Высотная поясность. 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Цели:

  • сформировать представление о закономерностях смены природных условий в горах, закрепить знания о высотной поясности, познакомить с ПТК альпийских и субальпийских лугов, формировать обзор гор;
  • развивать интерес к изучаемому материалу, развивать память, мышление, познавательную активность, совершенствовать умения работать с картой, применять полученные знания на практике;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: видео проектор, физическая карта России, карта природных зон, карточки для работы в группах, фломастеры, ватманы, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объяснение нового материала.

1. Рассказ учителя (выступление сопровождается показом слайдов). Презентация.

Горы, заметно возвышаясь над земной поверхностью, представляют своеобразную особенность пейзажа и часто отличаются значительными размерами. Пушкин писал в своём стихотворении:

2. Объявление темы и целей урока.

Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Как вы уже поняли из стихотворения, речь пойдет о горных системах.

Тема нашего урока: “Высотная поясность”.

Объявление темы и целей урока.

Как вы уже поняли из рассказа, сегодня мы будем знакомиться с высотной поясностью и поговорим о закономерностях смены природных условий в горах.

3. Какие горы находятся на территории России?

(Кавказ, Урал, Алтай) – правильно.

Рассмотрим картосхемы этих горных сооружений.

Уральские горы – протягиваются с севера на юг более чем на 2000км

– Чем отличается высотная поясность Северного Урала от Южного Урала?

Как бы горы небыли высоки в тундре будет только 2 природные зоны.

Юг Сибири (схема).

В горах Юга Сибири (Алтай, Западный Саян, Восточный Саян, горы Прибайкалья и Забайкалья) отчетливо выражена высотная поясность. В горах выделяется несколько высотных поясов: Какие? (Горно-степной, горно-таёжный и высокогорный). – Почему тайга бывает темнохвойной и светлохвойной?

Северный Кавказ (схема).

Кавказ – обширная территория между Черным, Азовским и Каспийским морями. Природные условия Кавказа изменяются от субтропиков до вечных снегов и льдов в области Большого Кавказа.

– С чем связана сложная структура высотной поясности Кавказа?
– Какие зоны расположены у подножий гор?

Понятие о высотной поясности.

А) Высотная поясность(вертикальная) – это закономерная смена природных условий, природных зон, ландшафтов в горах.

Б) Закономерная смена климата, почв, растительного и животного мира с поднятием в горы называется – высотной поясностью. (Запишите определение в тетрадь)

– Почему в горах происходит смена ПТК? (Понижение температуры.)
– Горы оказывают влияние на природу, если да то как?

(Холодный климат; Низкое атмосферное давление; Мало кислорода; Больше ультрафиолет лучей).

– В каких горах богаче природа?

Закономерность расположения природных зон. Запишите их в тетрадь.

Чем выше горы, тем больше набор природных зон (многоэтажность).
Чем ближе к экватору, тем разнообразнее природные комплексы в горах.
Смена природных зон в горах схожа со сменой природных зон на равнине, с юга на север.
Первая природная зона у подножья та, в которой находятся горы.

4. Закрепление изученного.

1. Практическая работа.

Сегодня у каждого сочинца, да и не только у него, а у всех жителей нашей необъятной Родины, на устах трепетные слова: “Сочи – столица Зимней Олимпиады 2014 года!”

Чем привлек Международный Олимпийский комитет этот необыкновенный уголок Сочи? Почему выбор пал именно на него? Чем обладает Красная Поляна – хрустальное сердце Сочи?

Давайте, опираясь на различные источники информации, попытаемся найти и обосновать доводы – “За” и “Против”, но будем очень стараться, чтобы отыскать все аргументы “За”

С этой целью попробуем создать образ Красной Поляны.

Нам это сделать не трудно, потому что каждый из нас хоть раз побывал в этом уникальном уголке страны.

Что вам известно о Красной Поляне?

Ученики: примерные ответы детей. (Здесь всегда зимой лежит снег и можно покататься на лыжах и санках. Здесь есть канатная дорога и можно подняться высоко в горы; это любимое место отдыха Президента Владимира Владимировича Путина; здесь можно летом совершить сплав по реке Мзымте; в краснополянской школе есть музей защитников Кавказа; Поляна богата минеральными водами…)

Учитель: Молодцы! Уже есть начало.

А теперь организуем работу в группах по созданию географического, исторического и художественного образа Красной Поляны, выявим ее уникальность.

На столах у вас карты, фотографии, журналы, проспекты.

Постарайтесь с помощью информационного материала увлекательного рассказать об особенностях географического положения и природы, связав это с высотной поясностью.

Задание:

1-я группа: Приложение 1;
2-я группа: Приложение 2;
3-я группа: Приложение 3;
4-я группа: Приложение 4;
5-я группа: Приложение 5.

(Идет работа в группах – 10 мин.)

Учитель объявляет об окончании работы

Свои маршруты учащиеся запечатлели на ватманах, с объяснением на поставленный вопрос.

Учитель анализирует работу групп, дает им оценку.

5. Итог урока.

– О какой природной зоне мы говорили на уроке?
– Чем высотная поясность отличается от других природных зон?

Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

Параграф 31 с. 189–190.