к своему городу, селу, дому; 34% к отечественной культуре, 27% к своему народу; 23% считают важнейшей задачей патриотизма возрождение традиций российского государства; 19% – что патриотизм проявляется в любви ко всему человечеству, глобальному и безопасному миру; 7% связывают патриотизм в вероисповеданием; 4% определяют патриотизм в понятиях коллективизма, общинности; 1% негативно относится к феномену патриотизма.

Актуальность проблемы воспитания патриотизма в современном обществе определяется следующими основными причинами:

  • Расширением неблагоприятной среды социального пространства, оказывающей негативное воздействие на сознание и чувства российских граждан;
  • Ростом нигилизма, усилением бездуховности, падением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения;
  • Вестернизацией общественного сознания, внедрением чуждых российскому менталитету, главным образом проамериканских ценностей, вытесняющих общественную историю, культуру, традиции.

В этой связи, к основным направлениям деятельности педагога в сфере патриотического воспитания следует отнести:

  • Утверждение в ученическом коллективе, в сознании и чувствах воспитанников социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям;
  • Создание собственного проекта, программы и технологии, эффективной системы патриотического воспитания в классе, обеспечивающих оптимальные условия развития у учащихся любви к Родине (малой и большой), готовности укреплять основы общества и государства, достойно и честно выполнять долг и обязанности гражданина Отечества.

Направления патриотического воспитания

Духовно-нравственное. Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. Повышение культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству; привитие высоконравственных норм поведения, ответственности и коллективизма, важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей.

Военно-патриотическое. Ориентация процесса воспитания на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите; гордости за русское оружие, уважение к русской военной истории, военной службе, военной форме одежды, воинским традициям отечественной армии.

Школьный этап

Ежегодный районный план по военно-патриотической работе предусматривает проведение военно-патриотической игры, в данном случае “Гвардия-2010”, составляется Положение, определяются цели и задачи мероприятия, участники и место проведения.

В Положении о проведении военно-спортивной игры “Гвардия-2010”, посвященной Дню защитника Отечества, среди старшеклассников общеобразовательных школ района указаны следующие цели:

“Районная военно-спортивная игра проводится с целью формирования гражданственности и патриотизма среди старшеклассников района, а также с целью повышения уровня физической и моральной подготовки молодёжи допризывного возраста.

Задачами игры являются:

– объединение усилий отдела по делам молодёжи, военного комиссариата, отдела по спорту, здравоохранению и культуре по формированию гражданственности и патриотизма в молодёжной среде;

– поощрение наиболее подготовленных молодых людей района;

– совершенствование форм организации досуга молодёжи района”.

Среди организаторов игры:

– отдел по делам молодёжи администрации района;

– отдел по спорту администрации района;

– МУ “Молодёжный центр “Зеркало” района;

– районная организация ветеранов – пенсионеров войны и труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов”

Преподаватели-организаторы ОБЖ должны подготовить школьную команду в составе 10 человек к участию в районной игре “Гвардия-2010” из числа старшеклассников, предпочтительнее из учащихся 8 – 10 классов, в то время как 11-е классы нацелены на подготовку к выпускным экзаменам.

Каждая школа должна иметь группу поддержки, которая своим творческим выступлением может заработать дополнительные баллы при подведении итогов игры.

Участники военно-патриотической игры должны знать:

– основные цели и задачи игры;

– особенности прохождения каждого этапа;

уметь:

показать порядок прохождения каждого этапа;

– сочетать индивидуальные действия каждого участника с командными решениями, нацеленными на общую победу;

использовать приобретенные в течение нескольких лет знания и умения в практической деятельности:

– для подготовки себя к профессиональной деятельности, в том числе и к военной службе.

Комплексный подход в период подготовки к военно-патриотической игре:

Сроки выполнения Мероприятия Дополнительные и тренировочные занятия, межпредметные связи Самостоятельная подготовка
Сентябрь-январь Знакомство с городским и районным планом    
Составление школьного плана по подготовке к военно-патриотической игре На уроках физкультуры 8-10 классов по 10-12 мин уделяют строевой подготовке (построение, перестроение, рапорт командира, отдание строевых команд, марширование в колонну по два или по три) – Просмотр учебных и художественных фильмов военно-патриотического содержания;

– Формирование команд общим числом 20-30 учащихся, из которых к месячнику оборонно-массовой работы, посвященной Дню Защитника Отечества будет окончательно сформирована школьная команда в количестве 10 человек.

Реализация школьного компонента районной игры:

– приказ по школе,

– назначение ответственного за подготовку школьной команды,

– определить время тренировки команды,

– отбор кандидатов (в состав команды войдут опытные участники и новички из 8-х классов, последние составят костяк команды через год-два)

– На уроках ОБЖ изучают материальную часть оружия;

– на занятиях по подготовке к военно-патриотической игре используют оборудование, необходимое для прохождения этапов: баскетбольные мячи, малые резиновые мячи, обручи, конусы пластиковые, костюм ОЗК, автоматы АК 74, противогазы ГП5

 
  На уроках истории в 8 – 10 классах в соответствии с учебной программой учителя-предметники включают материалы военно-патриотического содержания – Общение с участниками прошлогодних соревнований “Гвардия-2009”
  Школьная информационно-развлекательная газета “Прочитайка” размещает материалы, формирующие гражданственность и патриотизм в молодёжной среде (печатаются интервью с учащимися школы, с учителями и ветеранами военных действий) – капитан команды и девушка, умеющая хорошо танцевать вальс репетируют не менее 3-4 раз в неделю;

– группа поддержки готовится по отдельной программе под руководством инструктора по спортивным танцам;

– учебный взвод регулярно репетирует репетирует строевую песню.

    Отбор в команду участников из числа кандидатов.

Из 30 учащихся необходимо отобрать 10 человек

Февраль Школьный этап завершится соревнованием между двумя командами по 10 человек, из числа которых будет сформирован основной состав, представляющий школу на районном этапе “гвардия-2010” Общие тренировки по программе игры:

– Военно-прикладной раздел;

– спортивный раздел;

– творческий раздел.

репетирует строевую песню
  Во всех классах школы проводятся тематические уроки (классные часы), встречи с ветеранами Великой отечественной войны, силовых структур, участников локальных военных конфликтов  

ПРОГРАММА ИГРЫ

Военно-прикладной раздел:

– оформление команды (единая форма, название и девиз команды, оформление боевого листка);

– комплексная военная эстафета (по отдельному Положению);

– прохождение строем.

Оформление команды:

– директор школы, заместитель директора по АХЧ обеспечивают команды формой, снаряжением, определяют место проведения соревнований;

– руководитель Проекта совместно с активом старших классов, заместителем директора по воспитательной работе определяет и утверждает название и девиз команды;

– формируется стартовый состав команды в количестве 20-30 учащихся и более из 8-х – 10-х классов, утверждается актив, способный в экстремальных условиях выполнить поставленные перед ним задачи;

– актив сборной команды оформляет боевой листок (тема “65-я годовщина Великой Победы”).

Положение комплексной военной эстафеты:

– общее построение, сдача рапорта командующему парадом;

– приветствие участников, подъем государственного флага России;

– построение команд на стартовой линии.

Собственно военная эстафета:

1 этап:

– по одному участнику от каждой команды; по команде “газы!” правильно надеть противогаз, добежать до стола, обежать его, на ходу снять противогаз, правильно уложить в сумку и передать товарищу;

2 этап:

– 2-й участник, правильно перекинув сумку противогаза через плечо, бежит к столу (на нём лежит учебный макет автомата АК 74, на полу рядом со столом свернутый комплект ОЗК), обегает его, отжимается 10 раз из положения лёжа, закончив отжимание, встаёт и бежит к линии старта, там снимает сумку противогаза и передаёт её третьему участнику соревнований;

3 этап:

– 3-й участник, правильно надев через плечо сумку противогаза, бежит к столу, производит неполную разборку автомата АК 74, при этом аккуратно складывает части автомата на крышке стола, завершив разборку, бежит к месту старта и там передаёт сумку противогаза 4-у участнику;

4 этап:

– 4-й участник, правильно надев через плечо сумку противогаза, бежит к столу и быстро производит сборку автомата. Закончив сборку, бежит к линии старта и передаёт сумку противогаза 5-у участнику, который правильно одевает противогаз через плечо;

5 этап:

– 5-го участника несут на руках два товарища, которые группой подбегают к столу, разворачивают комплект ОЗК, в правильной последовательности одевают на 5-го участника, надевают на его голову противогаз, сверх ОЗК через ремень надевают автомат АК 74, снова подхватывают “раненого” на руки и бегом возвращаются к линии старта.

Побеждает та команда, которая быстрее других правильно пройдёт все этапы военной эстафеты.

Все данные заносятся в протоколы каждой команды.

Прохождение строем:

Все команды строятся на одной линии. Ставится задача: пройти строевым шагом с песней (один куплет) в парадной коробке в колонну по три.

После команды командующего парадом: “К торжественному маршу команд, первый взвод прямо, остальные направо, шагом марш” каждая команда с интервалом до 30 секунд в парадном строю, с песней проходит по периметру спортивного зала. Судьи оценивают уровень выступления, баллы заносят в общий протокол. Оцениваются: подача команды командиром парадной коробки каждого взвода, внешний вид, наличие единой военизированной формы и обуви, наличие головного убора (фуражка, военный берет), строевой шаг, чёткость и правильность выполнения команд, слаженность в исполнении строевой песни.

Спортивный раздел:

– после выполнения военно-прикладного раздела даётся 7 минут для того, чтобы команды успели вернуться в раздевалки, переодеться в спортивную форму и построиться на линии общего старта.

1 этап:

Перетягивание каната. Соревнования проводятся по олимпийской системе с выбыванием. Участвуют все 10 человек команды. Судьи выставляют общекомандную оценку до 5 баллов (победители + 5 баллов, проигравшие – 5 баллов). На площадке должны присутствовать только команды и по одному представителю от классов.

Поднимание гири весом 16 кг (упражнение – толчок), по 1 спортсмену от каждой команды, для динамики действия необходимо выставлять сразу 2 – 4 гири на небольших помостах, зрители не имеют право приближаться ближе 3-х метров к месту проведения этапа. Победитель оценивается по максимальному количеству толчков за 1 минуту выполнения упражнения, далее по результатам для копилки общекомандного зачёта.

Комплексная спортивная эстафета:

1 этап:

– команды строятся на линии старта. 1-й участник от каждой команды бежит 5 метров до обруча, внутри которого лежат три баскетбольных мяча, любым способом он берёт их в охапку и бежит до стола, обегает его, добегает до обруча и должен так сложить три мяча, чтобы они остались внутри обруча (понятно, если один или более мячей выпадут из обруча, надо их вернуть внутрь его), затем он бежит до места старта и ладонью передаёт старт товарищу. Судьи оценивают общее время с учётом исправления ошибок (например, команда может быстрее всех пробежать этап, но не учесть, что один из команды так и не собрал все три мяча внутри обруча).

2 этап:

– 1-й участник после стартового возгласа (свистка, выстрела из стартового пистолета) бежит до корзины с 10-ю теннисными (резиновыми) мячами, выхватывает один и бросает его в цель (другая корзина, доску с отверстием), цель находится в 5 метрах от первой корзины. Судьи оценивают результат (10 мячей = 10 баллам), промахи – минус по одному баллу каждый.

3 этап:

– 1-й участник бежит до противоположной стенки, там находится шведская стенка, взбирается на неё, касается рукой самой верхней планки, быстро спускается (разрешается спрыгивать со второй снизу ступеньки во избежание травм), возвращается к команде, хлопком ладони передаёт эстафету следующему участнику соревнований;

– 2-й участник бежит до противоположной стены, касается её, также бегом возвращается к линии старта спиной вперёд (во избежание травм и падений надо бежать на носках), передаёт эстафету третьему участнику эстафеты;

– 3-й участник многоскоком преодолевает расстояние до противоположной стены, касается её рукой и возвращается быстрым гладким бегом к команде, где на линии старта передаёт эстафету;

– “цепочка” – вся команда берется за руки и бежит в линию к противоположной стене, первый крайний спортсмен касается стены пальцами ладони вытянутой вперёд руки, в это же мгновение последний из команды начинает тащить остальных к линии старта и также вытягивает руку вперёд. Судьи определяют безошибочность исполнения и общее время выполнения всех этапов каждой команды.

Творческий раздел:

– все команды имеют 5-7 минут для переодевания в военизированную форму, рассаживаются вдоль стен спортивного зала и ждут начала выступлений.

1 этап:

– исполнение вальса среди капитанов команд (все пары выстраиваются напротив жюри, обоим участникам разрешается выступление в вечерних нарядах); судьи субъективно оценивают результаты (техника танца, костюмы участников) по 5-бальной системе;

2 этап:

– выступление группы поддержки школы (для удобства жюри может использовать паузы перед спортивным и творческим разделами). Судьи субъективно оценивают костюмы участников, технику исполнения танца по 10-бальной системе.

Определение победителей и награждение

Победителем школьного этапа игры становится команда, набравшая максимальное количество баллов в комплексном зачёте. Руководитель игры совместно с жюри из числа учителей школы определяют окончательный состав команды школы в количестве 10 человек из числа всех участников школьного этапа. Заместитель директора по воспитательной работе награждает победителей и всех участников памятными призами и грамотами за подписью директора школы.

Примечание: школьный этап военно-патриотической игры предусматривает выступление двух и более команд, исходя из общего числа классов (8 – 10-е классы), пожелавших стать участниками школьного этапа.

Результаты военно-патриотической игры “Гвардия-2010”

Ожидаемые результаты Показатели эффективности Источники получения данных
– подготовить команду школы, способной занять призовое место на районном этапе (далее выход на городской уровень) – выполнение заданий за меньшее время;

– минимизация ошибок при прохождении этапов и эстафет;

– коллективная работа и командный настрой на победу

– протоколы соревнований;

– официальные результаты соревнований;

– медицинские показатели на каждого участника

Приложение