Рабочая программа по музыке для 6-го класса по программе Ю.Б. Алиева

Разделы: Музыка


Рабочая программа по музыке для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству. Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников среднего звена. Для реализации программы используются нормативно-правовые документы и методические пособия, рекомендованные Министерством образования РФ:

1. Закон РФ об образовании №122-ФЗ в последней редакции от 22 августа 2004 г.

2. Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ МО РФ от 19.05.98 №1276).

3. Программа по музыке Министерства образования РФ под общей редакцией Д.Б.Кабалевского.

4. Программа по музыке Министерства образования РФ под общей редакцией Ю.Б.Алиева.

5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2010-2011 уч.г.

Данная рабочая программа является основной общеобразовательной. В базисном учебном плане в 5 классе на предмет “Музыка” отводится 1 час в неделю (общий объем 34 часа).

Цели обучения.

Изучение музыки в 5 классе реализуют следующие цели:

  • формирование музыкальной культуры учащихся в опоре на приобретенный ими ранее музыкальный опыт;
  • развитие интереса к музыке; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания; навыков самообразования и самовоспитания; индивидуальной музыкальной культуры школьников;
  • освоение системы музыкальных знаний, позволяющих идти по пути музыкального самообразования;
  • совершенствование практических умений и навыков в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, импровизации, поиска решения учебно-художественных проблем;
  • воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Задачи:

  • освоение понятия музыкального стиля во всех его видах и проявлениях;
  • формирование музыкальности;
  • развитие интереса к музыкальному искусству и как результат – накопление необходимых знаний и умений для самостоятельного изучения муз.искусства;
  • обогатить память учащихся знанием новых музыкальных произведений, сведений;
  • разучивание и исполнение песенного репертуара различных музыкальных стилей эмоционально и вдумчиво;

В процессе работы по достижению поставленных целей и задач в 5 классе осуществляются преемственность с уроками музыки в младших классах, межпредметные связи (изобразительное искусство, литература, математика, история).

Накопление опыта музыкально-творческой деятельности школьниками 5 класса осуществляется в процессе применения традиционного подхода к обучению с элементами инновационных технологий и использования следующих методов и форм работы:

традиционный подход:

- овладение базовыми знаниями, умениями и навыками в области музыки, освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла;

технология личностно- ориентированного обучения:

- личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности;

- проявление самостоятельности и оригинальности мышления при решении творческих заданий и в процессе общения с музыкой, возможности преломления полученных каждым учеником знаний и умений в индивидуальном, групповом виде музыкальной деятельности с учетом особенностей каждого ребенка;

- использование собственного жизненного опыта при общении с музыкой;

здоровьесберегающие технологии:

- соблюдение правил личной гигиены, охрана голоса, правильная осанка, певческая установка (музыкальные физкультминутки, игры, тематические беседы);

развивающее обучение:

- формирование музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки, многообразии её видов, жанров, форм;

- приобретение индивидуального опыта восприятия музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики, произведений современных композиторов для детей;

- самовыражение ребенка в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись;

- индивидуальное и коллективное музицирования на элементарных музыкальных инструментах, в процессе разучивания и исполнения произведений, сочинение ритмического аккомпанемента, импровизации;

- индивидуально-личностное выражение характера музыки и особенностей ее развития пластическими средствами выразительности в коллективной форме деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций, в том числе танцевальных;

- участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности: инсценировка песен, танцев.

проблемное обучение:

- поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе разучивания и исполнения произведения, вокальной импровизации;

- развитие самостоятельного музыкального мышления в процессе размышления и анализа музыкальных явлений, умение определять прототипов музыкального произведения: предметы, явления, события и т.д.;

информационно-коммуникационные технологии:

- применение умения работы с компьютером при подготовке к проектам, создание компьютерных презентаций по изучаемой теме, использование Интернет-ресурсов в добывании дополнительных сведений или расширении имеющихся знаний;

проектно-исследовательские технологии:

- создание и защита проекта, исследование в области музыкального искусства, умение работать по теме самостоятельно, используя различные виды источников, а также уметь анализировать, делать выводы и уметь преподнести конечный продукт;

игровые технологии:

- участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности: инсценировка песен, танцев;

- понимание через игру сути музыкальных явлений и переноса их в реальность;

- закрепление полученных знаний на практике.

технология уровневой дифференциации:

- усвоение и воспроизведение материала согласно индивидуальным возможностям и музыкальным способностям

технология интегрированного обучения:

- выражение образного содержания музыкального произведения средствами изобразительного искусства (в рисунке, декоративно-прикладном творчестве, в создании декораций и костюмов)

- при общении с музыкой использование собственного опыта и знаний в различных областях, применение межпредметных и внутрипредметных связей.

Требования к уровню подготовки учащихся в конце 5 года обучения.

- знать особенности венской классической школы (простота, ясность, логичность, эталон); уметь распознавать понятие стиля музыки и композитора;

- знать особенности музыки периода Французской революции (темы борьбы, патриотизм), представителей искусства этого периода;

- знать особенности музыкального стиля романтиков (красочность, изобразительность, лирика, отображение внутреннего мира человека, его переживаний);

- уметь делать разбор музыкального произведения (определить общий характер, проанализировать средства музыкальной выразительности, определение стиля);

- уметь соотносить содержание произведения с выразительностью использованных музыкальных средств, оценить качество и своеобразие исполнения и звучания музыки;

- уметь выразительно и эмоционально исполнять изученные песни, учиться делать самостоятельный выбор песенного репертуара.

Содержание предмета “Музыка” для 5 класса

И.С.Бах – основоположник европейской музыкальной классической школы (8 часов):

Состояние музыкального искусства в 17 - начале 18 веков. Инструментальная музыка.

И.С.Бах основоположник европейской музыкальной классической школы.

Полифония, гомофония. Органная музыка И.С.Баха.

Хоровое творчество И.С.Баха

Венский классицизм. Становление классической сонатной формы (8 часов):

Венский классицизм. Становление классической сонатной формы.

Й. Гайдн – представитель венского классицизма.

Симфоническое наследие Й. Гайдна.В.А.Моцарт – талант и судьба.

Разнообразие музыкальных форм и жанров в творчестве В.А.Моцарта.

Музыка периода Французской революции (10 часов):

Музыка периода Французской революции 1789 года.

Черты, особенности музыки периода Французской революции. Песни революции 1789 года.

Са Ира, Карманьола, Марсельеза, Интернационал.

Тема революции в симфоническом творчестве Л. Бетховена. Увертюра “Эгмонт”, симфония №5.

Фортепианная музыка Людвига Бетховена.

Соната №14“Лунная”.

Романтизм в зарубежной музыке (8 часов):

Романтизм в зарубежной музыке.История возникновения, сущность, представители романтизма. Фортепианное творчество Ф. Шопена. Вальсы, полонезы, мазурки Ф. Шопена. Вокальное творчество Ф. Шуберта. Серенада Ф. Шуберта.

Календарно-тематическое планирование (Приложение 1)

Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами

Для достижения поставленных перед уроками музыки целей и задач необходимо соответствующее оборудование и наличие полного спектра современных технических ресурсов, а также музыкальный материал, в соответствии с которыми, уроки музыки будут отвечать всем требованиям современного урока. Это:

  • фортепиано;
  • музыкальный проигрыватель для грампластинок;
  • музыкальный центр для СD/mp3 дисков;
  • магнитная доска;
  • набор грампластинок и CD/mp3 дисков с программной музыкой;
  • иллюстрации, портреты композиторов, раздаточный материал:
    • видеозаписи фильмов о музыке или соответствующего содержания;
    • DVDпроигрыватель;
    • телевизор.

В течение года запланировано посещение компьютерного класса с использованием проектора, акустической системы. В связи с чем, используются Интернет-ресурсы, специальные музыкальные программы, ЦОРы по направлению “Музыкальное искусство”, музыкальные художественные и документальные фильмы по тематике уроков.

Организация текущего и промежуточного контроля знаний. (Приложение 2)

Определение уровня подготовки учащихся в 5 классе производится на основании проведения повторительно-обобщающих уроков и тематического зачета в форме тестирования в конце каждой четверти, а так же анализа музыки, вопросов по теме урока, защиты проектов, выполнения творческих и проблемных заданий, работой с таблицей, исполнения песенного репертуара в течение каждого урока.

Список литературы

Для учителя:

  1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: “Владос”, 2000.
  2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: 1983.
  3. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1975.
  4. Балашова С.С., Медушевский В.В., Тарасов Г.С. Спутник учителя музыки. – М.: Просвещение, 1993.
  5. Васильев В.В. Психологические эффекты на уроках. - Воронеж, 1998.
  6. Воспитание музыкой. –М.: Просвещение, 1991.
  7. Ивановский Ю.А. Занимательная музыка. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002.
  8. Карагезов К. Основы эстетического воспитания школьников средствами музыки. – Воронеж, 1986.
  9. Лихолет Н.Н. Искусствотерапевтическая деятельность учителя музыки в общеобразовательной школе. – Воронеж, 2003.
  10. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей – Ярославль: “Академия развития”, 1997.
  11. Музыка в школе1-8 классы: пособие для учителя
  12. Переверзев Л. Путь к музыке. – М.: 1981.
  13. Португалов К. Серьезная музыка в школе. М.: 1974.
  14. Ранацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. – М.: “Владос”, 2003.
  15. Тарасов Г. Педагогика в системе музыкального образования. – М.: 1986.
  16. Шепелев В. Интерпретация музыки как средство воспитания чувств школьников. – М.: 1984.

Для учеников:

  1. Великие музыканты Западной Европы. Хрестоматия для учащихся старших классов. Составитель Григорович В.Б. – М.: Просвещение, 1982.
  2. Выпуски серии “Великие композиторы” DeAGOSTINI
  3. Келдыш Г.В. Большой энциклопедический словарь “Музыка”. – М.: “Большая Российская Энциклопедия”, 1998.
  4. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. – Л.: “Музыка”, 1986.
  5. Махотин С. Бетховен. – М.: “Белый город”, 2006.
  6. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: “Советский композитор”, 1986.
  7. Рассказы о музыке. – М.: “Музыка”, 1972.
  8. Энциклопедия “Я познаю мир. Музыка”. – М.: “Астрель”, 2004.