Основы сценического движения

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Действие – это основа основ актёрского искусства. Именно поэтому, помимо способности к глубоко личностному переживанию судьбы своего героя, для актёра неоценимо важны способы пластического, внешнего выражения богатого внутреннего содержания. Искусство владения своим телом на сцене предполагает чистоту движений, их смысловую определённость, строгую количественную и качественную отобранность. Всё должно быть в них точно и конкретно: смысловые оттенки движений, их скорость, сила, величина.

Искусство движения на сцене основывается на многих умениях и навыках, как общего, так и частного порядка. Одни из них способствуют развитию определённых психофизических качеств, другие оснащают практическими навыками. Отделить их друг от друга невозможно: как трудно овладеть практическими навыками, не развив в себе предварительно необходимых качеств, так и общие качества трудно развивать в отрыве от конкретных навыков.

В пользу преимущественного внимания к совершенствованию психофизических качеств склоняет все более печальное, сегодня уже почти трагическое, состояние физических качеств детей и подростков, поступающих на обучение в Образцовый детско-юношеский театр-студию «Гелиос». Всё чаще перед педагогом встаёт задача не столько совершенствования психофизических качеств, развития их в сторону пригодности для сценической деятельности, сколько задача восстановления хотя бы нормального, с бытовой точки зрения, состояния аппарата юного актёра.

Именно с целью решения этих проблем и была создана данная программа «Основы сценического движения». Традиционно в этом предмете выделяют два главных раздела: совершенствование телесного аппарата и освоение специальных сценических навыков. При составлении этой программы учитывались оба этих, несомненно, важных направления в обучении, которые должны развиваться параллельно, без перекосов в какую-либо сторону.

Программа является частью образовательной комплексной программы Образцового детско-юношеского театра-студии «Гелиос». Она направлена на решение ряда педагогических задач, связанных с общими процессами обучения, воспитания и развития, а не только с задачами художественной педагогики.

Программа «Основы сценического движения» построена, прежде всего, на обучении воспитанников саморегуляции и налаживанию межличностных процессов. Деятельность педагога направлена на выработку произвольного внимания, рабочей мобилизации, умения распределять ответственность, умения читать поведение другого человека и правильно выбирать свой тип поведения для решения жизненных задач.

Программа предполагает быструю адаптацию вновь прибывших детей в группах с постоянным контингентом, в любой временной период учебного года.

Цели программы:

  • Воспитание пластической культуры тела студийцев.
  • Развитие изначальной природной одарённости воспитанников.
  • Обучение основам сценического движения и акробатики.

Задачи программы:

В воспитании:

  • Воспитать социально адекватную личность, способную к активному творческому сотрудничеству;
  • Воспитывать в студийцах творческую потребность постоянного самосовершенствования культуры тела путём индивидуального тренинга и самосовершенствования;
  • Воспитать дух командности, взаимовыручки и поддержки в группе.

В развитии:

  • Развить физические возможности тела, свободу в обращении со своим физическим аппаратом.
  • Развить лёгкость движения, ловкость и подвижность, повышение общего тонуса;
  • Способствовать развитию творческой инициативы в сфере пластики;
  • Развивать воображение, фантазию, память и наблюдательность.

В обучении:

  • Совершенствование физических и психофизических качеств;
  • Научить всему комплексу упражнений и приёмов, необходимых для работы над пластическим воплощением образа;
  • Выработать у студийцев способность легко осваивать новые движения, приобретать любые новые навыки и умения.

Следует отметить, что при поступлении в театр-студию «Гелиос» дети не отбираются по каким-либо данным или же конкурсу. Для приёма ребёнка в группу необходим, прежде всего, его интерес к театральному искусству и желание развиваться в этом направлении, познавать многогранный, необъятный мир театра. Приём производится на основе заявления родителей ребёнка. Программа «Основы сценического движения» рассчитана на 3 года обучения. Возраст детей от 9 до 14 лет. В группе первого года обучения - 10-12 воспитанников, в группе второго года обучения количество воспитанников может составлять 8-10 чел, в группе третьего года обучения - 6-8 чел.

Занятия в группах среднего звена проходят 2 раза в неделю по 3 часа (45 минут занятие, 15 минут перерыв и т.д.), в год это составляет 216 часов. В группах 2-го года обучения индивидуальные занятия составляют 1 час в неделю.

Первый год обучения.

На первом году обучения основным направлением работы является, несомненно, развитие физических данных тела, что подразумевает под собой, прежде всего, приобретение вполне конкретных механических навыков. В первую ведётся работа по раскрепощению мышц, освобождению их от зажимов, приведение их в тонус. Происходит знакомство с возможностями собственного тела, анализ индивидуальных особенностей физического аппарата каждого конкретного студийца. Прикладываются целенаправленные усилия в области развития гибкости, выносливости, силы, ловкости мышечного аппарата. Студийцы знакомятся с простейшими акробатическими элементами и пробуют свои силы в их выполнении. Уже освоенные элементы каждый воспитанник пробует объединять в тематические пластически-акробатические зарисовки.

Итогом творческой работы группы на первом году обучения является показ этих зарисовок, которые могут быть использованы в концертных мероприятиях, а так же, эпизодическое участие в пластических сценах спектаклей театральных групп.

Цели

  • Формирование начальных навыков реакции, решительности, динамичности.
  • Развитие координации, подвижности различных частей тела.
  • Воспитание общей культуры поведения и общения в творческом коллективе.

Задачи

В обучении:

  • Научить координации движений всех частей тела по отдельности и вместе.
  • Научить элементарным акробатическим упражнениям.
  • Научить правильной группировке тела и технике сценических падений.
  • Научить верно оценивать возможности своего тела и учитывать свои индивидуальные особенности при распределении нагрузок.

В развитии:

  • Развивать физические возможности тела через пластический тренинг и ознакомление с простейшими акробатическими элементами.
  • Развивать творческое воображение студийцев через создание пластических и акробатических зарисовок в условиях сценической площадки.
  • Развивать внимание, память, наблюдательность путём воссоздания на сценической площадке пластических образов, взятых из окружающего мира.

В воспитании:

  • Воспитать у студийцев чувство сценического пространства.
  • Воспитать навык постоянного контроля над собственным телом.
  • Воспитать чувство ответственности за партнёра.

К концу первого года обучения воспитанник должен:

Знать:

  • Правила техники безопасности поведения на занятиях по сценическому движению.
  • Элементарные теоретические понятия: «потягивание», «фиксация», «отказ», «поддержка» и т.д.
  • Комплекс упражнений на раскрепощение мышц.
  • Безопасные способы растяжки мышц.
  • Индивидуальные особенности своего тела и учитывать их при выполнении сценических упражнений.

Уметь:

  • Простейшие акробатические элементы: кувырки, колёса, стойки, перекаты.
  • Самостоятельно подготовить тело к выполнению физических упражнений.
  • Правильно распределить нагрузку на мышцы.
  • Воспроизводить посредством своего тела на сценической площадке повадки и особенности движений разных животных.
  • Группироваться при выполнении различных видов падений.
  • Верно выполнять подстраховку партнёра при выполнении акробатических элементов.

Второй год обучения.

Пластика – сложнейшая синтетическая дисциплина. Она имеет дело не только с тренировкой человеческого тела, но и обращается к интеллекту, эмоциональной сфере человека. Занятия пластикой направлены, прежде всего, на гармонизацию взаимодействия тела, разума и эмоций каждого отдельного человека и гармонизацию его взаимодействий с миром.

Цели

  • Достижение абсолютной мышечной свободы, лёгкости и уверенности в работе с собственным телом, смелое освоение физических навыков, снятие зажимов и избавление от неуверенности и страха.
  • Формирование навыков координации движений, реакции, динамичности, прыгучести, физической силы.
  • Воспитание общей культуры поведения и общения в творческом коллективе.

Задачи

В обучении:

  • Расширить диапазон двигательных возможностей.
  • Обучить технике выполнения сложных акробатических элементов, балансов и поддержек.
  • Обучить равномерному непрерывному движению.

В развитии:

  • Развивать гибкость и пластичность студийцев.
  • Развивать творческое воображение студийцев через создание пластических и акробатических этюдов.
  • Развивать способность мыслить пластически через создание этюдов и номеров.

В воспитании:

  • Научить студийцев решать проблемные ситуации, возникающие при творческом сотрудничестве в коллективе
  • Пробудить потребность к творческой деятельности.
  • Воспитание пластичности и музыкальности.

К концу второго года обучения воспитанник должен:

Знать:

  • комплекс подготовительных упражнений к выполнению сложных элементов;
  • 10-12 видов растяжки ног, рук, спины;
  • понятия «баланс», «сед», «поддержка»;
  • технику выполнения освоенных акробатических элементов
  • технику безопасности поведения на занятиях по пластике

Уметь:

  • выполнять простые и сложные поддержки;
  • выполнять 8-12 видов балансов (одиночные, парные, групповые);
  • воссоздать в этюде узнаваемый пластический образ, взятый из окружающего мира;
  • через пластические образы выражать свой взгляд на действительность;
  • провести полный комплекс разминки и растяжки;
  • объяснить технику выполнения балансов, поддержек, акробатических элементов.
  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (см. приложение №1)
  2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (см. приложение №4)
  3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (см. приложение №2)
  4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (см. приложение №5)

Функции педагога при групповой работе:

  1. контролирует;
  2. отвечает на вопросы;
  3. регулирует споры;
  4. даёт направление творческой деятельности.
  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (см. приложение №3)

УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

  • светлое, просторное репетиционное помещение, застеленное ковролином;
  • театральный зал с полностью оборудованной сценой;
  • наличие музыкальной аппаратуры;
  • наличие методических пособий;
  • наличие костюмов, декораций, реквизита;
  • наличие фонотеки с различной музыкой;
  • стулья для воспитанников;
  • наличие матов и гимнастических снарядов;
  • возможности для документальной видео и фото съемки.

Литература, используемая для написания программы:

  1. Вербицкая А.В. «Основы сценического движения» - М.: ГИТИС, 1983
  2. Гиппиус С.В. «Гимнастика чувств» - М., 1987.
  3. Дрознин А. Б.«Физический тренинг по методике А. Дрознина» - М.: ВЦХТ, 2004.
  4. Ершова А., Букатов В. «Актёрская грамота – детям» - С.-П., 2005.
  5. Морозова Г.В. «Сценический бой» - М.: ВЦХТ, 2004.
  6. Немеровский А. «Пластическая выразительность актёра» - М., 1982.