Урок литературы по теме "Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея». Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея»"

Разделы: Литература


Цель урока:

  1. Познакомить с личностью древнегреческого поэта Гомера и содержанием поэмы “Одиссея”.
  2. Выявить особенности стихотворной речи произведения.
  3. Воспитывать у детей чувство моральной правоты, расширить их представления о греческих богах.

Учитель. У каждого народа есть свои былины, в которых народные певцы воспевают героев и богатырей. Сегодня мы познакомимся с поэтическим сказанием древнегреческого певца Гомера “Одиссей у циклопов”. Историки предполагают, что он мог жить в IX–YIII в.в. до н.э., а скульптуры делают его слепым стариком.

Гомер в своей поэме “Одиссея” сам рассказывает о народном певце Демодоке, который был приглашён царём Алкиноем на пир в честь Одиссея:

Муза его при рождении злом и добром
одарила:
Очи затмила его, даровала за то сладко –
пенье.
Стул среброкованный подал певцу Понтоной,
и на нём он
Сел пред гостями, спиной прислонился к
колонне высокой.
Лиру слепца на гвозде над его головою
повесив,
К ней прикоснуться рукою ему – чтоб её мог
найти он –
Дал Понтоной, и корзину с едою принёс,
и подвинул
Стол и вина приготовил, чтоб пил он, когда…

Ни одно собрание греков не проходило без таких певцов, которые были, по словам Гомера, “чтимы в народе”, “людям любезны”.

– Вы знаете содержание отрывка “Одиссей у циклопов”.

(Один или несколько учеников пересказывают сюжет отрывка.)

– Итак, царь Одиссей, полководец и мореплаватель, возвращаясь из Трои на родину со своими воинами, испытал по пути много приключений. Он рассказывает гостеприимному царю Алкиною о своём пребывании на острове циклопов (по преданию это – Кипр, климат которого и растительность вызывают всеобщее восхищение).

Обращаемся к тексту отрывка и проводим словарную работу.

Остаться на бреге близ корабля (корабли греков были мелкодонны и легко вытаскивались на берег. Они приводились в движение парусами или вёслами. Величину их определяло число вёсел (между 20 и 50). Одиссей называет свой корабль “длинновёсельным”;
совершили мы жертву (убивали и сжигали крупный рогатый скот, всё, что оставалось от жертвы, съедали сами просители, так что каждая жертва соединялась с пиром);
молоко в плетеницах (греки умели плести корзины так плотно, что в них можно было держать скисшее молоко).

Беседуем по тексту.

– Как Гомер говорит о циклопе?
Ответ.

Муж великанского роста в пещере
той жил одиноко
Пас он баранов и коз, ни с кем из других
не водился,
Был нелюдим он, свиреп, никакого не ведал
закона.
Видом и ростом чудовищным в страх приводя,
он несходен
Был с человеком, вкушающим хлеб, и казался
лесистой
Дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся
грозно.

– Какие два качества циклопа подчёркивает Гомер в этом отрывке?
Ответ. Он был очень большого роста и жил одиноко: “великанского роста”, “ростом чудовищным”, “казался лесистой вершиной горы”, “одиноко пас”, “ни с кем из других не водился”, “нелюдим” был.

– Что ещё говорит Гомер о внешности циклопа? Какой у него был голос? Прочтите в отрывке. Был ли он сильный?
Ответ. “ Голос гремящий”, “образ чудовища”, “камень, который и двадцать два воза четырёх колёсных с места б не сдвинули, поднял”. Этим камнем он закладывал на ночь свою пещеру.

– Как повёл себя циклоп, когда увидел в своей пещере странников?
Ответ.

Яркий огонь разложил, нас увидел и грубо
сказал нам:
“Странники, кто вы? Откуда пришли водяною
дорогой?”

– Как он ответил Одиссею, попросившему у него гостеприимства?
Ответ.

Нам, циклопам, нет нужды ни в боге Зевесе, ни в прочих
Ваших блаженных богах…
Страх громовержца Зевеса разгневать меня не принудит
Вас пощадить; поступлю я, как мне самому
то угодно”.

– Как же поступил со странниками разозлившийся циклоп? Прочтите в тексте.
Ответ.

Прянул, как бешеный зверь, и, огромные
вытянув руки,
Разом меж нами двоих, как щенят, подхватил
и ударил оземь…

– Значит, циклоп – огромное чудовище с гремящим голосом. Он сильный, грубый, злой, он людоед. Чем занимался циклоп? Что он умел делать?
Ответ. Он был пастух, он пас овец и коз, доил их и делал простоквашу и сыр.

– Где жил циклоп?
Ответ. Он жил в пещере вместе со своим стадом. Там было темно. Там были заперты барашки и козлята по отдельным закутам. Стояли тростниковые корзины с сырами, вёдра и чаши с простоквашей.

– Что Гомер говорит об Одиссее?
Ответ. Одиссей высокий и сильный.

– На чём и с кем приплыл Одиссей?
Ответ. Одиссей приплыл на корабле со своими спутниками – моряками.

– Как ведут себя Одиссей и его спутники в пещере циклопа?
Ответ. Они были любознательными и хотели узнать, как он живёт. Спутники Одиссея давали ему полезный совет – уйти из пещеры циклопа до его прихода. Но Одиссей отказался выполнить их совет.

– Греки были, в отличие от чудовища циклопа, людьми общественными. Они умели строить корабли и плавали на них, они знали плотничье ремесло, знали обычаи жертвоприношения и гостеприимства.

– Как повели себя греки и Одиссей при встрече с циклопом?
Ответ. Сначала они испугались, но потом Одиссей стал отважно разговаривать с ним, попросил гостеприимства для себя и своих спутников.

– Почему Одиссей обманул циклопа в ответ на его хитрый вопрос о корабле?
Ответ. Он боялся, что циклоп уничтожит их корабль и им не на чем будет вернуться на родину.

– Какая разница между хитростью циклопа и хитростью Одиссея?
Ответ. Умный хитрый сильнее просто хитрого.

– Страшно ли было Одиссею, когда он дерзновенно решил убить циклопа? Что бы сделал циклоп, если бы проснулся в этот момент?
Ответ. Одиссею было страшно, циклоп съел бы его, но думал в это время не только о себе, но и о своих товарищах.

– Почему он не убил спящего циклопа?
Ответ. Одиссей и его спутники не смогли бы отодвинуть камень, которым он закрыл на ночь пещеру.

– Вспомним, что начал делать циклоп, когда проснулся?
Ответ. Гомер ещё раз повторяет о том, чем ежедневно занимался циклоп. Он делал одно и то же. Вставал рано, разводил огонь, доил коров и завтракал. Потом отправлялся на пажить. Стадо удерживал свистом. Днём он вырезал новую палку, искал дикие ягоды, чтобы приготовить сок для скисания молока. К вечеру возвращался с вязанкой дров для костра, доил скот, заквашивал молоко, готовил сыр, ужинал и ложился спать в пещере вместе со своим скотом.

– Значит, условия его жизни формируют его сознание. Какое определение настойчиво повторяет Гомер, подчёркивая, что он лишён человеческого разума?
Ответ. Гомер называет его чудовищем, людоедом, людоедом зверонравным, безумцем.

– Какое смертельно – опасное средство мести придумал хитроумный Одиссей, чтобы отомстить за гибель своих товарищей?
Ответ. Одиссей решил ослепить циклопа, а помощников взял по жребию.

– Ослепить человека – это жестоко, но циклоп – людоед. У греков не было другой возможности спастись. Ради кого поступил так жестоко Одиссей?
Ответ. Он мог погибнуть первым, но он думал не только о себе. Вспомните пословицу: “Сам погибай, а товарищей выручай” .

– Найдите в прочитанном отрывке постоянные эпитеты.
Ответ. Постоянные эпитеты: могучие вёсла, тёмные воды, спутники верные, быстрый корабль, бурное море, острый меч, глубокий сон, могучая шея, кипучая кровь, сладкий сон, ночь божественная.

– Почему Гомер использует в своём рассказе так много красочных эпитетов?
Ответ. Он хотел, чтобы его рассказ произвёл впечатление на слушателей.

– О какой уловке хитроумного Одиссея не мог догадаться глупый циклоп?
Ответ. Одиссей крепкими лыками из рогожи, на которой спал циклоп, связал баранов по трое. Под каждым средним бараном он подвязал одного из своих товарищей. Сам он повис под шершавым брюхом барана – вожака. Слепой циклоп ощупывал только спины баранов.

– Обратим внимание на художественный приём повтора. Гомер повторяет дважды, как циклоп доит своё стадо и с каким нетерпением ждали рассвета моряки. С какой целью?
Ответ. Циклоп – людоед, и жестокость Одиссея с ним оправдана. Грекам было страшно, и они ждали богиню рассвета Эос как спасительницу.

– Этот же приём повтора использует Гомер, чтобы показать силу товарищества. Красочный эпитет “могучими” демонстрирует силу гребцов, которые своими вёслами сразу “вспенили” тёмные воды моря.

– Дайте характеристику Одиссея.
Ответ. Одиссей – царь острова Итаки, он живёт среди людей и правит ими. Греки в отличие от циклопов жили обществом, они знали земледелие, виноградарство. Греки владели плотническим ремеслом, они строили деревянные корабли, четырёхколёсные повозки. Одиссей – мореплаватель, полководец, любознательный путешественник. Он уже немолодой, но сильный человек. Он хороший товарищ: думает не только о себе, но в первую очередь о своих спутниках – моряках и воинах. Одиссей хитрый, но не злой, он хитроумный. С помощью хитрости он сумел обмануть циклопа и спасти своих товарищей. Одиссей много путешествовал, он много знает. Он бесстрашный, отважный воин и не боится чудовищного циклопа. Умный человек, он знает законы людей и считается с законами богов.

– А теперь посмотрим ваши рисунки и оценим их всем классом.

Рассматривая рисунки, учитель должен расширить их представление о внешнем облике Одиссея. Герой должен быть высоким, мускулистым, с длинными волосами, перехваченными кожаным или металлическим ободком. Борода, но без усов. Он одет в короткий белый хитон (рубашка без рукавов, собранная на плечах, правое плечо может быть оголено) и красную мантию (большой кусок красной ткани, концы которого свободно перекинуты через плечи). Хитон подпоясывался кожаным поясом, на который прикреплялся медный меч обоюдоострый короткий меч в ножнах. На ногах крепиды (сандалии) – деревянные подошвы из двух частей, соединённые между собой, обитые золотом или разноцветной кожей.

Заканчиваем урок заранее подготовленными краткими выступлениями учащихся о греческих богах (о богине Афине, покровительнице Одиссея), о боге Посейдоне, о богинях Эос, Музах и боге Зевсе).