Интегрированный урок (литература + история) по теме "Час, который решил судьбу Отечества"

Разделы: История и обществознание, Литература


Цель: изучение исторического события и мастерства отображения его Пушкиным А.С. в произведении “Полтава”.

Задачи:

  1. продолжить изучение битв в ходе Северной войны, действий русских и шведских войск во время Полтавской битвы, личности Петра I как полководца;
  2. развивать умение работать с исторической картой; сопоставлять, сравнивать информацию; делать самостоятельные выводы о соответствии текста произведения “Полтава” историческому событию ; устанавливать причинно-следственные связи; оценивать Полтавское сражение с точки зрения исторических и литературных источников;
  3. воспитывать нравственные ценности: патриотизм, гражданственность, используя материал произведения А.С. Пушкина и исторических документов о стойкости русских солдат.

Виды учебной деятельности:

  1. репродуктивная (осмысление литературного и исторического материала, сюжета поэмы “Полтава” А.С. Пушкина);
  2. поисковая (поиск ответа на проблемные вопросы, комментированное чтение текста поэмы);
  3. исследовательская (анализ текста поэмы, хода битвы).

Оборудование:

– историческая карта,
– портреты Петра I и Карла XII,
– схема “Полтавская битва”,
– произведение А.С.Пушкина “Полтава”,
– мультимедийный проектор, компьютер, презентация (Приложение 1).

Ход урока

I. Организационный момент .

II. Вступительное слово.

1. После преобразований Петра I Россия прочно вошла в число европейских стран. Русские путешествовали по Европе, иностранцы – по России. Русским важно было понять, что объединяет нас с европейцами с одной стороны, и то, что составляет нашу самобытность. Пытаясь ответить на этот вопрос, русские обратились к своей истории.

– Кто первым обратился к истории, написал историю России? (Ломоносов “Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава первого, или до 1054 г.”, Карамзин “История Государства Российского”)

– Пристально и внимательно вглядывался в русскую историю и

А.С. Пушкин. Какие произведения написаны им на историческую тему?

(1822 г. – “ Песнь о Вещем Олеге”; 1825г. – “Борис Годунов”, 1828 г. – “ Полтава”…)

– Какому историческому событию посвящена поэма? (Слайд 1)

Сразу после выхода поэмы в свет (начало 1828 г) были споры вокруг двух понятий: степени исторической достоверности и степени оригинальности, национальной самобытности художественного изображения. (Слайд 2)

2. Критики М.А. Максимович и Ф.В. Булгарин о поэме “Полтава” Пушкина.

Цель.
– Сегодня определим степень достоверности изображения Полтавского сражения в произведении А.С. Пушкина “Полтава”.

IV. Работа с историческим и литературным материалом.

История (работа с картой “Северная война 1700–1721 г.г.”, Слайд 3)

– Показать участников и сражения начального этапа Северной войны.
– Устье Невы, где появился город Санкт-Петербург.
– Показать город Полтаву.
Подумайте, почему Карл XII, решив идти с войском на Москву, вдруг повернул на Украину?

Литература .

– Найдите в тексте подтверждение данному историческому факту?

(Песнь III, начало, стр. 235)

… Но время шло. Москва напрасно
К себе гостей ждала всечасно…

История.

– Показать место битвы, которую Петр I назвал “матерью Полтавской баталии”?

Литература.

– Есть ли в тексте подтверждение того, что армия Петра I была другой, нежели под Нарвой, в результате реформ Петра I?

И видит, злобясь карл Могучий
Уж не расстроенные тучи
Несчастных нарвских беглецов..
А нить полков, блестящих, стройных,
Послушных. Быстрых и спокойных,
И ряд незыблемых штыков (стр. 236).
Б) Он силы новые врага
Успехом прошлым только мерит (Мазепа)
В) Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами входит к небесам.
В кустах рассыпались стрелки.
Г) Катятся ядра, свищут пули.
Нависли хладные штыки…
Д) Волнуясь конница летит
Пехота движется за нею… (стр. 239)

V. Работа в группах с историческим и литературным материалом.

Исторический материал

Группа 1 (Слайд 4).

Охарактеризуйте местность, где происходила битва:

  • Определите, где расположились войска;
  • Что мешало шведам наносить удары с флангов;
  • В чем заключалась выгодность русских позиций.

Группа 2.
Найдите описание редутов учебнике и покажите их расположение на схеме?

Группа 3.
Охарактеризуйте особенности противоборствующих сторон?

Группа 4.
Проанализируйте обращение к воинам Петра I перед началом сражения?

Перед самым началом боя, построив полки, Петр I лично обратился воинам с такими словами: “Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь вы за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего”.

Литературный материал.

Группа 5.
Найдите описание накала битвы ?

Группа 6.
Найдите в тексте произведения Пушкина А.С. “Полтава” описание Петра I ?

Группа 7.
Найдите описание окончания битвы ?

Группа 8.
Найдите в тексте произведения Пушкина А.С. “Полтава” описание Карла XII ?

Группа 9
Найдите в тексте средства выразительности, с помощью которых автор описывает историческое событие?

VI. Творческое задание. (Слайд 5)

1. За ним во след неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова
В переменах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи сыны .
И Шереметьев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин (стр. 241)

– О ком идет речь в данных отрывках? (Меньшиков.)

2. При кликах войска своего
В шатре своем он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает
И за учителей своих
Заздравный кубок поднимает…(стр. 244)

– О ком идет речь? (О шведах.)
– Почему Петр I называл их “..учителями своими..”?

3. – Определите , можно ли по описанию полководцев предопределить ход сражения? (Слайд 6)

VII. Обсуждение итогов битвы

История.

– Сопоставьте потери русских (1354 убитых и 3290 раненых) и шведов (9 тыс. убитых и 3 тыс. раненых). (Слайд 7)

– Составьте в тетради план “Причины победы русских войск в битве”:

– Храбрость, смелость русских воинов,
– Полководческое искусство Петра I,
– Новшество – редуты,
– Превосходство артиллерии.

Литература.

1. Работа с эпиграфом к поэме :

Мощь и слава войны
Как и люди, их суетные поклонники
Перешли на сторону торжествующего царя. (Байрон)

– Как понимаете эти строки ? (Полтавская битва переломила ход Северной войны. Петр I доказал, что сильнее Карла XII.)

2. Найти в поэме А.С.Пушкина “Полтава” строки, которые стали бы эпиграфом к уроку?

VIII. Проверка цели урока.

Литература.

– Достоверно ли изобразил Пушкин А.С. Полтавскую битву в своем произведении?

(Нажать на гиперссылку Слайда 7.)

– Как вы относитесь к высказыванию Киреевского, друга Пушкина, о том, что спор об историзме “наибольшая похвала поэме”?

IX. Рефлексия

– Как себя чувствовали на уроке?
– Что удивило на уроке?
– Что на ваш взгляд, показалось непосильно сложным?
– Что бы вы изменили на уроке?

Литература.

  1. История России. Конец XVI–XVIII века. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной / авт.–сост. Н.Ю. Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Поурочное планирование по литературе. 7 класс к учебнику-хрестоматии “Литература.7 кл.: Учеб.– хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Авт. Сост. В.Я. Коровина и др. – М. Просвещение, 2009”: Методическое пособие / О.А. Еремина. – М. Издательство “Экзамен”.
  3. Пушкин А.С. Поэмы./Вступит. Статья Э. Бабаева. – М: Худож. Лит., 1982.– 286 с. /Классики и современники. Русская классич. Литература/.