Чтение слов с изученными буквами. Переносный смысл слов. Зависимость смысла предложения от порядка слов

Разделы: Начальная школа


Цель урока. Закрепить знания учащихся об изученных буквах.

Задачи. Образовательные:

закрепить знания учащихся об изученных буквах; закреплять умения проводить звукобуквенный анализ слова; формировать творческую активность учащихся; формировать фонематический слух.

Воспитательные: содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

Развивающие: развивать наблюдательность; развивать и обогащать речь учащихся; развивать познавательный интерес к чтению.

Ход урока

Организация учащихся.

Ребята, возьмитесь за руки, посмотрите на соседа слева и улыбнитесь, а теперь посмотрите на соседа справа и тоже улыбнитесь ему, обернитесь назад и улыбнитесь нашим гостям

Слайд 1

Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать старательно,
А слушать внимательно.

Слайд 2

Целеполагание.

Сегодня на уроке мы ещё узнаем новое о словах русского языка, а вот что именно, вы мне скажете в процессе нашей работы; научимся их употреблять в нашей речи и обогатим наш словарный запас.

Работа по теме урока.

– Отгадайте загадку.

Кто в лесу глухом живёт?
Неуклюжий, косолапый.
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.

– Как вы догадались?

Слайд 3

О медвежьей спячке всем известно, но вот лапу он совсем не сосёт – это выдумки. Крепко спит медведь зимой, а аппетит у него разыгрывается только весной. Но не дай бог встретиться в лесу с шатуном – голодным медведем – смертником, не уснувшим на зиму или разбуженным: он опасен для всех.

– Составить схему слова “медведь”

– Проверка.

– Сколько слогов в этом слове?

– Почему?

– Назовите первый слог.

– Назовите второй слог.

– На какой слог падает ударение?

– Назовите звук, который обозначен буквой “д”

– Какой он?

– Какое несоответствие произношения и написания вы заметили в этом слове?

– Как проверить?

– Составить предложение о медведе по схеме.

Слайд 4

– Каким изображают медведя в сказках?

– В сказках медведь косолапый, неуклюжий, да, пожалуй, ещё немного глуповатый – обмануть его, простака, ничего не стоит.

Видео

Но на самом деле это умный, ловкий, быстрый, очень сильный, хитрый зверь. Когда крадётся за добычей, ни одна веточка не хрустит под его тяжёлыми лапами, а убегает от кого – нибудь, не догнать. Но на вид он действительно нескладный, добродушный, да и соня к тому же.

– Когда человека называют медведем?

– Почему?

– О ком говорят, что ему медведь на ухо наступил?

– У кого нет, совершенно музыкального слуха, ведь медвежье рычание никак уж не похоже на пение.

– На кого сейчас мы перенесли качества медведя?

– Значит, какое значение имеют эти слова?

– Переносное.

– Когда говорят медвежья услуга?

– Когда хотели сделать хорошо, а получилось плохо.

Физминутка

Медвежата в чаще жили
Головой они крутили
Вот так, вот так.
Головой своей крутили.
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали
Вот так, вот так.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили,
А потом они плясали,
Лапы дружно поднимали
Вот так, вот так.
Лапы дружно поднимали.

– Вспомните произведение, как медведь с человеком дружил и что из этого вышло.

Это русская народная сказка в пересказе А.Н.Толстого “Мужик и медведь”

Чтение отрывка из сказки: “Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришёл к нему медведь:

– Мужик, я тебя сломаю.

– Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

– Найдите и прочитайте слова медведя. --Каким голосом надо их прочитать? (Грубым, сердитый медведь)

– А что ему ответил мужик?

– Каким голосом надо прочитать слова мужика? (Ласково, мужик заискивает перед медведем)

– Чтение по ролям.

– Если вам интересно узнать, что было дальше, найдите эту книгу и прочитайте всю сказку

Работа с учебником. Закрепление.

Откройте учебник на странице 52.

– Рассмотрите рисунки, по какому принципу их можно объединить в пары?

– В каких случаях нас так называют?

– Роза. (Когда человек становится с каждым днём лучше и краше, ему говорят: ну ты как роза распускающаяся)

– Орёл. О ком говорят: “Орлом глядит” – значит очень внимательно, зорко.

– Пчела. В каком случае нас так называют? Когда человек очень трудолюбивый.

– Разбойник. А когда нас так называют? Когда безобразничают и не слушают замечаний.

– Сорока. А когда человека сравнивают с этой птицей? Когда он много болтает.

– Поросёнок. А когда вы бываете такими? Когда грязные.

Итог урока.

Солнышко. А когда вас называют солнышками?

Вы сегодня тоже были как солнышки и порадовали меня своей работой на уроке. На память об этом уроке я вам тоже хочу подарить солнышки.

Что нового вы узнали о словах в русском языке?

О чём интересном вы бы рассказали сегодня дома?

lДанный урок обобщающего характера. Идёт закрепление умений проводить звукобуквенный анализ слова, формирование творческой активности учащихся.

Презентация