Возможности применения элементов информационных технологий на занятиях по предметам общеобразовательного цикла

Разделы: География, История и обществознание


В настоящее время предъявляются новые требования к качеству подготовки выпускников учреждений профессионального образования.

Система профессионального образования должна готовить для рыночной экономики высококвалифицированные кадры, востребованные на рынке труда, способные ориентироваться и адаптироваться в быстро меняющихся производственных ситуациях, самостоятельно приобретать дополнительные знания в целях освоения новых технологий, нацеленных на повышение своего профессионального, образовательного и культурного уровня.

В учреждения начального профессионального образования, как правило, приходят подростки со стабильно низким уровнем общеобразовательной подготовки, познавательной активности, навыками учебной деятельности, отрицательной мотивацией к изучению общеобразовательных предметов. Все это затрудняет достижение этих новых качеств выпускника. Поэтому вопрос внедрения в образовательный процесс новых подходов к организации учебной деятельности, в настоящее время является актуальным.

Среди средств обучения, способствующих активизации мыслительной деятельности обучающихся, развитию их познавательных интересов, творческих способностей, формированию умений самостоятельно пополнять знания, информационные технологии занимают одно из ведущих мест.

Применение информационных технологий существенно активизирует восприятие учебной информации, делает ее более наглядной и легкой для усвоения, обеспечивает устойчивую мотивацию обучающихся к получению знаний.

У большинства людей более развита зрительная память, недаром говорится: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Психологи доказали, что у человека, слушающего монотонную непрерывную речь, уже через 20 минут ослабевает внимание. Если же речь сопровождается показом каких-то объектов, то в действие, наряду со слуховым, вступает и зрительный анализатор. Человек, только слушая, запоминает 15 % информации, только глядя - 25 %, а слушая и глядя одновременно - 65 % преподносимой ему информации. Исходя из сказанного - наиболее высокое качество усвоения обучающимися учебного материала достигается при сочетании слов преподавателя и мультимедийных изображений.

Практика показывает, что занятия с использованием электронных учебников позволяют обучающимся качественно и с интересом усваивать необходимый объем учебного материала. Такие занятия становятся увлекательными, и их содержание надолго сохраняется в памяти подростка.

Поэтому приоритетным направлением в нашей работе стало внедрение в учебный процесс элементов информационных технологий (электронных учебников, слайд-шоу, мультимедийных компьютерных презентаций).

На занятиях по предмету "История России" используется компьютерный (мультимедиа) учебник "История России ХХ век" автора Т.С.Антоновой и др. Передача информации через звук и синхронизированные с ним крупные, преимущественно графические образы делает мультимедийный курс истории существенно более эргономичным.

Учебник "История России ХХ век" представляет собой полный комплект необходимого комплексно-методического обеспечения занятий. В него входит одновременно и собственно учебник, и рабочая тетрадь, и атлас, и подробная хронологическая таблица, и хрестоматия с достаточно полной подборкой исторических документов, и видеофрагменты, и справочник с современной поисковой системой.

Важным обстоятельством для организации обучения истории, является то, что мультимедиаучебник нацелен на сочетание информационных компьютерных возможностей с образным восприятием исторического материала. Примерно 95% материала учебника представлено в ярких, богато иллюстрированных, эмоционально насыщенных (там где это необходимо) мультимедийных лекциях. Это позволяет повысить эффективность обучения, поскольку эстетическое и эмоциональное воздействие на обучающегося не менее важно, чем чисто информационное, что особенно актуально при изучении истории.

Несомненным преимуществом использования мультимедийного учебника по истории России ХХ века в процессе обучения является то, что:

  • учебник позволяет полностью обеспечить всем необходимым практически все учебные занятия по истории России ХХ века;
  • занятия обеспечиваются разнообразными материалами - в учебнике содержится более 30 "оживающих" анимированных карт, более 6000 иллюстраций: меняющиеся диаграммы, фотодокументы, картины и схемы, более 2 часов озвученной кинохроники, фрагменты из художественных фильмов, звуковые документы, такие как: речи Ленина, Троцкого, Милюкова, Хрущева, Горбачева и т.д., песни и т.п.;
  • работа с программой способствует эффективной и динамичной подаче учебного материала, мультимедийные лекции обеспечивают "погружение" в изучаемую эпоху через образное восприятие и эмоциональное воздействие, что в конечном итоге увеличивает интерес к предмету.

На занятиях по предмету "География" используется мультимедиа электронное издание "Экономическая и социальная география мира", разработанное по учебнику В.П. Максаковского "География". Его структура и содержание соответствуют базовому курсу "Экономическая и социальная география мира".

Данное мультимедиа электронное издание сочетает в себе несколько функций.

Во-первых, как и традиционный учебник, оно осуществляет информационную функцию, обеспечивает усвоение обучающимися содержания учебного предмета. Благодаря мультимедиа технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видео фрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой.

Кроме базового учебного материала по курсу "Экономическая и социальная география мира" в мультимедиа издании предусмотрены возможности для углубленного изучения географии. Эта возможность реализуется по нескольким направлениям: использование материалов справочного раздела, выполнение практических работ углубленного или межпредметного характера.

Вторая важная функция мультимедиа издания - организация самостоятельной учебной деятельности. Обучающиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ и тестовых заданий, вести учет результатов. Большинство практических заданий носит игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения обучающихся. При этом обучающийся может дополнительно использовать информацию из учебника, атласа и других справочно-информационных материалов.

Мультимедиа технологии позволяют не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создают возможность нелинейного перемещения между различными частями курса. Благодаря этому обучающиеся могут устанавливать различную последовательность изучения событий и тем, индивидуальный темп работы. Все эти возможности способствуют развитию желания и умения учиться, развивают интерес к географии.

Третья функция мультимедиа учебного издания - осуществление контроля знаний и умений обучающихся. В разделах "Тесты" и "Практика" помещены задания для проверки знаний учащихся разной формы и разного уровня сложности с нормами оценок.

В каждой теме присутствуют практические работы, в которых обеспечивается мониторинг решения задач. В ходе выполнения работы при возникновении ситуации затруднения обучающийся получает подсказку, например, разъяснение термина, рекомендуемая ссылка на конкретный учебный материал, предложение вариантов для выбора очередного шага решения, набор пропущенных в шаблоне элементов. Таким образом, деятельность обучающегося корректируется и ведется в нужном направлении.

Существуют различные возможности и варианты применения электронных учебников при изучении предметов общеобразовательного цикла, в силу различных причин (главная из которых - отсутствие ПК у каждого обучающегося) мы применяем мультимедиа учебники:

1) при организации учебных занятий;

2) во время проведения консультаций;

3) для организации самостоятельной домашней работы обучающихся.

Учебное занятие. С помощью электронного учебника реализуется один из важнейших принципов обучения - наглядность.

На учебном занятии, используя лишь мультимедийный проектор и один ноутбук (компьютер) тем не менее, у преподавателя существуют очень широкие возможности для реализации различных приемов обучения. Преподаватель может:

- показать мультимедийную лекцию полностью с дикторским текстом и (или) с собственными комментариями;

- использовать только иллюстративный ряд лекции (меняющиеся диаграммы, "оживающие" карты, кинохронику и фотографии, звуковые фрагменты);

- проводить текущий и тематический контроль ЗУНов обучающихся с помощью тренировочного и контрольного тестирования.

Консультации. Мультимедийный учебник можно использовать и как средство коррекции знаний обучающихся на консультациях.

На занятии у преподавателя не всегда есть время на организацию коррекционной работы, поэтому такого рода деятельность выносится, как правило, на консультации. Однако заниматься с несколькими обучающимися одновременно по разным вопросам преподаватель не в состоянии. В этом случае незаменимым помощником становится электронный учебник.

Обучающиеся работая за компьютерами заново изучают материал тех лекций, по которым у них недостаточно знаний. Преподаватель при этом выступает в роли консультанта (если это необходимо), что значительно легче, чем излагать учебный материал еще раз. Кроме того, преподаватель может заниматься в освободившееся время еще и с другими детьми. Таким образом, работа на консультациях будет максимально индивидуализирована.

Такое повторение ранее изученного или пропущенного материала несравненно более интересно обучающимся, следовательно, и его эффективность будет значительно выше.

Домашняя работа. Мультимедийный учебник является полноценным учебным пособием для организации самостоятельной домашней или поисковой работы обучающихся. Его можно использовать:

- для выполнения обучающимися домашней работы, заданной преподавателем;

- для подготовки к контрольным работам, выпускным или вступительным экзаменам;

- в качестве энциклопедии-справочника при написании рефератов, докладов.

Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты обучения повысятся благодаря использованию электронных учебников, но однозначно то, что применение мультимедиа на занятиях повышает интерес и мотивацию обучающихся к учебному предмету; активирует зрительный и логический вид памяти; активизирует самостоятельную познавательную деятельность обучающихся.

Использование информационных технологий в учебном процессе вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, способствует росту профессионального мастерства преподавателей. Творческое и глубоко продуманное использование элементов информационных технологий создает прекрасные развивающие возможности как для обучающихся, так и для самих педагогов, обеспечивает современный, качественный уровень образовательной деятельности на занятиях.

Мультимедийные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения и наличием необходимой информационной и технологической подготовки педагога, создают условия для реализации вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения. Что в свою очередь напрямую влияет на качество образования.