Методический проект "Развитие художественно-творческих способностей учащихся через применение триады художественной деятельности"

Разделы: МХК и ИЗО


“Ребенок наделен великими возможностями.
И если мы действительно стремимся
к преображению общества, целью обучения
должно стать развитие творческих способностей”
М. Монтессори

1. Условия становления и актуальность темы

Я учитель изобразительного искусства МОУ СОШ с УИОП №1 г. Малмыжа. В настоящее время веду уроки изобразительного искусства в 5-8 классах, технологию в 5-7 классах.

В своей образовательной деятельности я руководствуюсь требованиями государственного образовательного стандарта, который предполагает развитие у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру, воспитанию художественного вкуса, овладение навыками художественно-творческой деятельности. Изобразительное искусство преподаю по программе “Изобразительное искусство и художественный труд” под редакцией Б.М. Неменского. Работаю по данной программе с 1991 года. Считаю, что эта программа наилучшим образом решает проблему художественного образования в общеобразовательной школе. Одной из ведущих задач данной программы является творческое развитие личности ребенка, его воображения, определение его уровня понимания художественности на всех этапах обучения.

В нашем городе нет художественной школы. Приобщение детей к художественному творчеству осуществляется на уроках изобразительного искусства и во время внеурочных занятий в школе. Наблюдая за выпускниками начальной школы, я заметила, что в начале второго этапа обучения у учащихся 5 классов не в полной мере сформировано три способа художественного выражения действительности: изобразительное, декоративное и конструктивное. Школьники испытывают трудности в применении различной техники исполнения при выполнении практических работ: изображение на плоскости и в объеме, с натуры, по памяти, по представлению. Они имеют низкий уровень навыков декоративной и конструктивной деятельности.

Сформированность способов художественного выражения у учащихся 5-х классов

Анализ проведенных творческих заданий показал, что у учащихся недостаточно развито воображение, пространственное мышление, умение выразить свое настроение, эмоции в своих работах. Я заметила, что работы носят безликий характер и не отражают внутренний мир ребенка. В ходе исследования у школьников эстетического восприятия, были получены следующие результаты: у 52 % - не выражено, 21 % - выражено в слабой степени, выражено – 27% (Т. Морозова).

Сформированность эстетического восприятия

В ходе анализа полученных результатов было выявлено противоречие между необходимостью развивать художественно-творческие способности у учащихся на уроках изобразительного искусства, и недостаточным уровнем проявления индивидуальной креативности

Отсюда следует проблема: как развить художественно - творческие способности у учащихся, отражающие их внутренний мир

Для решения проблемы мною был разработан и реализован проект: “Развитие художественно-творческих способностей учащихся через применение триады художественной деятельности”

Я считаю, что данная тема в настоящее время актуальна:

  • развитие творческих способностей обеспечивает художественное восприятие мира и формирует чувство вкуса;
  • творческий подход способствует развитию внутреннего мира человека, способности углубления в себя, осознание своих внутренних переживаний и резервов;
  • творческое восприятие мира позволяет адекватно воспринимать любые изменения, нетрадиционно и качественно решать жизненные проблемы;
  • творческая деятельность позволяет ребенку занять позицию активного участника процесса обучения, дает возможность реализовать собственный жизненный замысел.

2. Теоретическое обоснование проекта

Я считаю, что одной из главных педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развить их творческие способности, где важная роль отводится урокам изобразительного искусства.

Свою педагогическую деятельность строю на следующих теоретических позициях:

  1. Идеи деятельностного подхода В.В.Давыдова.
  2. Идеи И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина, предполагающие перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы и нахождение способов ее решения.
  3. Идеи И.С.Якиманской, Б.М.Неменского об особенностях творческой деятельности учащихся, о необходимости помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, “окультурить” субъективный опыт ребенка.

3. Концептуальные идеи

Цель работы: Создание условий для развития творческих способностей учащихся через применение триады художественной деятельности

Для достижения цели решались следующие задачи:

  1. Разработать творческие задания с применением разных видов художественной деятельности, направленные на развитие творческих способностей учащихся.
  2. Изучить педагогическую и учебно-методическую литературу на развитие творческих способностей учащихся на уроке изобразительного искусства;
  3. Раскрыть особенности применения разных видов художественной деятельности на уроках;
  4. Разработать задания и апробировать задания с применением разных видов художественной деятельности на уроках.

ГИПОТЕЗА: если в комплексе применять разные виды художественной деятельности, это будет способствовать развитию художественн -творческих способностей.

В своей педагогической деятельности я стремлюсь к созданию такого образовательного пространства, которое бы позволило обеспечить личностный рост каждого ребенка. В соответствии с этим определила принципы своей образовательной деятельности:

  1. Принцип гуманизации, который является основополагающим в процессе педагогического развития ребенка.
  2. Принцип природосообразности, т.е. организация учебного процесса с учетом здоровья ребенка, его учебных возможностей, интересов, склонностей и т.д.
  3. Принцип педагогической поддержки, позволяющей ребенку преодолевать трудности вместе с учителем.
  4. Принцип практической направленности преподавания.

Основными идеями, обеспечивающими достижение поставленной цели, считаю:

  1. Идею совершенствования методики преподавания (внедрение новых способов, оценивание учебных достижений).
  2. Идею личностного подхода к ученику (уважение к ребенку, вера в его творческие силы, отвергая принуждение).
  3. Идею создания информационной среды (информация родителей о личностном росте ребенка, достижениях учащихся, психолога).
  4. Идею создания ситуации успеха.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:

  • Теоретические (анализ, синтез, моделирование, сравнение, абстрагирование)
  • Эмпирические (наблюдение, тестирование).

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

  • Развитие художественно-творческих способностей и формирование чувства вкуса;
  • Владение практическими умениями и навыками художественной деятельности;
  • Формирование художественно-творческой активности
  • Повышение у школьников интереса к предмету;
  • Использование полученных знаний и умений в дальнейшей жизни.

4. Этапы реализации проекта

В соответствии с целями и задачами педагогический проект реализовывался в три этапа:

1. Подготовительный - 5 класс (сентябрь 2005 года – июнь 2006 года).

  • Выявление проблемы
  • Анализ учебной программы и Госстандартов.
  • Изучение педагогической и учебно-методической литературы
  • Проведение вводных диагностик.

2. Основной (практический) – 6–7 класс (сентябрь 2006 года – июнь 2008 года).

  • Выявление уровня развития художественно-творческих способностей к предмету через анкетирование учащихся.
  • Отбор заданий и упражнений для формирования художественно-творческих способностей;
  • Использование на уроке ИЗО заданий, формирующих художественно-творческие способности.
  • Осуществление мониторинга за результатами деятельности

3. Контрольно-оценочный – 8 класс (сентябрь 2008 года – июнь 2009 года).

  • Выявление результативности;
  • Коррекция.

Какие же я вижу условия успешного развития творческих способностей:

  1. Предпочтение отдавать заданиям, в которых доминирует познавательная мотивация;
  2. Учитывать индивидуальные способности;
  3. Сохранять непосредственность и живость детского восприятия в создании творческой работы на уроке.
  4. Сотворчество и сотрудничество педагога и ученика.

5. Реализация проекта

Для реализации проекта была разработана модель развития художественно-творческих способностей у школьников.

Модель развития художественно-творческих способностей у школьников

Данная модель состоит из 4-х компонентов: целевого, содержательного, деятельностного, результативного, которые тесно взаимодействуют и направлены на реализацию цели: развития художественно-творческих способностей у школьников.

Содержательный компонент состоит их 4-х этапов творческого процесса:

  1. Познание – на этом этапе происходит пробуждение познавательной деятельности образного творческого мышления школьника. Важно, чтобы с первых уроков дети могли почувствовать процесс сотворчества педагога и ребенка.
  2. Сознание – на этом этапе формируются системные представления об окружающем мире, посредством широкого привлечения жизненного опыта ребенка. Начинается процесс знакомства в мире искусства.
  3. Преобразование – на этом этапе у ребенка происходит развитие ощущения и восприятия пространства и его заполненности. Процесс восприятия искусства приобретает на занятиях желанную форму.
  4. Использование в новом качестве – на данном этапе возникает потребность средствами искусства выражать в творческой деятельности свое отношение к миру.

Шаг за шагом приходит школьник к тому, что творческий характер- источник вдохновения и фантазии.

Деятельностный компонент включает в себя три способа художественного освоения действительности – изобразительный, декоративный и конструктивный. Постоянное практическое участие школьников в триаде художественной деятельности позволило приобщить их к миру искусства. Эти виды художественной деятельности помогли школьникам понять роль искусства в жизни людей: в формировании своего видения мира и своих чувств, своего отношения к окружающей реальности, своих представлений о прекрасном и безобразном.

Для развития художественно-творческих способностей у школьников я использовала технологические карты, которые содержат систему последовательной деятельности ученика на уроке. В ней спланирована работа ученика, направленная на достижение прочных знаний и формирование творческих способностей. В 5-м классе технологическая карта является алгоритмом практической работы, но каждый ребенок в процессе деятельности может внести свои коррективы, проявив выдумку и фантазию. В 6-7 классах технологическая карта содержит первые шаги по выполнению работы, закончить которую он должен самостоятельно. Учащиеся 8-го класса сами разрабатывают технологическую карту и выполняют работу, используя триаду художественной деятельности.

Для реализации цели проекта в своей работе я использовала практико-ориентированные задания, которые вызывают живой интерес у школьников и формируют жизненные навыки. При составлении данных заданий я применяю следующие приемы:

  • Прием “Измени мир”
  • Прием “Копилка интересных идей”
  • Прием “Подиум”
  • Прием “Педагогическая подсказка”

Практико-ориентированные задания, бесспорно, способствуют школьникам получить жизненный опыт на основе тесного взаимодействия изобразительного, декоративного и конструктивного видов деятельности. Например, в 8 классе при изучении темы “Объект и пространство” была выполнена работа “Город будущего”.

Учитывая многонациональный состав учащихся школы, я внесла изменения и коррективы в содержание программы, наполнив ее этнокультурным содержанием. Дополненная программа обеспечила изучение народного искусства и дала широкие возможности для творчества, раскрытия местных художественных традиций и народных промыслов. Особый колорит занятиям придавали встречи с народными умельцами, которые щедро делились своим мастерством.

Знакомство с особенностями национальной одежды, предметов быта происходило при посещении краеведческого музея. Уроки-экскурсии по улицам города позволили изучить этнические особенности декора домов. При использовании изобразительной художественной деятельности на уроках школьники учились видеть, понимать и изображать образный язык народного искусства, открывать для себя смысл декоративных элементов, благодаря которым вещь становится художественной. На уроках по декоративно-прикладному искусству при выполнении творческих работ учащиеся используют разнообразные материалы: бумагу, ткань, глину, бисер, нитки, природные материалы. Их применение можно увидеть на деталях народной одежды, оформлении их интерьеров, сувениров и игрушек. При конструировании дети развивают практические навыки работы с конкретным материалом, умение передавать единство формы и национального декора выполненных изделий.

Результативный компонент является итогом деятельности по реализации модели развития художественно-творческих способностей у школьников.

6. Результаты проекта

  1. Личностные результаты учащихся
  2. Сформированность способов художественного выражения

    Наблюдается повышение уровня сформированности таких способов художественной деятельности, как декоративного и конструктивного.

    Развитие художественно-творческих способностей

    Реализация проекта обеспечила развитие таких художественно-творческих способностей как самостоятельность, динамичность, эмоциональность, выразительность, графичность.

  3. Предметные результаты

Наблюдаются стабильные результаты качества знаний и уровня обученности. Мои воспитанники ежегодно становятся победителями и призёрами районных и областных творческих конкурсов.

Может быть, мои ученики и не станут великими художниками, но однажды, прикоснувшись к искусству, едва-едва погрузившись в прекрасное, они вряд ли забудут мир гармонии.