Индивидуальное логопедическое занятие "Путешествие по Волге"

Разделы: Логопедия


Цель: автоматизация звука “Л” в словах и словосочетаниях, отработка артикуляционных и слуховых образов звука.

Задачи: развивать слуховое и зрительное внимание и память на основе повторения слов. Развивать фонематический анализ и синтез слов. Упражнять в словоизменении и словообразовании слов и умении управлять компьютерной мышью. Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование: корабль – лего, ноутбук, магнитофон, картонные силуэты мальчика и девочки, флажки; животных: лошадь, слон, белка, крокодил; мяч резиновый, лодка деревянная напольная, руль; демонстрационная картина-остров; предметные картинки: плот, лодка, палка, пила; карточки – слоги: пи, ла; антонимы (веселая – грустная; добрый – злой); дидактическое пособие: “звуковой домик”.

Лингвистический материал: Мила, Павел, Волга, плыли, плот, лодка, палка, пила, молоток, отплыли, заплыли, переплыли, доплыли, приплыли лошадь, слон, белка, крокодил, белка веселая, крокодил злой, стол, сто, волк, вол, флаги.

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Вспомни, какой звук мы учили произносить на прошлом занятии (звук Л).
– Правильно.
– Сегодня на занятии мы будем произносить слоги и слова.

II. Основная часть.

1. Сюрпризный момент.

– Посмотри, к нам на занятие приплыли Мила и Павел на корабле.
– Назови имена детей? (Мила, Павел.)
– Что они делали? (Плыли.)

2. Произношение звука Л в словах.

– Подумай, как могла называться река, по которой они плыли? (Волга.)
– На чем еще можно плыть по реке? (Показ картинок: плот, лодка; если ребенок затрудняется ответить.)
– Молодец!

3. Деление слова на слоги.

– Как ты думаешь, с помощью каких инструментов можно сделать лодку? (С помощью пилы, молотка и гвоздей…).
– Сколько слогов в слове пила? (В слове пила два слога.)
– Прочитай, какой первый слог? (Пи).
– Какой второй слог? (Ла).
– Прочитай все слово. (Пила).
– Молодец!

4. Физкультминутка: “В лодке”.

(Повторение за диктором чистоговорок с движением штурвала.)

5. Игра: “Слог да слово”.

– Я произнесу первую часть слова, а ты добавишь к ней вторую: “плыли”.

– От (
– За
– Пере
До
При
(отплыли)
(заплыли)
(переплыли)
(доплыли)
(приплыли)
 

6. Обитатели острова.

– Посмотри, мы приплыли на остров. Сколько много здесь обитателей!
Давай всех назовем (лошадь, слон, белка, крокодил).

7. Произношение звука Л в предложениях. Слова “ противоположности”

– Белка какая? Грустная или веселая? (Белка веселая.)
– Крокодил какой? Добрый или злой? (Крокодил злой.)

8. Фонематический анализ и синтез.

“Засели обитателей острова в квартиры”.
– В первый подъезд, тех жителей в названии которых, звук Л стоит в начале слова.
– Во второй подъезд, тех жителей в названии которых, звук Л стоит в середине слова.
– В третий подъезд, тех жителей в названии которых, звук Л стоит в конце слова.

9. Компьютерная игра “Фокусник”.

– Какую букву нужно убрать в слове, чтобы получилось другое слово?
(Стол – сто; волк – вол.)

III. Итог.

Молодец, Юля. Ты сегодня хорошо занималась и правильно произносила звук “Л” в словах.
Наше путешествие подходит к концу. Оно тебе понравилось? (Понравилось.)
Мила и Павел говорят тебе до свидания и собираются плыть домой.
Давай сделаем им подарок, украсим корабль флажками.
Чем ты украсишь корабль? (Флажками.)
Мила и Павел остались довольны твоими подарками.
До свидания Мила и Павел.