Какими бывают камни. Детское экспериментирование как средство познания окружающей среды

Разделы: Экология


Программное содержание:

  1. Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.
  2. Расширить представление о ценных породах: граните, графите, щебне, каменном угле.
  3. Развить интерес к камням, умение обследовать их и называть их свойства(крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, красивый).
  4. Дать представление о том, что камень тяжелее воды, и тверже дерева.
  5. Формировать понятие о том, что камни бывают речными и морскими (речные имеют разнообразную форму, острые углы; морские камни всегда округлой формы, гладкие). Что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог и др.
  6. Воспитывать у детей чувство сострадания к сказочному персонажу, желание придти на помощь.

Материалы:

  • разнообразные камни:
    • морские, речные,
    • каменный уголь,
    • гранит,
    • графит,
    • щебень;
  • Домик Наф-Нафа, шкатулка;
  • игрушка-поросенок, лупы;
  • кусочки пластилина, гвозди;
  • молоток, морковка, тазик с водой;
  • карточка с изображением маленьких человечков.

Предварительная работа: сбор коллекции камней, чтение сказок «Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов», оформление выставки.

План и приемы обучения.

Дети, послушайте мою загадку:

В сережках у мамы огнем он горит
В пыли на дороге ненужным лежит
Меняет он форму, меняет он цвет
А в стройке годится на тысячу лет
Тяжелый большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал.

- А какой сказочный герой построил дом из камней? (Наф-Наф, «Три поросенка».)

- Он прислал нам приглашение в гости. Пойдем?

Приходим к домику Наф-Нафа.

- Дети где же Наф-Наф?

Находим записку:

«Ваш поросенок у меня. Я его похитил, когда он вышел погулять. Вы можете его спасти, если поможете мне понять, почему я не смог сломать домик из камней и расскажете мне о свойствах камней. Я для вас приготовил задания. Так что ищите камушки, Я вас жду.»
Серый волк.

- Дети, поможем Наф-Нафу?

Только где мы камни возьмем?

- Дети, а в какой сказке подземные жители собирали камушки? («Белоснежка и семь гномов».)

- Согласно легенде сказочные гномы очень любят морковь. Люди верили, если вечером оставить ее в лесу, то наутро в этом же месте обнаружишь клад или драгоценный камень. Давайте проверим эту легенду. Вот и морковка у меня есть (кладу морковку под елочку и предлагаю детям закрыть глаза).

- Дети, посмотрите, а ведь и вправду в легенде говорится: на месте морковки клад (достаю коробку, пытаемся открыть – не получается. Находим отверстие в коробочке).

- Дети, как вы думаете что там?

Предлагаю детям по очереди доставать камушки. Каждый ребенок рассказывает об особенностях своего камня (гладкий, шероховатый, угловатый, с острыми краями, холодный, теплый, тяжелый, легкий).

- Дети, можете поиграть с камушками.

Предлагаю игру. «Найди свой камень» – на ощупь.

Рассмотрим камни под увеличительным стеклом (лупой).

- Все ли камни одинаковые? Давайте выложим камушки вряд, начиная от самого большого.

Предлагаю найти самый гладкий камушек. Почему у него нет острых углов? (вода двигает камни, ударяя их друг о друга, трутся они о песок- острые углы постепенно исчезают, камушки становятся гладкими.

- А теперь найдите речные камушки. Какие они? (Шершавые, неровные, разной формы с острыми углами.)

- Дети, нам же нужно спешить к Наф- Нафу. Надо выполнить задания волка. Отправляемся в путь.

Задание 1.

Куча камней перемешанной с кусочками пластилина.

Задание: отобрать камни.

Проверяем: в одну руку берем камень в другую пластилин.

Сжать обе ладони. Сравнить, что произошло с камешками, а что с пластилином. Почему?

Делаем выводы: камень твердый, тверже пластилина.

Задание 2.

- Что тверже дерево или камень. Давайте проверим.

- Я возьму молоток, гвозди и брусок из дерева. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево.)

- А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Не получается. Почему?

Предлагаю 1-2 детям попробовать вбить гвозди в дерево и камень.

Делаем вывод: камень тверже дерева.

Подходим к реке.

- Дети, посмотрите какой интересный мостик. Из чего он сделан? (Из камней.)

- Давайте пройдем по нему.

Физкультурная минутка.

«По каменному мостику»
Шагают наши ножки
По камушкам по камушкам
В ямку – бух.

Дети проходят по мостику.

- Дети, что вы чувствовали, когда шли по каменному мостику?

- Этот мостик не простой, он волшебный. Он лечебный: камушки массируют стопы ног, и это закаляет организм. Поэтому по такому мостику ходить очень полезно.

- А можно ли строить большие мосты из камня? (Да они прочные.)

Задание 3.

- Что будет, если бросить камень в воду? (Дети высказывают свои гипотезы.)

- Бросаю камушек – что происходит? (Круги на воде, камень утонул.)

Дети сами бросают камни в воду, трогают их в воде, вынимают.

- Что изменилось? Какого цвета мокрые камни по сравнению с сухими?

Вывод: камень тяжелее воды, от воды меняет цвет.

Задание 4.

- Из каких маленьких человечков состоят камни (на карточке обвести твердого человечка).

- Дети, а хорошо или плохо, что камень твердый? (Хорошо: из него можно сооружать прочные постройки; камни красивые – ими можно любоваться. Плохо: Тяжелый, если упадет на ногу – больно; холодный, на нем нельзя сидеть и т.д.)

- Вот мы и дошли до волка. Где же он?

- Мы выполнили все твои задания, волк. Отдавай нам Наф-Нафа! Не хочет.

- А давайте попугаем волка. Только вот как. У нас же кроме камней ничего нет. А давайте постучим камень о камень, что получит?

Дети стучат камнями.

Делают вывод: камни издают звук.

Выходит Наф-Наф. Говорит, что волк испугался шума и убежал.

Забираем Наф-Нафа и возвращаемся к домику. Водим хоровод вокруг Наф-Нафа под песенку «Я конечно всех умней...»

Наф-наф благодарит детей за помощь.

Итог занятия.

- Что нового мы сегодня узнали про камни?

Игра «Камень, брошенный в пруд».

Пример: Камень тяжелый – что еще бывает тяжелым? Дети перечисляют ..., камень твердый – что еще бывает твердым? и т.д.