Познавательная игра "Био + Ника"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • Познакомить детей с некоторыми примерами использования в технике открытий бионики.
  • Развивать речь, логическое и творческое мышление, память, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в группе.

Оборудование: рисунок гремучей змеи, черепахи, розы, осьминога; набор карточек для каждой команды, коробку, ножницы, инструменты: пила, гаечный ключ, пассатижи, пинцет; рисунки: дельфина, паука; жетоны с названиями команд "био" и "ника", два жетона помечены * - это жетоны капитанов команд.

Этапы урока

1. Организационный момент.

Ведущий: Здравствуйте, ребята!

2. Вводная беседа.

На Земле человека окружают растения и животные, которые внушают ему множество замыслов. Наши лучшие изобретения в большинстве своем либо копируют, либо как-то используют природные новинки и технологии. Вы уже знаете о науке бионике, которая изучает природу с целью создания технических устройств, познакомились с некоторыми примерами использования в технике открытий бионики. Сегодня на игре вы узнаете о новых изобретениях, которые создал человек, наблюдая за природой, и проявите свои знания в области бионики.

3. Деление на команды.

В игре у нас будет принимать участие две команды. Выберите любой жетон. Поднимите руки те, которым попался жетон с надписью "био". Это будет команда "Био". Теперь поднимите руки те, которым попался жетон с надписью "ника". Это будет команда "Ника". Поднимите руки те, кому попались надписи с*. Это капитаны команд.

Каждый ученик выбирает жетон.

Команды рассаживаются за столики.

4.Основной этап.

Итак, начинаем нашу игру. Условия игры: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

На доске название игры.

Вы можете получить дополнительный балл до игры, если сможете ответить, как переводится название вашей команды.

("Био" - жизнь, "Ника" - техника.)

1) Первый конкурс.

Первый конкурс: Живым организмам приходится себя защищать, так как им постоянно угрожает опасность оказаться чьей - либо добычей: ведь все они являются звеньями пищевой цепочки, а также животные защищают свою территорию от посягательств своих сородичей. Мы тоже, наблюдая за ними, научились охранять свой дом, свою жизнь с помощью охранной сигнализацией, специальными газовыми баллончиками, колючей проволокой, бронированными транспортными средствами. Посмотрите на доску. На рисунках представлены объекты природы: роза, гремучая змея, черепаха, осьминог. Также у каждой команды есть карточки со словами: охранная сигнализация, газовый баллончик, колючая проволока, бронетранспортер.

На доске 4 рисунка: роза, гремучая змея, черепаха, осьминог.

Дети работают в группах, ответы записывают на листочках.

Задание: Найдите пары: живой организм и аналог его защиты, придуманный человеком. Напишите объект живой природы на соответствующую карточку.

Итак, я вижу, что команды готовы. Послушаем ответы (получившиеся пары) у каждой команды. А теперь правильный ответ: 1)охранная сигнализация - гремучая змея (у гремучей змеи на конце хвоста есть погремушка. Если животное приближается слишком близко, змея начинает трещать погремушкой. Громкий звук отпугивает того, кто потревожил рептилию. Охранные системы аналогично уберегают жилища от взломщиков. Спрятанный внутри дома прибор подает тревогу, как только кто-то заходит в помещение.) 2) газовый баллончик - осьминог (осьминог имеет мешочки, заполненные чернильной краской. Если на них нападают, они выпускают в воду облако чернил и быстро исчезают. Аналогично действуют специальные газовые баллончики. В некоторых странах люди имеют право носить их с собой, чтобы защититься в случае нападения.) 3) колючая проволока - роза (растения (розы) не могут убежать от своих врагов, поэтому они защищаются от травоядных шипами. Эффект колючей проволоки схож с эффектом шипов на розах.) 4) бронетранспортер - черепаха ( защищаясь, черепаха втягивает лапки и голову внутрь толстого панциря. Это обеспечивает надежную защиту от большинства хищников. В бронетранспортерах или танках для защиты солдат, находящихся внутри, используется каркас из стальных пластин наподобие панциря черепахи. Бронированные сухопутные транспортные средства и "бронированные" животные ради своей безопасности жертвуют скоростью и свободой маневрирования.)

Правильные ответы записываются ведущим на доске.

2) Второй конкурс.

Посмотрите, у меня на столе инструменты: гаечный ключ, пила, пассатижи, пинцет. Выберите из них инструмент, на создание которого человека натолкнули клешни краба.

Каждый участник выполняет задание самостоятельно. За каждый правильный ответ дается один балл.

Правильный ответ: гаечный ключ, которым зажимают и затягивают гайки и болты, - это механический вариант клешни краба, древнего инструмента природы. Также правильным ответом является пассатижи, так как это усовершенствованный вариант.

3) Третий конкурс.

Третий конкурс - конкурс капитанов. В этой коробке лежит предмет. Человека на его создание, скорее всего, вдохновили зубастые пасти и птичьи клювы, так как их сильные мышцы раскрывают и захлопывают нижнюю и верхнюю челюсти таким образом, что животные могут разрезать и разжевать пищу. Этот предмет сейчас применяется везде и есть в каждом доме.

Правильный ответ: ножницы.

На доске для каждой команды объект живой природы, спрятанные за 15 квадратиков. Команды выполняют задание поочереди.

4) Четвертый конкурс.

У меня на доске за квадратиками спрятаны объекты живой природы, которые представляют большой интерес для ученых - биоников. Для каждой команды свой живой объект. Команде разрешается открыть 5 квадратиков, после этого необходимо отгадать живой объект.

Правильные ответы: паук, дельфин.

Кто может сказать, чем же интересны они ученым - бионикам.

Показать фотографию бионического дельфина.

Приложение 1

Швейцарские авиаинженеры разработали оригинальный летательный аппарат, в котором несущие крылья копировали обтекаемую форму тела дельфина.

Разработан дирижабль "Дельфин", который назван потому, что поверхность полимерных листов, из которых собираются корпуса дирижабля, выполнена "в подражание коже" дельфина.

Показать рисунок кабины - дома.

Приложение 2

Бионический дельфин - новое транспортное средство двигается точь-в-точь как настоящий дельфин, да и его форма скопирована с тела дельфина.

На основании открытия американских ученых (они узнали, как на молекулярном уровне устроена нить паутины) удастся создать сверхпрочные и упругие синтетические материалы. Из них можно будет сшить сверхлегкие одежды.

По принципу паука создана кабина - дом, который нетрудно установить почти где угодно.

5) Пятый конкурс.

Сегодня на игре вы увидели интересные изобретения человека, созданные на основе наблюдений за природой. А теперь попробуйте создать свою модель транспорта, дома или другого полезного предмета на основе своих знаний и наблюдений за природой (животными, птицами, насекомыми).

Каждая команда получает листок, карандаши.

5. Итог.

Вы сегодня все были молодцы! Вы показали, как вы много знаете, но я думаю, что каждый из вас узнал что-то новое.

Какое задание у вас вызвало трудности?

Какая информация об объекте живой природы и аналогичном изобретении человека вам запомнилась, показалась самой интересной?

Подсчитываются баллы.

Награждение.

Библиография.

Книги.

  1. Гейтс, Ф. Живая природа / Ф. Гейтс.- М.: Премьера, Астрель, АСТ,2001.
  2. Литинецкий, И.Б. Беседы о бионике / И.Б. Литинецкий - М.: Наука, 1968.

Статьи.

  1. Если подлодка вильнула хвостом: // Юный Техник. - 2006.-№9. - с. 13.
  2. Железо и лилия // Юный Эрудит.- 2006.- №2- с.15-17
  3. Лу, К. Бионический дельфин / К. Лу // National Geografic.- 2005.- №6.- с.12.
  4. Павлова, Е. Чему поучиться у паука / Е. Павлова// А почему?- 2004.- №7.- с.5.
  5. Саюк, П. Дома - путешественники / П.Саюк // Юный Эрудит.-2004.- №5.- с.4-5.
  6. Фин, В. Катер с плавником дельфина / В. Фин // А почему?- 2000.- №10.- с.12.