Психология для малышей (учебный курс для младших школьников школ VIII и VII вида)

Разделы: Коррекционная педагогика


По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), только 20 % рождающихся детей условно являются здоровыми, остальные по своему психофизиологическому состоянию либо занимают краевое положение между здоровьем и болезнью, либо страдают нарушениями психического развития, либо больны.

Постоянное увеличение детей с нарушениями психического развития, к сожалению, еще не стало сигналом для изменения отношения к этой психической патологии. В широких кругах медицинской общественности все еще сохраняется представление о том, что невозможно оказать существенное влияние на судьбу умственно отсталых людей.

На качестве жизни и абилитации (социальной адаптации) детей с задержкой в развитии неблагоприятно сказывается недостаточная психологическая подготовка семьи к принятию и воспитанию больного ребенка.

Поэтому психологическая поддержка и педагогическая работа в определенном возрасте, как правило,– основное, в чем нуждаются дети и подростки, отстающие в развитии.

Изучением познавательных процессов умственно отсталых детей занимались такие отечественные ученые, как Л.В.Занков, А.И.Липкина, Е.М.Кудрявцева, И. М. Соловьев, Ж.И. Шиф, М.С.Певзнер и многие другие авторы.

Познавательная сфера умственно отсталых детей и детей с ЗПР формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, поэтому их мыслительные операции замедленно развиваются и обладают своеобразными чертами.

Дети с ОВЗ (особыми возможностями здоровья) приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности, у них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, слабо развита память. Школьники испытывают трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Все отмеченные особенности психической деятельности этих детей носят стойкий характер, так как являются результатом органических поражений на разных этапах развития.

Ситуация обучения младших школьников с легкой степенью умственной отсталости осложняется их низкой потребностью в познании, недостаточной сформированностью познавательных процессов и низким уровнем социализации.

Программа “Психология для малышей”, представляет серию занятий с учащимися начальных классов школ VII и VIII вида, направленных на адаптацию к обучению в школе, через развитие психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления и речи. Так как, развитие психических процессов крайне важно для получения этими детьми полных представлений об окружающем мире, для их успешной адаптации в социуме.

Актуальность проблемы создания программы (комплекса занятий) психолого-педагогической коррекции познавательных процессов учащихся начальных классов школ VII и VIII вида заключается в том, что нет программы в полной мере отвечающей требованиям формирования и развития познавательной сферы умственно отсталых детей и учащихся с ЗПР.

Учебный цикл рассчитан на изучение в течение четырех учебных лет. Однако по усмотрению педагога этот материал можно изучать и в течение одного учебного года, и в течение трех лет. Все зависит от необходимых конкретных условий:

  • уровня развития учащихся;
  • степени профессиональной подготовки педагога-психолога;
  • резерва времени и желания родителей.

Родителей следует познакомить с основным содержанием и задачами учебного курса “Психология для малышей”, рассказать им о формах работы по изучению и пониманию материала, попросить их помогать детям в выполнении различных заданий, в подборе материала (картинок, рисунков, красок, карандашей, бумаги и пр.).

Занятия проводятся с 1 по 4 класс. С сентября по май – 1 раз в неделю. Время проведения занятия 30– 40 минут. Оптимальное количество детей в группе 10-12 человек. Для проведения занятий не должно требоваться особых условий, их можно проводить как в классной комнате, так и в игровой. На усмотрение педагога этот учебный материал (пакет коррекционных и развивающих игр) можно дополнять или видоизменять самостоятельно. Все зависит от конкретных условий: уровня развития учащихся, степени профессиональной подготовки олигофренопедагога, педагога-психолога, дефектолога, логопеда, одним словом тех людей, кто будет работать с этой категорией детей.

Апробация программы проходила с 2005 -2010 учебный год. С младшими школьниками с легкой степенью умственной отсталости на базе БОУ “Школа № 18 YIII вида” города Омска.

Определяя содержание уроков психологического развития детей с ОВЗ в начальной школе, автор– составитель основывался, прежде всего, на следующие цели:

  • теоретически обосновать, составить и апробировать комплекс занятий, направленный на психолого-педагогическую коррекцию познавательных процессов младших школьников с легкой степенью умственной отсталости и учащихся с ЗПР;
  • проанализировать психологические причины и трудности, которые испытывают младшие школьники с легкой степенью умственной отсталости при усвоении учебного материала по основным школьным дисциплинам: русскому языку, чтению, математике;
  • формировать психологическую готовность учащихся с ОВЗ к переходу в среднюю школу.

Задачи программы состоят в коррекции следующих психических процессов и функций у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости и детей с ЗПР:

  • внимание;
  • память;
  • умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал;
  • способность к комбинированию;
  • пространственное представление и воображение;
  • способность предвидеть результаты своих действий;
  • способность выполнять последовательные действия по образцу.

Кроме того, учебный курс способствуют коррекции речи, мелкой моторики и исправлению других психических недостатков учащихся специальной (коррекционной) школы и детей с задержкой психического развития.

Все содержание курса строится на принципе концентричности: учащиеся каждый год возвращаются к одним и тем же темам, чтобы закрепить и по возможности, углубить имеющиеся знания, умения и навыки.

Особенности данной программы:

  • подача учебного материала происходит в игровой форме, поскольку этот вид деятельности в младшем школьном возрасте, при отставании в развитии является наиболее оптимальным. В ситуации игры ребенку понятнее сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия, он сам стремится научиться тому, что еще не умеет;
  • отличие представленных заданий от системы школьных упражнений, что дает возможность избежать негативного отношения к выполняемой работе у умственно – отсталых школьников и детей с задержкой психического развития;
  • наличие методического описания каждого урока с 1 по 4 класс (по 30 уроков в каждом классе) для педагога, психолога или дефектолога, который будет работать с этой программой;
  • четкое соответствие особенностей развития психических функций и систематизированного материала с основными программными требованиями к уровню развития учащихся школ VII и VIII вида.

Использование приемов, методов решения возникающих проблем, предложенных в программе, позволяет гарантировать сохранение здоровья ребенка, что является одним из приоритетных направлений “Концепции модернизации российского образования”.

При осуществлении контроля за реализацией программы, необходимо уметь пользоваться диагностическими методиками, предложенными автором, либо использовать другие соответствующие изучаемому параметру у детей школ VII-VIII вида.

Определение результативности программы.

Данный курс направлен на всестороннюю коррекцию и развитие младших школьников с легкой степенью умственной отсталости и учащихся с ЗПР. Это развитие идет постепенно, достаточно медленно, поэтому положительный результат достигается не сразу.

Могут:

  • проявляются новые положительные формы поведения;
  • раскрываются способности выполнять ранее недоступные виды деятельности;
  • расширяется позитивный вид общения и сотрудничества.

Критерием эффективности данной программы должна стать не оценка по предмету, а успешное психическое и личностное развитие личности младшего школьника, степень продвижения каждого ученика, которое может быть выявлено наиболее полно и объективно в процессе психолого-педагогического наблюдения и тестирования.

Основные требования к уровню развития учащихся.

Раздел I Развитие ощущений и восприятия.

Учащиеся 1 – го класса должны:

  • знать названия основных цветов: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый;
  • знать названия основных размеров: длина, ширина, высота;
  • знать название положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко;
  • различать звуки окружающей действительности: шуршание листьев, звон колокольчика, гудок автомобиля, голоса животных, людей;
  • выделять из группы предметов один или несколько, обладающих определенными свойства: (цвет, размер, форма, назначение);
  • сравнивать предметы по размерам;
  • определять положение предметов в пространстве, сравнивать расположение относительно себя или другого предмета;
  • сравнивать предметы по характеру материала: гладкий, шершавый, прочный, бьющийся; из чего изготовлен: стеклянный, деревянный, каменный, железный;
  • различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат;
  • применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации.

Учащиеся 2-го класса должны:

  • различать звуки окружающей действительности по высоте, силе, тембру;
  • различать все основные цвета, их сочетания и оттенки: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, коричневый, фиолетовый, черный, белый, голубой, розовый, малиновый;
  • сравнивать более сложные по форме предметы (не только сами предметы, но и их изображения);
  • сравнивать материалы, из которых сделаны предметы и свойства, которыми они обладают
  • ( мяч деревянный и мяч резиновый);
  • различать геометрические фигуры и тела: прямоугольник, шар, куб; уметь изображать отдельные простые предметы и объекты в виде плана, ориентироваться на плоскости в пространстве;
  • применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации.

Учащиеся 3-го и 4-го классов расширяют и закрепляют умения и навыки, полученные в 1-2-м классах. Особое внимание должно уделяться тренировке аналитического восприятия (процессу расчленения целого на части):

3-й класс:

  • анализ конкретного предмета;
  • система анализа конкретных предметов, сделанных человеком; · анализ предметов природного мира.

4-й класс:

  • выделение главного, существенного в сложном целом (анализ слова, предложения, состава числа, смысла прочитанного).

Раздел II Развитие пространственного восприятия.

Учащиеся 1-го класса должны:

  • определять положение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе;
  • ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре), верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, первая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы;
  • знать отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом за, следующий за.

Учащиеся 2-го клacca должны:

  • знать единицы времени: неделя, час;
  • определять время по часам с точностью до 1 часа.

Учащиеся 3-го клacca должны:

  • знать единицы времени: год, месяц, сутки, минута;
  • определять время по часам с точностью до 5 минут;

Учащиеся 4-го класса должны:

  • знать единицы времени и соотношение между ними:
  • 1 минута – 60 секунд;
  • 1 месяц – 28,29,30,31 суток;
  • 1 год – 12 месяцев.
  • определять взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения);
  • знать названия месяцев и их последовательность;
  • ориентироваться в пространстве времени (прошедшее, будущее).

Раздел III Развитие памяти.

Учащиеся 1 –го класса должны:

  • запоминать несколько предметов (2 – З) и порядок их размещения;
  • выполнять определенное задание по образцу (время экспозиции 1 – 2 мин);
  • выполнять определенное задание по словесной инструкции, удерживаемой в памяти (1 – 2 позиции);
  • удерживать в памяти 3 – 5 слов, предметов, цветов, событий и т.д.;
  • играть в 1 – 2 игры по теме.

Учащиеся 2-го класса должны:

  • запомнить несколько (3 – 5) предметов и порядок их размещения:
  • выполнять определенное задание по образцу (время экспозиции (30 сек – 1 мин), удерживаемой в памяти;
  • выполнять определенное задание по сложной инструкции, удерживаемой в памяти (2 – 3 позиции);
  • удерживать в памяти 5 – 7 слов, предметов, цветов, событий и т.д.;
  • играть в 1 – 2 игры по теме.

Учащиеся 3-го и 4-ео классов должны:

  • запоминать до 10 предметов и порядок их размещения;
  • выполнять определенное задание по словесной инструкции (без опоры на образец), удерживаемой в памяти (5 – 7 позиций);
  • удерживать в памяти 10 слов, предметов, событий и воспроизводить их спустя 30-40 мин;
  • воспроизводить (устно и письменно) короткие рассказы после прослушивания и самостоятельного чтения;
  • придумывать логическое окончание начальным (готовым) рассказам;
  • играть в 3 – 5 игр по теме.

Раздел IV Развитие воображения.

В процессе курса можно продолжить работу, используя игры и игровые упражнения для развития:

  • 1-2-е классы – наблюдательности (т. е. способности подмечать в исследуемом объекты многообразие деталей, свойств, сторон, качеств);
  • З-й класс – расчлененности (т.е. способности видеть объект в многообразии его признаков, наличия нескольких точек зрения на объект);
  • 4-й класс – способности к сравнению (т.е. к сопоставлению предметов и явлений, установлению их сходства и различия).

Раздел VI Развитие мышления.

Учащиеся 1 -го класса должны:

  • анализировать несложные формы объектов;
  • устанавливать несложные типы связей между отдельными формами, объектами, явлениями или их признаками;
  • строить умозаключения (с помощью взрослого);
  • конструировать (по образцу) простейшие объекты;
  • решать простейшие логические загадки и задачи;
  • проводить отбор и простейшую классификацию предметов.

Учащиеся 2-го класса должны:

  • анализировать формы объектов, пропорции и размеры их частей; · устанавливать различные типы связей между разными формами, объектами, явлениями или их признаками;
  • самостоятельно строить умозаключения и выводить простейшие закономерности на основе анализа и синтеза;
  • конструировать по словесной инструкции или по собственному замыслу знакомые объекты;
  • решать логические загадки.

В 3-4-х классах помимо развития данных сторон мышления, развиваются:

  • Критичность,
  • Основы логического познания,
  • Решение творческих задач разного вида.

Как было сказано выше, особенности психической деятельности умственно отсталых детей и учащихся с ЗПР носят стойкий характер, так как являются результатом органических поражений на разных этапах развития. Однако необратимость этого явления не означает, что оно не поддается коррекции.

Прежде всего, исправление недостатков познавательной деятельности детей с ОВЗ достигается в процессе обучения основами общеобразовательных дисциплин и усвоения требуемых умений и навыков. Большое место в процессе обучения и воспитания отводится игре, методу, с помощью которого у школьника пробуждаются мотивы и потребности в учебе, совершенствуются психические процессы, лежащие в основе познавательной деятельности.

В ходе игр у учащихся развивается речь, формируются количественные и временные представления, счетные навыки, расширяется кругозор, рождаются положительные эмоции – все это повышает эффективность обучения.

Литература.

  1. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека. Под ред. И.А. Полищука, А.Е. Видренко 2-е изд., – Киев: Здоровье, 1980.
  2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьника. – М., 2000.
  3. Бидструп Х. Рисунки. Т.1 М.: Искусство, 1969.
  4. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология – Ташкент: Медицина, 1996.
  5. Блейхер В.М., Крук И.В., Баков С.Н. Практическая патопсихология. Руководство для врачей и медицинских психологов – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  6. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: Роспедагентство, 1994.
  7. Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики (систематический курс развивающих занятий для младших школьников). – М.: Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1998. – 64с.
  8. Бурменская Г.В. Типологический анализ онтогенеза индивидуальных различий // Вопросы психологии. – №2. – 2002.
  9. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников . //Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1999.
  10. Гаврилова Т.П., Соколова О.В., Суслова А.В. Развивающие игры для детей с нарушением интеллекта. Пермь. ПГП Ун. Центр развития образования. Г. Пермь 2001. – 72с.
  11. Зак А.З. Как гусеница и муравей в гости ходили. /Интеллектуальная игра для дошкольников. – М., изд. Российского открытого ун-та, 1991. – 72с.
  12. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей . – М., 1995.
  13. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков.Руководство.– СПб.: Речь, 2007. – 391 с.
  14. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: Книга для учителя начальных классов. Изд. 2-ое, дополн. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 220с.
  15. Нейропсихология детского возраста. Альбом. – М. 1997.
  16. Нейропсихологическая диагностика. Альбом. Ч.2 Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 1994.
  17. Никишина В.П. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития . –М., Владос, 2003. – 126с.
  18. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.,– “ТЦ СФЕРА”, 2006 – 240 с.
  19. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения умственного развития младших школьников – Абакан: АГПИ, 1990.
  20. Программа интенсивного умственного развития детей дошкольного возраста. Составители: Э.Н. Иоффе, я/с №59 Кировского района г. Санкт-Петербурга, З.А. Михайлова, РГПУ им А.Н. Герцена.
  21. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. /ГавринаС.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В. Соколов, В.Н.Куров. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. – 192 с., ил. – (Серия: “Игра, обучение, развитие, развлечение”).
  22. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные патопсихологические методы для исследования больных в Клинике. – М., 1990.
  23. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М., Аркти, 2005. – 335.
  24. Цветкова Л.С., Ахутина Г.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии. – М.: МГУ, 1991.
  25. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред.М.И. Буянова. – М.:Просвещение, 1990. – 128с.: ил. – ISBN 5-09-002823-0

Приложение 1

Приложение 2