Конспект занятия по социально-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста "Фея доброты"

Разделы: Работа с дошкольниками, Социальная педагогика, Коррекционная педагогика


Цель: формирование положительного отношения к другим людям, развитие социальных чувств и просоциальных действий.

Оборудование и материал. Музыкальный центр с аудиозаписями, дидактическая кукла Гном, гуашь, мука, растительное масло, соль, вода, емкости ля замеса красок, детские фартуки, салфетки, коврики для релаксации.

Ход занятия.

1. Круг объединения <Рисунок 1>

Цель: объединение группы, настрой на совместную деятельность.


Рис. 1

Все мы дружные ребята. Мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботится, мы знаем
Никого в беде не бросим.
Не обидим, а попросим

(Дети садятся на стульчики, которые расставлены по кругу.)

2. Сказка. <Рисунок 2>


Рис. 2

 

Цель: формирование социальных чувств и просоциальных действий.

Жила – была на свете фея Доброты. Её сердце было большим, добрым и любящим.

Она очень любила цветы, деревья и кустарники. Когда летом стояла засуха, она просила своего друга Быстрого ветерка пригнать из-за моря тучки с теплым летнем дождем. Фея также помогала маленьким зайчатам и бельчатам найти их маму, когда они терялись в лесу. А к мальчикам и девочкам она приходила во сне. Учила их дружить, помогать друг другу, заботиться о старших.

И вот однажды, проснувшись рано утром, фея Доброты, увидела, что все краски вокруг исчезли. Не было больше разноцветных красок. Мир стал серым и тусклым. А взрослые, дети и даже животные стали болеть странной болезнью. Они стали печальными, их покинула радость.

И решила фея Доброты вновь раскрасить землю разноцветными красками. У неё был необыкновенный рецепт волшебных красок. Слушайте и запоминайте! Чтобы краски были наполнены солнечным теплом и светом, нужно взять муку из желтых пшеничных колосков. Чтобы все было наполнено мудростью и знанием, добавить горстку соли. Чтобы краска растеклась по всему Свету – добавить маслице. А чтобы она никогда не смывалась – добавить клей.

Призвала фея Доброты к себе в помощники “маленьких волшебников”. Ребята, хотите стать маленькими волшебниками и помочь фее Доброты?

За педагогом дети проходят к столу.

Маленькие волшебники, давайте вспомним, все ли у нас есть для приготовления волшебных красок? Чего не хватает. (Дети вспоминают состав волшебных красок и замечают, что не хватает воды). В пещерке, где живет маленький гномик, есть родник с чистой водой.

3. Тренинг узнавания эмоций по внешним сигналам. <Рисунок 3 > <Рисунок 4> <Рисунок 5>

Цель: Развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению.

– Ребята, гномик хочет с вами поиграть. По выражению его лица отгадайте, какое у него настроение? Скажите, когда у вас бывает такое настроение. (Я радуюсь, когда… Я злюсь, когда… Я печалюсь, когда… Я бываю спокойным, когда…) Постарайтесь сами передать такое настроение с помощью мимики лица и выразительных движений тела.


Рис. 3

Рис. 4 Рис. 5

 После игры, гномик дает детям кувшин с водой. Дети возвращаются к столу.

4. Творческая часть задания.

Цель: эмоциональное сближение, сплоченность группы, развитие творческого воображения. Расширение сенсорного опыта (обоняние, осязание).

Дети садятся за круглый стол. Перед каждым ребенком прозрачная ёмкость для замеса красок, салфетки. В центре стола пустая коробка с невысокими бортами.(модель не раскрашенного мира). Дети надевают фартуки.

Ну, что ж, маленькие волшебники, начинаем готовить краски. <Рисунок 6 > Что бы все вокруг было наполнено солнечным светом и теплом, что мы возьмем?


Рис. 6

 

– Муку.

Что бы все было наполнено мудростью и знанием добавляем…

– Соль. <Рисунок 7>


Рис. 7

Что бы краски растеклись по всему свету, добавим…

– Чистой родниковой воды.

А что бы не было для красок никаких препятствий добавим…

– Масло.

Что бы краски были прочными добавляем…

– Клей.

Все компоненты, так называемых волшебных красок, дети смешивают пальчиками. Им предлагается почувствовать на ощупь, сравнить между собой соль и муку, масло. Почувствовать запах йодированной соли, не рафинированного подсолнечного масла, муки.

А теперь каждый маленький волшебник добавляет любимый цвет в свою краску.

Каждому ребенку добавляется по его желанию гуашь в его емкость. После того, как “краска” получилась однородной и вязкой, дети по очереди выливают частями свою краску в коробку. <Рисунок 8>

 Полюбуйтесь, маленькие волшебники на свою работу. Вы сделали очень полезную и добрую работу – помогли фее Доброты сделать мир вновь разноцветным и радостным. <Рисунок 9>


Рис. 8


Рис. 9

А теперь маленьким гномикам пора отдохнуть.

5. Релаксация. Звучит релаксационная музыка.

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.

Реснички опускаются, глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2 раза). Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают.
Отдыхают, засыпают(2 раза)
Шея не напряжена и рас-слаб-лена.
Губы чуть приоткрываются. Все чудесно расслабляется (2 раза)
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело и расслаблено все тело.
Медленная музыка заканчивается. Пауза.
Начинает звучать бодрая музыка.
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем
Их повыше поднимаем.
Потянуться, улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать.

Вы опять стали мальчиками и девочками.