Викторина по сказке А.Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Познакомить с историей создания А.Толстым сказочной повести, обобщить знания по прочитанному произведению.
  • Расширить кругозор в области литературы, прививать любовь к чтению .
  • Развивать устную речь, память, мышление любознательность, внимание.

Оборудование: книги А.Толстого, К.Коллоди; плакаты с иллюстрациями; детские рисунки.

Ход мероприятия

Ученица:

Спешу приветствовать вас я,
Мои весёлые друзья!
Мы собрались сегодня в зале!
Верней, не в зале, а в лесу.
Случайно волка не видали?
А, может встретили лису?

Ученик:

Всё это присказка, не сказка,
Ведь сказка будет впереди
Но мало времени осталось.
Готовы вы со мной идти?

Все: Да!

Ученица:

Раскроем занавес – вуаль
И перед нами на мгновенье
Раздвинул ветви чудный лес
И, задержав слегка волненье
Войдём в мир сказок и чудес.

(Звучит песня “Город сказок”.)

Ученик:

Итак друзья мы начинаем!
Дверь в сказку дружно открывать.

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Сегодня у нас большой книжный праздник. Мы собрались, чтобы вспомнить одну из любимых детских книг. Написана она более 70 лет назад. Её читали и наши мамы и папы, и бабушки и дедушки, когда были маленькими. Эту книгу любят и знают ребята из нашей школы.

Кто же является героем этой сказки? Послушайте загадку

Деревянный шалунишка
Подружиться мог бы с книжкой
В театр кукол он попал
Куклам верным другом стал.

Все: Буратино!

Учитель: Молодцы ребята!.

(Входит Буратино.)

Буратино: Здравствуйте, ребята. Вы обо мне? Я пришел к вам из сказки “ Золотые пиявки, или приключения Кота Базилио? В чём дело? Помогите ребята правильно назвать сказку.

Учитель: А кто же автор всеми любимой сказки?

Расставьте правильно буквы.

СЕЙЛЕКА СТОЙТОЛ

Все: Алексей Толстой!

Буратино: А мне хочется проверить, Все ли дети знают о моих приключениях?

Согласны? (Да?)

И победителю вручим приз – сюрприз.

Учитель: Хорошо договорились. В нашей викторине принимают участие две команды:

I-я команда: Эрудит!

Девиз:

Книга наш лучший друг,
Без неё мы как без рук!

Приветствие:

И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнованье.
Успех решает не судьба,
а только наши знания.

II-я команда: Почемучки!

Девиз: Хотим всё знать!

Приветствие:

Мы отвечаем дружно,
и здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед!

Представление жюри. Определят сильнейших в нашей игре… За правильный ответ команда получает сольдо.

Учитель: Сегодня, мы еще раз перелистаем страницы книги А.Н. Толстого, вспомним о приключениях ее замечательных героев.

Условия викторины: за правильный ответ команда получает – сольдо”.

1-й тур. Знаешь ли ты сказку?

1. Почему автор назвал своего главного героя– Буратино? (Деревянная кукла по-итальянски – “буратино”.)
2. Кто нашел волшебное полено, из которого потом смастерили Буратино? (Столяр Джузеппе по прозванию “Сизый нос”.)
3. Какие мысли пришли в голову Буратино в первый день рождения? (Мысли были у него маленькие-маленькие, коротенькие– коротенькие, пустяковые-пустяковые.)
4. Что любил Буратино больше всего на свете? (Страшные приключения.)
5. Какую фразу продиктовала Мальвина своему гостю Буратино в диктанте? Почему она волшебная? (“А роза упала на лапу Азора”.)

1. Какая денежная монета была в обиходе у жителей этого городка? (Сольдо.)
2 Что скрывается за потайной дверью? (Кукольный театр чудной красоты.)
3. Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Карабас-Барабас? (Доктор кукольных наук.)
4. Куда приглашали Буратино лиса Алиса и кот Базилио, чтобы превратить пять золотых в кучу денег? (В страну Дураков на волшебное Поле Чудес.)
5. Кто из героев книги носил серебряные часы? (Пудель Артемон.)

Учитель: А вы знаете какая книга послужила толчком к созданию “Золотого ключика?”

(показ слайдов) Приложение 1.

Ученица: “Жил-был...

“Король!” – немедленно воскликнут мои маленькие читатели.
Нет, вы не угадали. Жил-был кусок дерева.
То было не какое-нибудь благородное дерево, а самое обыкновенное полено, из тех, которыми в зимнюю пору топят печи и камины, чтобы обогреть комнату”.
Так весело и неожиданно начал итальянский писатель К.Коллоди книгу многочисленных приключениях деревянного человека по имени Пиноккио, которого однажды вырезал из куска дерева в своей бедной каморке папаша Джеппетто. Эта книга родилась почти сто лет назад в Италии. Но теперь ее знают во всех странах мира, повсюду, где ее дети. В Италии эта книга сразу же стала известна среди маленьких итальянцев, ежегодно ее переиздавали помногу раз!

Учитель: В предисловии книги А. Толстой обратился к своим маленьким читателям: “Когда я был маленький, – очень, очень давно, – я читал одну книжку: она называлась “Пиноккио, или Похождения деревянной куклы”.

Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам, занимательные приключения Буратино. Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по-разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем не было.

Теперь, через много-много лет, я припомнил моего старого друга Буратино и надумал рассказать Вам, девочки и мальчики, необычайную историю про этого деревянного человечка”. Прошло немало лет, но вот уже какой год я остаюсь любимцем ребят.

2-й тур. Кто это?

1. В широкой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением, и музыкой добывал себе на хлеб.

Кто проказника мальчишку
Из полена смастерил
И купил мальчишке книжку
Чтобы в школу тот ходил. (Шарманщик Карло.)

2. Существо немного похоже на таракана, но с головой как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало: “Кри-кри, глядело выпуклыми, как из стекла радужными глазами, шевелило усиками”. (Говорящий сверчок.)

3. Из-за картонного дерева выскочил другой человек, весь клетчатый, как шахматая доска. (Арлекин.)

4. На голове у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Один пониже ростом размахивал ножом, другой, повыше, держал пистолет. (Koт Базилио и лиса Алиса.)

5. Появилась большая, страшная змеиная голова. (Пожилая черепаха Тортила.)

6.

Он поэт и музыкант
Видимо большой талант
И ещё несчастен он
От чего же? – Он влюблён (Пьеро)

Дополнительный: Вошел длинный, мокрый-мокрый человек с маленьким-маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб-сморчок. (Продавец пиявок Дуремар.)

Учитель: А помнишь Буратино Как разбойники Кот Базилио и Лиса Алиса Завлекли тебя обманом на поле чудес, а сами ушли в харчевню. Помнишь, кто тебя спас?

Буратино: Конечно помню. Это Мальвина. Самая красивая кукла из театра Карабаса-Барабаса. Она мне касторку давала . Фу, какая гадость! И воспитывала.

Учитель: Ребята, давайте ещё раз вспомним, как это было.

(Сценка “ Урок” по сказке А.Толстого.)

III-й тур.

Конкурс “ Весёлый портрет Буратино”

(Собрать портрет Буратино из геометрического материала.)

Учитель: Ребята, а к нам сегодня пришли в гости герои любимых вами сказок. Встречайте их.

(Сказочные герои исполняют частушки.)

IY-й тур.

Учитель: Следующий конкурс “ Конкурс капитанов”.

(Каждому капитану даётся конверт с буквами. Из них надо сложить имена персонажей сказки.)

I-я Команда – Дуремар.
II-я Тортила.

Проводится игра со зрителями “Кому принадлежат эти предметы”.

(На доске рисунки предметов.)

Полено
Сачок
Костыль
Азбука
Плетка
Черный бант

Y-й тур. Заключительный конкурс.

Викторина.

Кому принадлежат эти высказывания?

  1. “Не доведет тебя до добра это учение” (Лисе Алисе.)
  2. “Десять тысяч чертей” (Карабасу-Барабасу.)
  3. “Пациент скорее мертв, чем жив” (Сове.)
  4. “Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки” (Мальвине.)
  5. “Спасаться – так всем вместе, погибать – так всем вместе!” (Буратино.)
  6. “Безмозглый, доверчивый дурачок с коротенькими мыслями” (Тopтиле.)
  7. “Мальвина бежала в чужие края,
    Мальвина пропала, невеста моя”.

Учитель: Какое слово у нас получилось по вертикали? (Буратино.)

– А вы ребята хотели бы , чтобы Буратино был вашим другом?

Буратино: Спасибо, ребята . До новых встреч на страницах книг!

Ученик:

У тебя друзей немало,
И живут они вокруг,
Но из всех друзей хороших
Книга самый лучший друг!

Ученик:

Мы её берём везде
Ведь она тебе поможет
И в учёбе и в труде.

Ученик.

Кто с книгой по свету шагает.
Кто с нею умеет дружить.
Тому эта книга всегда помогает
Учиться, работать и жить.

Мальвина:

Мы подрастём, другими станем,
И, может быть среди забот
Мы сказке верить перестанем
Но сказка снова к нам придёт
И мы её улыбкой встретим:
Пускай опять живёт у нас!
И эту сказку нашим детям
Мы вновь расскажем в добрый час.

Подведение итога конкурса-викторины. Награждение команд.

Список литературы:

  1. А. Толстой “Золотой ключик или приключения Буратино”.
  2. К. Коллоди “ Пиноккио, или Похождения деревянной куклы”.
  3. Б. Галанов “Книжка про книжки”.
  4. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. , Барыкина Л.П. Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия 3й класс.Москва ВАКО 2005.
  5. Л.И. Гайдина, А. В. Кочергина Группа продленного дня: сценарии мероприятий, конспекты занятий. Москва ВАКО 2007.