Исследовательская деятельность учащихся в основной школе (из опыта работы)

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство


Сегодня творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий её приобщение к культуре и обретения способа существования в современном мире. Существуют различные технологии создания условий для плодотворного творчества. В связи с этим на первый план выходит учебно-исследовательская деятельность учащихся.

Стремительность жизни заставляет нас менять отношения к исследовательскому поведению. Исследователем теперь является не только учёный, специалист, но и подросток, школьник. Навыки получения новых знаний в обязательном порядке требуются не только тем, кто связывает свою жизнь с наукой, они необходимы каждому человеку. Современный человек не может игнорировать существующие в цивилизации как позитивные, так и негативные явления. Для успешности в жизни человек должен всё больше внимания уделять самообразованию и саморазвитию. Нынешнее образование ориентировано на развитие личности, а именно развитие в учениках умения рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, а также находить информацию в справочной литературе, интерпретировать ее с учетом сложившихся понятий и представлений, аргументировать собственную точку зрения. Исследование как вид деятельности должно приводить к устойчивому осознанному и желаемому результату. Чем раньше начинается исследовательская деятельность, тем она будет эффективнее.

Создание в школе условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для них урочной системе. Исследовательская работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.

Исследовательская деятельность обучающихся может быть организована на трех уровнях: школьном , учебно-исследовательском и научно-исследовательском.

Первый уровень исследований предполагает привлечение относительно большого количества школьников. Выбираемая тема исследования при этом довольно проста, разнообразна и обязательно соответствует интересам автора работы. Начинаю работу с того, что предлагаю ребятам сделать сообщение к той или иной теме на уроках. Рекомендую им следующее: сообщение должно быть кратким и интересным, не повторять содержание учебника. Затем слушаем это сообщение и анализируем, содержит ли оно реальные факты, как преподносится материал. Постепенно подвожу их к мысли, как и зачем пишется научная работа. Объясняю, что такое реферат, научная работа. Деятельность учащихся на этом уровне сводится к поиску информации по выбранной теме и написанию рефератов. То есть, первый уровень можно назвать реферативным .

На втором уровне необходимо, кроме умения работать с первоисточниками, обязательное проведение каких-либо экспериментов или другой деятельности практической направленности. Это может быть проведение собственных опросов, анкетирование, самостоятельный сбор фольклорного или этнографического материала, работа с картами фотографиями, документами. Эксперименты проводятся на базе оборудования, имеющегося в школьных кабинетах. Приобретенные навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности затем используются в разработке проектов. Обучая учащихся синтезу, анализу, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, анализ литературных и экспериментальных данных, теоретическое обоснование, выводы по достигнутым результатам), готовлю ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации его творческого потенциала, самораскрытия и самореализации личности Достаточно эффективным элементом деятельности на этом уровне может стать изготовление самодельных приборов, макетов, моделей и т.п. Исследовательская работа, также предполагает опытническая деятельность. Опыты могут проводиться не только в условиях школьной лаборатории, но, при возможности, и дома.

Третий уровень исследовательской деятельности требует уже значительных усилий и со стороны учащегося, и со стороны педагога. Здесь нужны не только актуальность и практическая значимость выбранной темы, но и новизна в её разработке. То есть, данная исследовательская работа должна содержать авторские выводы и логические умозаключения, собственные предложения по проведению эксперимента, самостоятельные трактовки результатов.

Говоря о научном исследовании школьника, необходимо отметить некоторые особенности организации данной работы. Научный руководитель должен помнить, что учащийся основной школы не имеет опыта работы подобной деятельности. Значит, он сам предложить тему исследования практически не может. Во-вторых, ученик имеет слабое представление о том, что такое научная деятельность, как надо осуществлять поиск информации и как обрабатывать имеющиеся в наличии факты, как проводить эксперименты. В-третьих, у подростка отсутствуют знания и навыки оформления результатов поиска и формулирования выводов по своей работе.

Ведущая роль здесь отводится учителю, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем. В этой связи важно, чтобы учащийся с первых шагов понял конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и практическом плане. Необходимо понимать, что научно-исследовательская деятельность учащихся это процесс совместной работы учащегося и педагога. При написании работ учитель должен понимать главную цель и основные задачи работы.

Цель научно-исследовательской работы состоит в развитии творческих способностей ученика, повышении уровня его научной подготовки на основе индивидуального подхода и усиления самостоятельной творческой деятельности. Что же должно присутствовать в исследовательской работе?

Во-первых тема исследования должна заинтересовать слушателей.

Выбранная тема работы должна быть актуальной и вызывать у детей интерес.

Затем определяется цель работы (она в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее)

Ставятся задачи исследования (конкретизируют цель работы, “раскладывая” ее на составляющие; могут определять спектр действий исследователя при движении к поставленной цели).

Выдвигается гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы).

Проводится работа с первоисточниками в библиотеках, музеях, организуются наблюдения и исследования.

Определяется методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).

Обработка результатов исследования.

При изложении результатов желательно давать четкое и немногочисленное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на графиках и диаграммах).

Выводы исследования (умозаключения, сформулированные в обобщенной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции, без многословных объяснений или трактовок.

Работа учителя в качестве руководителя научно – исследовательских работ заключается в мотивации исследовательской деятельности, в организации учащихся на определение замысла, в стимулировании их поисковой деятельности, в консультации по вопросам получения, обработки информации, выбора формы реализации проекта, его презентация.

В организации научно-исследовательской деятельности школьников, можно выделить несколько этапов:

– мотивация научно-исследовательской работы;
– выбор школьником направления исследования;
– постановка цели и задач исследования;
– обработка данных;
– представление работ на научно-практической конференции, на школьном, районном, республиканском и всероссийском уровне.

В качестве примера хочу привести вариант исследовательской работы моих учеников.

Исследовательская краеведческая работа.

Оценка качества воды родника Кошара Переволоцкого района.

Введение.

Обоснование исследовательской работы.

Почему был выбран родник в качестве объекта исследования? Бытует мнение, что родниковая вода безупречно чиста и всегда пригодна для питья. В ряде регионов России подземные воды являются важным источником пресной воды. Раньше они считались наиболее чистыми. Но в настоящее время в результате хозяйственной деятельности человека многие источники подземной воды также подвергаются загрязнению. Нередко это загрязнение настолько велико, что вода из них стала непригодной для питья.

. Тем не менее, большинство людей предпочитают пользоваться природными источниками, т.к. качество водопроводной воды оставляет желать лучшего. Очистные сооружения не могут полностью устранить некоторые загрязнители. Кроме того водопроводная вода хлорируется, что неблагоприятно сказывается на вкусовых качествах воды.

Актуальность исследовательской работы.

Проблема охраны и рационального использования водных ресурсов стала особенно актуальна в современных условиях. Она охватывает буквально все народы и районы мира. Уже в настоящее время недостаток пресной воды испытывают не только территории, которые природа обделила водными ресурсами, но и многие регионы, еще недавно считавшиеся благополучными в этом отношении. В настоящее время потребность в пресной воде не удовлетворяется у 20% городского и75% сельского населения планеты.

Подземные воды, хотя и скрыты от глаз, но роль их велика как в природе, так и в жизни человека. Родники являются важными источниками питания рек, участвуют в формировании рельефа, снабжают растения влагой, используются для местного водоснабжения, а нередко, при достаточной их мощности и для питания водопроводов. Подземные воды, по сравнению с поверхностными, содержат меньше болезнетворных бактерий, менее подвержены загрязнению, зачастую не требуют специальной очистки.

Изучение родников, их обследование, паспортизация, практические работы по охране – необходимое условие регулирования накопившихся экологических проблем нашего общества.

Цель исследовательской работы.

Изучить современное состояние близлежащего к ст. Сырт родника Кошара. Определить, можно ли использовать эту воду для питья, не несёт ли она в себе какую-либо опасность для здоровья

Задачи исследовательской работы:

– собрать исторические сведения о роднике Кошара;
– провести анализ воды родника;
– установить соответствие качества воды санитарным нормам;
– получить опыт определения экологических критериев состояния родника, степени загрязненности;
– провести социологический опрос с целью изучения общественного мнения об использовании воды родника;
– провести работу по благоустройству родника.

Практическая значимость работы.

Данная исследовательская работа позволит получить информацию о состоянии качества воды родника Кошара, благоустроить родник, привлечь внимание общественности к проблеме загрязнения воды, обмелению и исчезновению родников.

Формы работы:

– подбор литературы по данному исследованию;
– проведение экспериментальных работ;
– анализ результатов экспериментальной работы;
– cоциологическое исследование.

Место проведения исследования: Окрестности ст. Сырт Переволоцкого района.

Сроки проведения исследования: Июнь – сентябрь 2010 года.

Основная часть.

1. Исторические сведения о роднике Кошара.

Родник находится в 6 км от ст.Сырт. К месту расположения родника ведёт дорога, ответвление трассы Сырт – Кариновка. Родник располагается в низине, в удалённом от промышленных предприятий месте.

На склоне холма под тенью деревьев из земли бьёт источник живительной влаги. Это место у нас называют “Кошара”. В толковом словаре В.И.Даля слово “кошара” объясняется так: “стойбище для загона овец, овчарня, овечий хлев”. Люди рассказывают, что неподалёку от родника несколько десятков лет тому назад располагались летние загоны для овец. Воду родника животные пили, а люди использовали её для питьевых и хозяйственных нужд. Затем загоны убрали, а название так и осталось.

Родник был благоустроен, сток оборудован и забетонирован. Оборудована площадка для забора воды, укреплены берега стока родника. Водная струя бежала по трубе в ёмкость. В тени деревьев были стол и скамьи. Несколько лет не одно поколение ребят нашей школы “шефствовало” над родником. Но беспощадные руки взрослых всё разрушили. Срезали крышку с бетонного колодца, увезли столик, скамьи и ёмкость для воды. Чья-то наглая рука всё сдала в металлолом. Родник и территория вокруг него находились в неприглядном состоянии.

Волонтёры школы, совместно с администрацией Южноуральского сельского совета, обустроили родник. Эта работа была отмечена благодарностью администрации муниципального образования Переволоцкий район. (Приложение № 4.)

2. Методы определения показателей, характеризующие свойства воды родника.

2.1. Измерение мощности водосброса родника.

Оборудование: мерная кружка на 1 литр, секундомер.

Ход работы: с помощью секундомера определить время, за которое заполнится водой кружка. Вычислить расход воды в 1 час, в сутки.

Оценка результатов: примерный дебит 52 л за 1 мин.

Произвели расчет: 52 л : 60 с = 0,86 л/с;

0,86 л/с х 60 с = 52 л/м

52 л/м х 60 м = 3120 л/ч

1920 л/ч х 24 ч = 74880 л/сутки

2.2. Физические методы определения показателей, характеризующие органолептические свойства воды.

Органолептические свойства нормируются по интенсивности их восприятия человеком. Это температура, цветность, прозрачность, мутность, осадок, запах, вкус, примеси. Результаты наблюдений представить в виде таблицы:

Определение температуры воды.

Оборудование: водный термометр с ценой деления 0,1°С.

Ход работы: опустить водный термометр в воду, только что взятую из родника, на пять минут. Не вынимая термометра, определить температуру воды.

Исследование цветности воды.

Цвет воды зависит от наличия в ней примесей минерального и органического происхождения – гуминовых веществ, перегноя, которые вымываются из почвы и придают окраску воде, от жёлтой до коричневой. Окись железа окрашивает воду в жёлто – бурый и бурые цвета, глинистые примеси – в жёлтоватый цвет. Цвет воды может быть связан со сточными водами или органическими веществами.

Оборудование: стеклянная пробирка.

Ход работы: в прозрачную стеклянную пробирку налить 8-10мл. исследуемой воды и сравнить с аналогичным столбиком дистиллированной воды. Рассмотреть её на свету, определить цвет.

Оценка результатов: цветность выражается в градусах, используется таблица.

(Приложение № 1 таблица 1.)

Определение прозрачности воды.

Прозрачность и мутность воды определяется по её способности пропускать видимый свет. Степень прозрачности воды зависит от наличия в ней взвешенных частиц минерального и органического происхождения. Вода со значительным содержанием органических и минеральных веществ, становится мутной. Мутная вода плохо обеззараживается, в ней создаются благоприятные условия для сохранения и развития различных микроорганизмов, в том числе и патогенных. Мерой прозрачности служит высота водяного столба, сквозь который еще можно различать на белой бумаге шрифт определенного размера и типа. Метод дает лишь ориентировочные результаты.

Оборудование: стеклянный градуированный цилиндр с плоским дном; стандартный шрифт с высотой букв 3,5 мм.

Ход работы: определение проводят в хорошо освещенном помещении, но не на прямом свету, на расстоянии 1 м. от окна. Цилиндр помещают неподвижно над стандартным шрифтом. Цилиндр наполняют хорошо перемешанной пробой исследуемой воды, следя за чёткостью различения шрифта до тех пор, пока буквы, рассматриваемые сверху, станут плохо различаться. Высота водяного столба в сантиметрах, сквозь который текст можно прочитать, считается значением прозрачности воды.

Оценка результатов: измерение повторяют 3 раза и за окончательный результат принимают среднее значение, измеренное с точностью до 0,5 см. Вода по прозрачности бывает прозрачная, малопрозрачная, непрозрачная. Так, прозрачность питьевой воды должна быть не менее 30 см.

Исследование мутности.

Оборудование: стеклянная пробирка.

Ход работы: взболтать воду и налить её в пробирку, чтобы высота воды была равна 10 см., рассмотреть воду на свету, определить уровень мутности.

Оценка результатов: мутность воды может быть слабая, заметная, сильная.

Исследование осадка воды.

Оборудование: стеклянная пробирка.

Ход работы: рассмотреть исследуемую воду на свету.

Оценка результатов: осадок воды характеризуется: количественно – по толщине слоя; по отношению к объёму пробы воды – ничтожный, незначительный, заметный, большой; качественно – по составу: аморфный, кристаллический, хлопьевидный, илистый, песчаный.

Определение запаха воды.

Запах оценивается в баллах. Водой, не имеющей запаха, считается такая, запах которой не превышает 2 баллов. Запах обусловлен в первую очередь серо– и азотсодержащими органическими соединениями, образующимися в результате разложения органических веществ (как правило, отмершими растениями или экскрементами) в бескислородных и малокислородных условиях. Вода с выраженным запахом непригодна для жизни микроорганизмов, так как, либо ядовита, либо не содержит кислорода.

Оборудование: коническая колба ёмкостью 150–200мл.

Ход работы: 100 мл исследуемой воды при комнатной температуре наливают в колбу. Накрывают притертой пробкой, встряхивают вращательным движением, открывают пробку и быстро определяют характер и интенсивность запаха. Затем колбу нагревают до 60°С на водяной бане и также оценивают запах.

Интенсивность запаха воды определяют при 20 и 600С и оценивают по пятибалльной системе согласно требованиям таблицы. Запах питьевой воды не должен превышать 2 балла

Оценка результатов: запах определяется в баллах, используется таблица. (Приложение № 1 таблица 2, 3)

Определение вкуса воды

Оценку вкуса воды проводят у питьевой природной воды при отсутствии подозрений на ее загрязненность. Различают 4 вкуса: солёный, кислый, горький, сладкий. Остальные вкусовые ощущения считаются привкусами (солоноватый, горьковатый, металлический, хлорный и т.п.)

Ход работы : при определении вкуса и привкуса анализируемую воду набирают в рот (после определения запаха) и задерживают на 3–5 секунд, не проглатывая. После определения вкуса воду сплевывают.

Оценка результатов: интенсивность вкуса и привкуса оценивают по 5-балльной шкале. Для питьевой воды допускаются значения показателей вкуса и привкуса не более 2 баллов. (Приложение № 1 таблица 4)

Определение взвешенных частиц.

Этот показатель качества воды определяют путем фильтрования определенного объема воды через бумажный фильтр и последующего высушивания осадка на фильтре в сушильном шкафу до постоянной массы.

Оборудование : колба, фильтр, воронка, весы, сушильный шкаф.

Ход работы: для анализа берут 500-1000 мл воды и фильтруют её. Фильтр перед работой взвешивают. После фильтрования осадок с фильтром высушивают до постоянной массы при 105°С и охлаждают.

Оценка результатов: охлаждённый осадок с фильтром взвешивают.

2.3. Химические методы определения качества воды.

Определение жёсткости воды.

Оборудование: пластиковая бутылка, мыльный раствор.

Ход работы: набрать в бутылку 2/3 воды из родника добавить мыльного раствора и взболтать.

Оценка результатов: если пена обильная – вода мягкая, если пена не растёт “свернулась” – вода жёсткая[6].

Определение водородного показателя воды (рН).

В природных водах рН колеблется в пределах от 6,5 до9,5. норма – 6,5–8,5. если рН воды ниже 6,5 или выше 8,5, то это указывает на её загрязнение сточными водами.

Вода, сильно загрязненная органическими веществами животного происхождения и продуктами гниения, обычно имеет щелочную реакцию (рН>7), а вода, загрязнённая стоками промышленных предприятий, – кислую (рН<7).

Оборудование: пробы воды, универсальная индикаторная бумага; цветная шкала рН.

Ход работы: отобрать пробу воды из родника. Смочить индикаторную бумагу в исследуемой воде и цвет её сравнить со стандартной бумажной цветной индикаторной шкалой. Время выдержки бумаги в воде около 20 секунд.

Оценка результатов: pH определяется с помощью универсальной индикаторной бумаги, сравнивая ее окраску со шкалой. (Приложение № 1 таблица 4)

а) Если концентрация ионов водорода Н+ и гидроксид-ионнов ОН– в воде одинакова, её рН=7, водная среда считается нейтральной;

б) Если ионов Н+ больше, чем гидроксид-ионов, то рН<7, вода имеет кислотную реакцию;

в) Если же концентрация гидроксид-ионов превышает концентрацию ионов Н+, то рН>7, такая вода обладает основной, или щелочной реакцией.

Определение содержания ионов железа.

Оборудование: пробы воды, концентрированная азотная кислота, 20% раствор роданида аммония.

Ход работы: отобрать пробу воды из родника. В10 мл воды добавить 2 капли концентрированной азотной кислоты и 1 мл 20% раствора роданида аммония. Все перемешать и визуально определить приблизительную концентрацию железа по таблице .

Оценка результатов: визуальное определение приблизительной концентрации железа в исследуемом растворе. (Приложение № 1 таблица 6)[4].

Определение содержания ионов хлора

Много хлоридов попадает в водоемы со сбросами хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод. Количество хлоридов зависит от характера пород, слагающих бассейны. Хлорид-ионы можно обнаружить с помощью 10% раствора нитрата серебра.

Оборудование: 10% раствора нитрата серебра , пробирка.

Ход работы: в пробирку налить 5 мл. исследуемой воды и добавить 3 капли 10% раствора нитрата серебра.

Оценка результатов: приблизительное содержание определяется по осадку или помутнению. Помутнение будет тем значительнее, чем больше концентрация хлорид-ионов в воде. ПДК хлоридов в водоемах допускается до 350 мг/л. (Приложение № 1 таблица 7)

Определение содержания сульфат-ионов.

Оборудование: 5%-ный раствор хлорида бария, раствор соляной кислоты, пробирка.

Ход работы: в пробирку вносят 10 мл исследуемой воды, прибавляют 2–3 капли соляной кислоты и приливают 0,5 мл раствора хлорида бария.

Оценка результатов: по характеру выпавшего осадка определяют ориентировочное содержание сульфатов: при отсутствии мути – концентрация сульфат-ионов менее 5 мг-л; при слабой мути, появляющейся через несколько минут, – 5–10 мг-л; при слабой мути, появляющейся сразу – 10–100мг-л; сильная, быстро оседающая муть свидетельствует о достаточно высоком содержании сульфатов (более 100 мг-л). ПДК сульфатов в водоемах – источниках водоснабжения допускается до 500 мг/л[5,7,12].

3. Параметры качества воды

Всемирная Организация Здравоохранения (World Health Organization) – это учреждение ООН (Организация Объединенных Наций), основная функция заключается в решении международных проблем здравоохранения и охраны здоровья населения. 
"Руководство по контролю качества питьевой воды" – 1984 году (обновление и дополнение в 1992 году) – основной стандарт, по которому разрабатываются нормативы в других странах. Рекомендации ВОЗ – результат фундаментальных исследований, проводимых многие годы, и основаны на понятии Переносимого Суточного Потребления (ПСП). ПСП – это количество вещества в пище или воде в пересчете на массу тела (мг/кг или мкг/кг), которое может потребляться ежедневно на протяжении всей жизни без заметного риска для здоровья. 
В результате исследований были получены величины ПСП по основным потенциально вредным для человека веществам. На основе этих данных с применением сложной системы поправочных коэффициентов были разработаны нормы содержания основных вредных веществ в воде. Причем, что очень важно, при определении рекомендуемых величин для воды учитывалось поступление вещества из всех источников (с пищей, дыханием и т.п.). Такой подход гарантирует, что суммарное суточное потребление вещества из всех источников (включая питьевую воду, содержащую концентрацию этого вещества на уровне, равном или близком рекомендованной величине) не превысит переносимого суточного потребления.

Санитарные правила и нормы Российской Федерации. (СанПин ).

Перечень основных СанПин по воде.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1074-01
"Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества"
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1116-02
"Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества"
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1175-02
"Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников".

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 г. N 24 "О введении в действие санитарных правил".

На основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"* и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании,** утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 постановляю:

1. Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01", санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1116-02 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества, " санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников".

Гигиенические нормативы содержания вредных веществ в питьевой воде (Приложение 3) [3].

4. Результаты исследовательской деятельности.

Объектом исследования явился родник Кошара : примерный дебит составил 52л за 1 мин.

Произвели расчет: 52л 60 с = 0,86л/с;
0,86л/с х 60 с = 52 л/м
52 л/м х 60 м = 3120 л/ч
1920 л/ч х 24 ч = 74880 л/сутки

С помощью физических методов были определены показатели, характеризующие органолептические свойства воды.

Название родника t° C воды Цветность Мутность Прозрачность (см)
Кошара +8С 0 0 35 см
Количество осадка (мм) Качество
осадка
Интенсивность
запаха
Качество
запаха
Взвеш.
частицы
0 0 0 0 0,023 г.

Результаты анализа химических показателей родниковой воды

рН Общая жесткость Наличие ионов .
Ca2+ Мg2+ SO42- CO32- Fe2+ CL- Hg+
7 мягкая менее 5мг/л менее 0,05

Цветность воды составляет 0 градусов. При определении прозрачности высота водяного столба равна 35см, осадок отсутствует. Запах совсем не ощущается и составляет 0 баллов. При добавлении к воде мыльного раствора образовалась обильная пена – вода мягкая. Показатель рН равен 7.

Вывод: вода прохладная, прозрачная, без запаха и вкуса, в тонком слое бесцветная, а в толстом слое имеет голубю окраску, не содержит вредных примесей – пригодна для питья.

5. Социологическое исследование.

Был проведён социологический опрос жителей. Из опрошенных 100 человек 42 человека постоянно пользуются родниковой водой для приготовления пищи, для умывания, как лечебную воду. Не используют родниковую воду 58 человек по причине неудобного расположения родника от дома, сложившихся традиций и благоустроенности быта.

Большинство опрошенных отмечает, что вода в роднике достаточно чистая и её не нужно кипятить.

Как вы оцениваете качество воды в роднике?

Каково ваше отношение к роднику?

Как вы оцениваете экологическое состояние прилегающей к роднику территории?

Как вы думаете, что произойдёт с родником в будущем?

Заключение.

Вода имеет очень большое значение в жизни растений, животных и человека. Совершенно очевидна потребность населения в чистой, прозрачной, без цвета, вкуса и запаха, питьевой воде. В своей работе я подобрал и освоил методики эксперимента, позволяющие выявить органолептические и физико-химические свойства воды. Провел исследование качества питьевой воды одного из родников нашего района. Полученные результаты проанализировал. По результатам анализов воду родника Кошара можно считать экологически безопасной. Был проведен социологический опрос с целью изучения общественного мнения об использовании воды родника.

В настоящее время уделяется огромное внимание охране окружающей среды и в частности естественных водоёмов. В современных условиях важное значение приобрела проблема рационального использования и охраны водных ресурсов. Сохранение запасов питьевой воды, ее экономное использование – одна из актуальных проблем, решение которой является важной государственной задачей, но, вместе с тем, в значительной степени зависит от каждого из нас.

Для того чтобы родники оставались чистыми в Переволоцком районе была разработана программа “Родники”, цель которой – обустройство и грамотная эксплуатация родников, сохранение их для настоящего и будущего поколения, а так же экологическое воспитание и просвещение.

Принимая участие в этой программе волонтёрами школы, совместно с администрацией Южноуральского сельского совета было решено:

1. Исследовать состояние родников, расположенных вблизи населенного пункта ст. Сырт.
2. Вести контроль над состоянием родников, осуществлять своевременный уход (очистка родника, уборка мусора).
3. Продолжить мероприятия по благоустройству родников.