Крестьянский двор (Макет)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели и задачи.

  1. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
  2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
  3. Формирование у дошкольников представления о “Крестьянском дворе”.
  4. Познакомить детей с деревянными изделиями и деревянной русской избой.
  5. Воспитывать у детей национальную гордость за мастерство русского народа.
  6. Расширять представления детей о многообразии изделий декоративно-прикладного искусства.
  7. Ознакомление детей с родным краем, воспитание любви к нему.
  8. Расширение кругозора дошкольников.
  9. Развивать творчество детей, стремление подражать народным мастерам.

Чувство любви к Родине надо прививать с раннего детства и важно делать это на народных традициях, правилах, обрядах, по которым жили веками наши предки.

Чтобы донести до понимания детей особенности жизни русских людей прошлого был создан макет “Крестьянский двор”. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

“Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа”, - писал известный русский религиозный филосов В.В.Зеньковский.

В низенькой светёлке, со створчатым окном,
Светится лампадка в сумраке ночном….
Новая светёлка чисто прибрана:
В темноте белеет занавесь окна,
Пол отструган гладко, ровен потолок ,
Печка развальная встала в уголок.
По стенам- укладка с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы со стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным. Л.А. Мей.

В стихотворении Л.А. Мея описан внутренний мир крестьянского дома - мира, в котором человек прошлого проводил много времени. Огромный мир окружал наших предков, непонятный и страшный. Человек чувствовал себя зависимым от сил природы, её стихий, божеств, которыми он заселил этот мир, от всего, что было больше него сильнее, могучее. Стараясь защититься от всего опасного, прежде всего от духов, человек создал себе убежище – дом.

Мой дом – моя крепость!

Наши предки знали, где можно строить дом, а где нельзя, какое дерево можно брать, когда его лучше заготовить, а потом ещё надо было уметь бревна обтесать, знать как их сложить, чтобы дом не развалился, вырезать обереги - украшения и чтоб вода была рядом, и чтоб не в низинке, а то затопит, и чтоб чувствовать себя в доме хорошо, не тяжко.Долго присматривались – приглядывались, а то и “знака” ждали – то ли свет мигнёт, сквозь облака пробьётся, то ли птица пролетит да в заветное место сядет, то ли зверь, мимо идущий, особо глянет – стало быть, место доброе, богами отмечено, можно селиться, можно избу ставить…

Первое, что нужно было сделать, - защитить место будущего дома, поэтому опахивали его кругом – знаком неба и солнца – чтобы отпугнуть все недоброе. Позже берёзку в центр будущего дома вкапывали: береги, Берегиня! Камни матёрые с четырёх сторон света привозили, чтобы каждая сторона в доме своей была, чтобы стены крепче были. И для начала работ особые дни выбирали - нечетные, как правило, чтобы чётное, женское начало хаоса в работу не вносило и ни чем ей не вредило. Редко когда человек сам себе дом ставил – звал родню и всех добрых людей на помощь, чтобы быстрее управится, чтобы лучшие мастера своё умение показали, чтоб дом краше был, наряднее, милее. А потом сам шёл другим помогать, когда в том надобность была. Дерево для дома тоже не вдруг выбирали, ведь у каждой породы - своё предназначение. Заготавливали его зимой, когда самый мороз, что тоже по-своему объясняли: “Спит дерево, ему не больно!”. Можно, конечно, и по - другому объяснить - соки не бродят, дольше дом стоит, но как по-доброму, как красиво - “ему не больно!” Как тут не вспомнить:

Всё вокруг – живое!

В глазах наших предков изба была самой настоящей Вселенной - чердак и крыша были небом (недаром чердачное окно - “солнышко”), потолочная балка - “матица” - осью небесной, а пол и подпол - “нижним миром”. Человек свой дом берёг, поэтому украшения - обереги дома: причелины, ставни, наличники, “розетки” чердачного окна не случайность, не прихоть строителя, а желание защитить дом и егообитателей от всех напастей.

Дом был центром, полюсов” своего” мира, границей же его служила дверь и её порог - рубеж между двумя мирами. Дверь в двор - от одного корня происходит, двор – это ещё “своё” пространство, но в него уже можно извне проникнуть, окно открыто “чужому” миру. Порог - священное место в доме. Мы и сегодня соблюдаем многие древние суеверия, связанные с порогом: не здороваться и не прощаться, ничего не передаём через порог, на него не встаём и не садимся “просто так”, а если вдруг, забыв что-либо, возвращаемся с дороги, говорим в сердцах: “Дороги не будет!”, держим в памяти магию прикосновения к порогу. Мудрые предки наши в таких случаях рекомендовали на деревянном стуле посидеть или в зеркало посмотреться - снять магию преграды. Ведь порог был непреодолимой преградой наряду с дверью, замком, нарисованным или вырезанным крестом.

Дом был домом Рода, поэтому по сей день мы говорим –

“Родной дом”

Перечень экспонатов.

Русская изба - это деревянная постройка. Она изумляет плотницким искусством. Ни одного гвоздя, брёвна стоят плотно друг к другу – не сдвинуть.

Крыльцо -распахнутые руки” дома. Оно связывает его с улицей, соседями. “Жить в соседях - быть в беседах”, - говорит русская пословица.

Окна - “глаза” дома. “Одно кривое окно весь фасад портит”, - говорили в старину.

Стол, лавки, табуретки - делались своими руками с любовью и радовали красотой.

Ухват - палка с надетой на неё металлической рогаткой для перемещения чугунков в печи.

Кочерга - толстый железный прут с загнутым концом для ворошения углей.

Самовар - символ домашнего уюта, благополучия, мира в семье.

Хозяева избы – тряпичные куклы.

Загон для скота - макет.

Метла - палка на конце прутья для подметания двора.

Дерево берёза - оберег.

Скамейка - стоит около дома.

Дрова - для печи.

Забор, калитка - дом огорожен забором с калиткой.

Приложение 1